СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе по теме "Биоценоз,его структура"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме "Биоценоз,его структура"»

Урок биологии в 9 классе на тему:

Биоценоз. Видовая и пространственная структура

 Цель урока: Сформировать понятие о биоценозе. Образовательная: Показать учащимся многообразие биоценозов. Выявить его видовую и пространственную структуру.
Воспитательная: понимания важности сохранения видового разнообразия в биоценозе. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;
Тип урока: комбинированный
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, ИКТ.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование, материалы:  гербарный материал, коллекции насекомых, картинки с изображением различных растений, компьютер, презентация урока, ЦОР (Биоценоз. Ярусность.)

План урока:

1.Вступительное слово учителя. (Задание проблемного характера учащимся.) 1мин.

2.Работа в группах (класс делится на 3 группы). 4мин.

3. Тема, эпиграф урока. 1мин.
4. Актуализация знаний.1мин.
3. Цель урока.1 мин.
4. Изучение нового материала:+повторение 26мин.
а) Видовая структура в биоценозе;
  б)Пространственная структура

   г) Учебный мозговой штурм (УМШ)
   е) Коллективная мыслительная деятельность – решение экологических задач;
   ж) Составление синквейна по теме;

5. Закрепление материала (7 минут) 6. Информация о домашнем задании.1мин.
7. Рефлексия. 3мин





ХОД УРОКА

«Быть живым – значит быть организованным».

В.И. Вернадский.

(На доске эпиграф)

1.Вступительное слово учителя. Классная комната проветрена на перемене перед уроком. «Здравствуйте! На улице весна! Класс проветрен, дышится легко. В свое время В. Маяковский написал: « Затхлым воздухом жизнь режем! Товарищи, отдыхайте на воздухе свежем!» Отдых нас ждет в каникулы, а сейчас мы с вами будем при наличии чистого воздуха работать.

Слайд 1.



(Попробуем с вами выяснить какая тема сегодня нами будет изучена, выполнив задание.)



2.Работа в группах (класс делится на 3 группы).

Перед каждой группой лежит

1)гербарный материал,

2)коллекция насекомых,

3) картинки растений.

Задание: Выберите растения и животных, которые (по вашему мнению), как-то объединены между собой.



3. Слайд 2.

Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познанию незыблемых законов природы. Обратите внимание на эпиграф урока.







2. Актуализация знаний:

Слайд 3



Слайд 4

3.Инициализация урока: цель, личностная задача учащихся.

Цель урока.



4. Изучение нового материала

Слайд 5

Сообщение учащегося.

Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса.

Сообщение учащегося.

Термин «Б.» предложил К. Мёбиус (1877), изучавший комплексы донных животных, образующих т. н. устричные банки. Мёбиус подчеркнул взаимосвязь всех компонентов Б., их зависимость от одних и тех же абио-тич. факторов, свойственных данному местообитанию, и роль естеств. отбора в формировании состава Б. Термин «Б.» получил распространение в науч. лит-ре гл. обр. на нем. и рус. языках.

Учитель:

Было бы неверно считать термины «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз»  синонимами, несмотря на то, что между ними много общего.



Слайд 6,7

В чем отличие этих понятий.

а) Видовая структура биоценоза (учащиеся делают запись в тетради).
См Приложение.



Слайд 8-12

Откроем учебник стр.100

Вопрос: Какими могут быть виды? (Смотрите выделенное жирным шрифтом.) Слева серым цветом текст: …разные виды мхов.(Показываю мох и ягель)

Вопрос:

Перед вами коллекция растений, которые в народе называют мхами. Найдите лишнее. (Олений мох – лишайник). Свой выбор аргументируйте.

Ответ: Лишайник О.М. растет в тундре, а мхи в лесу.

Т.е. О.м. имеет другое место произрастания, по иному для каждого места(биоценоза)свои растения.



Слайд 13,14 (Запись в тетради)



Открыть: ЦОР 9класс. Биоценоз, сообщества. 1.Биоценоз.



б)Пространственная структура (Запись в тетради)

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника

Слайд15

ЦОР 9класс. Биоценоз, сообщества. 5.Биоценоз.

Беседа по прочитанному материалу.


Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.

Учитель. С понятием ярусности мы можем познакомиться, прочитав рассказ М.Пришвина. У этого русского писателя много произведений о природе. Это наблюдения, записанные автором, которые позволяют нам лучше понять и полюбить природу нашей Родины!

«Этажи леса»

Сообщение учащегося.

М. Пришвин.

ЭТАЖИ ЛЕСА.

«У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в

самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на

земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички,

совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху

селятся хищники: ястреба и орлы.»



Учитель.

Пространственная структура биоценоза — это распределение организмов разных видов в пространстве (по вертикали и по горизонтали). Пространственная структура образуется прежде всего растительной частью биоценоза. Различают ярусность, или вертикальную структуру биоценоза, и мозаичность (Учитель показывает растение сверху), или структуру биоценоза по горизонтали.


г) Учебный мозговой штурм (УМШ)

Учебный мозговой штурм – «Задача Чарльза Дарвина»

А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?
(Предполагаемый ответ) Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.



ж) Составление синквейнов по теме: Биоценоз.

1.Биоценоз.

2.Маленький, большой.

3.Производит, саморегулирует, разрушает.

4. Биоценоз устойчивая природная система.

5.Система.

И т.д.

5. Закрепление материала (7-10 минут)





Проверочная работа по теме: Биоценоз.

1. Биоценоз - это

а) природное сообщество, включающее в свой состав все растения, населяющие определенную территорию;

6) природное сообщество, включающее в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии, совместно населяющие определенную территорию;

в) все растения, животные, бактерии, грибы, лишайники, населяющие Землю.

2. I ярус в хвойном лесу составляют:

а) дубы, клены; б) ели, сосны; в) крушина, орешник.

3. Влияние человека на биоценозы называют

а) абиотическими факторами; б) биотическими факторами; в) антропогенными факторами.

4. Естественные биоценозы:

а) поле, сад, лес; б) луг, степь, водоем, лес; в) пруд, сад, тундра.



Биоценозы вариант1 (Кудряшова Настя)

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Биоценоз — это природное сообщество, включающее в себя

1) растения и грибы, совместно населяющие определенную территорию

2) все живые организмы, совместно населяющие определенную территорию

3) растения и животные, совместно населяющие определенную территорию

4) животные, населяющие определенную территорию

2. Назвать фамилию ученого , который ввел понятие «Биоценоз»

3. Какие деревья располагаются в 1 ярусе?



Биоценозы вариант2 (Волкова Мария)

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. агробиоценоз -

1) способен долго существовать самостоятельно

2) природное сообщество

3) искусственный биоценоз

4) включает в свой состав только животных

2. Определение биоценоза.

3. Назвать растения нижнего яруса.



6. Домашнее задание.

А) Обязательный минимум. П.38
Б) Тренировочный уровень (тем, кто желает глубже изучить материал по изученной теме) – составить опорный конспект)

7. Рефлексия

Что на уроке было главным? 
– Что вы узнали нового? 
– Чему вы научились?

Японцы учат всех нас приспосабливаться к условиям «космического корабля», когда всего мало – естественных ресурсов, пространства, - все надо беречь, а потому каждый должен воспитывать в себе скромность в личных потребностях.

С Японии к нам пришла икебана- искусство изысканных композиций из минимального количества естественного материала; короткий стих, передающий неповторимость мгновения, - хокку, и обряд чайной церемонии, когда всем надлежит любоваться и радоваться всему, что тебя окружает.









Приложение.

Пространственная структура биоценозов.

Пространственная структура определяется расположением особей разного вида относительно друг друга в вертикальном и горизонтальном направлениях.Распределение видов по вертикали выражается в форме ярусности, что обеспечивает более полное использование среды и как следствие более высокую продуктивность. Наиболее отчетливо она выражена в лесах, где можно выделить: наземный ярус, состоящий в основном из мхов и лишайников; травянистый ярус; ярус кустарников и, наконец – древесный, состоящий из высоких деревьев. На ярусность растительности накладывается соответствующее расположение фауны, хотя оно не выражено столь отчетливо. В почве также можно выделить горизонты по степени насыщенности корнями.Горизонтальная компонента пространственной структуры биоценоза выражается разной степенью неоднородности видового состава, которая обусловлена в основном формами рельефа, почвенными разностями, особенностью гидрологического режима.



Видовое разнообразие — число видов в данном сообществе или регионе. «Видовая структура». Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием.

Встречаются бедные и богатые видами биоценозы. Видовое разнообразие зависит от возраста сообщества (молодые сообщества беднее, чем зрелые) и от благоприятности основных экологических факторов, например биоценозы высоких широт, пустынь и высокогорий бедны видами. Высоким видовым разнообразием отличаются экотоны — переходные зоны между сообществами, а увеличение здесь видового разнообразия называется краевым эффектом (например, опушки леса). В сообществе различают доминантные виды, преобладающие по численности, и второстепенные, или малочисленные и редкие. Среди доминантов особо выделяются эдификаторы (строители) — это виды, определяющие микросреду (микроклимат) всего сообщества (как правило, это растения). Пространственная структура биоценоза — это распределение организмов разных видов в пространстве (по вертикали и по горизонтали). Пространственная структура образуется прежде всего растительной частью биоценоза. Различают ярусность, или вертикальную структуру биоценоза, и мозаичность, или структуру биоценоза по горизонтали.

Любая популяция занимает определенное местообитание и определенную экологическую нишу. Местообитание — это территория или акватория, занимаемая популяцией, с комплексом присущих ей экологических факторов. Местообитание вида является компонентом его экологической ниши. Применительно к наземным животным местообитание вида называется стацией, местообитание сообщества — биотопом.

Экологическая ниша — это место вида в природе, или совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно неограниченно долгое существование вида в природе, включая не только его положение в пространстве и отношение к абиотическим факторам, но и его функциональную роль в сообществе. Для характеристики экологической ниши обычно используются два важных показателя: ширина ниши и степень перекрывания ее соседними. Экологические ниши разных видов могут быть разной ширины и перекрываются в различной степени. Различают фундаментальную экологическую нишу, определяемую только физиологическими особенностями организма, и реализованную, в пределах которой вид реально существует. Иначе говоря, реализованной является та часть фундаментальной ниши, которую данный вид, популяция в состоянии «завоевать» в конкурентной борьбе.



Биоценозы нельзя разрушать

  1. Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
    Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
    Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
    И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
    Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
    Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
    А потом пришла беда – отворяйте ворота!
    Все посевы, урожай насекомые сожрали.
    Их в таком большом числе прежде не было нигде.
    Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
    Им родители с полей тащут мошек и червей.
    Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
    И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
    Если все с плеча рубить, можно дело загубить!