СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения" Рассказ танкиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения" Рассказ танкиста"

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения" Рассказ танкиста"»

Конспект урока по литературному чтению на тему : А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с жизнь и творчеством А.Твардовского.

  2. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

  3. Расширить словарный запас.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

  2. Совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитывающая:

  1. Создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: учебник, портрет А. Твардовского, иллюстрации войны.

Ход урока

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Определение темы и целей урока.

-Ребята, какой праздник к нам приближается? (23 февраля).

-А что это за день 23 февраля? (день защитника Отечества).

-День защитника Отечества – это праздник, который объединяет поколения защитников Русской земли. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал нашу родную землю от захватчиков. Мы вспоминаем тех, кто в годы войны отдал свои жизни за то, чтобы жили мы.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

-Ребята, произнесите тихонечко, медленно слово война.

(Дети произносят).

-Какие чувства вызывает у вас слово война?

( Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое).

-Подберите синонимы к этому слову.

что вы знаете о Великой Отечественной Войне?

(ВОВ- это война против немецко -фашистских захватчиков. Она началась в 1941 году 22 июня. Войска Германии обрушили свой удар на нашу страну, нападение было внезапным. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Война была долгая и трудная. Длилась война 1418 дней и ночей и унесла с собой очень много человеческих жизней. 9 мая 1945 года война закончилась.

После войны 11 тысяч человек- были удостоены высокого звания Героев.)

- А неизвестных героев, ребята , к сожалению, было гораздо больше.

-О подвиге одного из них рассказал нам свидетелем ВОВ один великий поэт Александр Трифонович Твардовский.(на доске портрет).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с его биографией и произведением.

4.Знакомство с биографией автора.

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии родился Александр Трифонович Твардовский. Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. У него был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. Как-то в дом приехал дальний родственник — гимназист, и представил своё стихотворение «Осень». 10-летний Саша решил, что такое дело и ему по плечу — через несколько дней уже была готова парочка стихов о лете. В 14 лет его заметки стали печатать в газетах. Так Твардовский, ёще учась в сельской школе, в 14 лет стал корреспондент смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи.

Корреспондент-

1.Тот кто находится в переписке с кем-либо.

2. Сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающий сообщения с места события.

А.Т. с отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, с которыми вы будете знакомиться в старших классах, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. -Что вы запомнили о А.Т.Твардовском?
  1. Работа над произведением.
а) первичное чтение. -Откройте учебник на странице 102. -Прочитайте название произведения. -Как вы думаете о чём это произведение? -Начнём чтение текста, я прочитаю, а вы внимательно послушаете.

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

( Чувство страха, гордости, интереса, опасности…).

Словарная работа. -Ребята, вам встретились непонятные слова? Давайте познакомимся с их значением.( слова на доске) Бедовый - шустрый, смелый. Спросонку - сквозь сон, в полусне. ( все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный сон.) Примостился - расположиться, устроиться. Уличный бой - во вторую мировую войну, наши танки были самыми лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности. С расчётом – группа солдат, обслуживающих пушку. Чернозём - тип почвы. Хлопец - (в разговорной речи), мальчик. Катим вчетвером - командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три танкиста). Гвоздить - 1. Бить, колотить изо всех сил. 2. Упорно повторять одно и то же.

б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.

-Прочитайте описание боевой обстановки, в которой действовали танкисты.

(Был трудный бой, шёл бой за улицу, огонь врага был страшен, а он гвоздит - не выглянуть из башен..).

-Как вы думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

(Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу, победу ковали не только взрослые, но и дети).

-О ком автор хочет рассказать отдельно?

(О мальчике).

-Правильно, в такой страшной обстановке внезапно появляется мальчик.

-Давайте представим мальчика.

-Какой это мальчик?

(Смелый, храбрый, бесстрашный, не теряющийся в трудные минуты жизни – мужественный)

-Как его описывает автор?(найти в тексте).

-Мальчика могли убить. Думал ли он об этом, помогая танкистам?

-Как мальчик говорит танкисту о том, что ему известно? Найдите диалог в тексте.

-Прочитайте взволновано эти строки. (несколько детей читают, кто-то командир, а кто-то мальчик, а затем поменяться ролями).

(быстро, взволновано, ему некогда рассказать всё).

-С каким чувством говорит танкист о мальчике?

(с добрым, тёплым , как товарищу пожал…)

- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами).

– Приветливый – встречает как гостей

– Нежадный, щедрый – сливы сует

– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

– Скромный – показал и убежал…

- Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. С какой выразительностью нужно читать?(лет десяти-двенадцати…)

( С уважением, гордостью, он ему нравится…)

(Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору).

-Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?

(Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.)

- Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения).

- В чём танкист видит свою вину?

- Почему начало и конец автор повторил дважды?

(усиливает чувство сожаления боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени героя).

Обобщение:

-Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

-И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.

-Для чего?

(Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны).

Выразительное чтение стихотворения. (разночтение)

работа над языком:

-Какие литературные приемы использует Твардовский?

(Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения).

-Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?

(Прием сравнения).

-Найдите прием сравнения.

(Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.)

5.Анализ текста.

-Понравилось вам стихотворение?

6.Домашнее задание.

- Выразительное чтение стихотворения.

-Выучить понравившийся отрывок.