Просмотр содержимого документа
«"Урок доброты" по рассказу В. Распутина»
«Уроки доброты»
По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского »
- Чем человек умнее и добрее, тем
- больше он замечает добра в людях.
- Л.Н.Толстой
- Силу подлости и злобы
- Одолеет дух добра.
- Б.Пастернак
- Понаблюдать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет доброта;
- Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа;
- Узнать основные принципы доброты, которые выделял В.Г. Распутин .
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - 1973г.
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
- 1. Самостоятельная жизнь
- 2. Игра в «чику» на деньги
- 3. Драка
- 4. Снова избили
- 5. Занятия французским языком
- 6. Игра в «замеряшки»
- 7. Лидия Михайловна уехала
- 1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалсь тоска»
- 2. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый раз по рублю.»
- 3. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.»
- и т.д
- Совпадает ли ваше представление о Лидии Михайловне с восприятием художника?
- Какой вы увидели учительницу ?
«Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
- «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать.»
Ж. Жубер
- Упрямство
- Порядочность
- Стеснительность
- Чуткость
- Милосердие
- Честность
- Любовь к детям
- Юмор
- Добросовестность
- Жажда справедливости
- Доброта
Лидия Михайловна:
Мальчик:
- Порядочность
- Чуткость
- Милосердие
- Честность
- Любовь к детям
- Юмор
- Добросовестность
- Доброта
- Упрямство
- Порядочность
- Стеснительность
- Честность
- Жажда справедливости
- Уроками доброты, человечности, сотрадания…
- взаимопонимание;
- любовь;
- поддержка друг друга в разных
жизненных ситуациях;
- Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
- Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
- Учебная работа, заданная школьнику на дом.
- Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
- Преподавание школьных учебных предметов отдельным лицам.
- Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.)
- Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
- На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
- Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
- Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность
- Какое же значение, по вашему мнению, в жизни имеет доброта?
- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства показать, что существуют по-настоящему добрые люди, и что есть в жизни законы доброты?
- Какие принципы доброты выделял В.Г. Распутин?
- Написать сочинение: «Как я узнал (а), что такое доброта. »
- Подготовила Кукушкина О.С
- учитель литературы МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина