СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок дружбы" М. С. Пляцковский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературное чтение М.С. Пляцковский "Урок дружбы" - 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«"Урок дружбы" М. С. Пляцковский»

Конспект урока по системе учебников
«Начальная школа
XXI века»

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс.

Автор учебника: Л.А. Ефросинина

Тема урока: М. С. Пляцковский «Урок дружбы».

Дидактическая цель: создание условий для знакомства с творчеством

М.С. Пляцковского, с его сказкой «Урок дружбы»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения, чтения по ролям; расширить круг знаний о творчестве М.С. Пляцковского;

Развивающая: развивать речь, творческие способности, воображение; умение работать в парах;

Воспитательная: прививать любовь к книге; воспитывать дружеские отношения и нравственно-эстетические нормы.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование).

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения:

Для учителя: Л.А. Ефросинина  Литературное чтение – учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана-Граф, 2014; портрет М.С. Пляцковского; выставка книг со сказками; мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор; презентация.

Для обучающихся: рабочая тетрадь (автор Л.А. Ефросинина), лист бумаги, цветные карандаши; маски героев сказки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Ребята, а начнем мы наш урок

с игры «Вспомни и назови».

На экране будет появляться отрывок произведения, с которым мы уже познакомились на уроках литературного чтения, вы должны его прочитать, вспомнить название, кто автор, а также постараться определить жанр произведения.

Но прежде перечислите литературные жанры, которые нам известны!

- А на какие две группы можно разделить все произведения?

1.Мышонок Мышонок ,я тебя подстерегу!

-А у меня в норке спаленка.

-Кушать захочешь-вылезешь. (В.Бианки «Лис и Мышонок»)


2. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

(Русская народная сказка «Лиса и журавль»)


3. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой перевязали –

и построили кораблик !

(В.Сутеев «Кораблик»)


4. «Она кормила зимних птичек,

Бросая крошки из окна,

От их веселых перекличек

Смеялась радостно она»

(И.Северянин «Ее питомцы»)


5.  Ты, братец, как стемнеет, иди на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: "ловись, рыбка, и большая и маленькая! Ловись, ловись, рыбка, и большая и маленькая!" – рыба сама на хвост и нацепится. Да смотри, не забудь: "и большая и маленькая!", а то если одна большая наловится, пожалуй, и не вытащишь.

(РНС «Лисичка-сестричка и волк»)


- Не заметил ли кто из вас лишнее произведение в одной из групп?


-А что объединяет все остальные?


После прослушивания последнего отрывка, возникает ПРОБЛЕМНАЯ ситуация.


-А знакомы ли вам эти строки и их автор?


«Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику»





Вспоминают и называют произведение, автора и жанры (сказка, рассказ, стихотворение, пословица, загадка)










В.Бианки «Лис и Мышонок»














Русская народная сказка «Лиса и журавль»




В.Сутеев «Кораблик»






И.Северянин «Ее питомцы»









Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и волк»





Сказки о животных.


  • самоопределение (Л);

  • стремление
    к успешности в учебной деятельности (Л);

  • целеполагание (П);

  • планирование учебного сотрудничества
    с учителем
    и сверстниками (К)

- группировка
и классификация текстов по разным основаниям (П)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слушание сказки М.С. Пляцковского «Урок дружбы» - чтение учителя.

Беседа:

- Подумайте, какое произведение вы прослушали?

- Какой жанр?

- Докажите, что прослушанное произведение – сказка.

Моделирование обложки книги

- Возьмите листочки бумаги, линейки, сделаем модель обложки.

- Кто автор сказки? (варианты ответов детей)

- О ком эта сказка?

- Как называется это произведение?

Итак, обложка готова

Слушают сказку;


Отвечают на вопросы учителя;


Моделируют обложку.

  • ориентировка в речевом потоке (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • понимание фактического содержания текста (П);

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу (Р);

  • понимание алгоритма выполнения задания (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • участие в обсуждении прочитанного содержания (К);

3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Кто автор сказки? (варианты ответов детей)

- Хотите узнать, где родился, жил автор, и какие произведения он еще написал? (просмотр слайдов, в них содержится портрет писателя, информация о его творчестве, иллюстрации произведений М.С. Пляцковского: «Добрая лошадь», «Длинная шея», «Как утенок свою тень потерял», «Ёжик, которого можно было погладить»)


Кто же герои сказки? (слайды иллюстрации героев сказки)

Ответить вам помогут загадки-подсказки (отгадки сопровождаются показом слайда)



Возле дома, по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый ..?


Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик – Чирик»

(воробей)

- Кто же герои сказки?


Знакомятся с творчеством М.С. Пляцковского


Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

  • интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге (Л);

  • принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);

- выполнение логических действий (П)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа по учебнику (с. 82-83).
- Рассмотрите иллюстрации к сказке в учебнике.

- Вспомните, с чего все начиналось?

- Что произошло потом?

- Как заканчивается сказка?

- Охарактеризуем героев сказки:

Каким вы представляете Чика?

Расскажите о нём.

Каким вы представляете Чирика?

Каким героям подойдут слова? (картинки героев прикреплены на доске; слова лежат на партах: скрытный, жадный, добрый, дружелюбный) - учитель читает характеристику героя.)


Отвечают на вопросы;


Дают характеристику героям сказки;


Сопоставляют героев и их характеристику - дети выходят к доске и прикрепляют слова на магниты.


  •  эмоциональное восприятие поступков героев (Л);

  • первоначальное представление о нравственных понятиях (Л);

  • умение принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя (Р);

  • понимание фактического содержания текста (П);

5. Реализация построенного проекта.

Работа в тетради (с.49):

- Какие слова из сказки? Подчеркните.

- Раскрасить героя, который понравился.

Выбирают, подчеркивают слова; раскрашивают героя.

- умение выделять события, видеть их последовательность в произведении (П)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чтение сказки в учебнике.

- Вспомните разговор Чика и Чирика.

- Кто сможет выразительно прочесть слова Чика?

- Кто сможет передать выразительно словаЧирика?

- Кто передаст интонацию автора?

Читают сказку по ролям.

- способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (Л);

- интерес к чтению, внутренняя мотивация обращения к книге (Л);

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления (К)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Инсценировка эпизодов сказки.

Инсценируют сказку.

  • основы для развития творческого воображения (Л);

  • умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р);

- умение ориентироваться
в речевом потоке (П)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Захотелось ли вам перечитать сказку?

- Какие качества своих персонажей осуждает автор?

- Кого можно считать настоящим другом?

- Понял ли Чик свою ошибку?

Найдите и зачитайте слова, доказывающие это.

- Чему хочет научить нас автор?

- Чему учит сказка?

- А есть ли у вас друзья?

- Случалось ли с вами такое, как с героями сказки?

- Так в чем же заключается Урок дружбы?



Участвуют в обсуждении сказки, оценивая героев.

  • интерес к чтению (Л);

  • умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики (Л);

- участие в обсуждении прочитанного содержания (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

  • Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

- Какие затруднения остались?

- Над чем надо еще поработать?



Принимают участие в обсуждении;


Оценивают свою деятельность.

  • умение выделять
    и формулировать познавательную цель (П);

  • стремление к успешности в учебной деятельности (Л);

участие в обсуждении (К)



Приложение:

жадный

дружелюбный

скрытный

добрый





Список использованных материалов:

1. Л.А. Ефросинина  Литературное чтение – учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана-Граф, 2013

2. Л.А. Ефросинина  Литературное чтение – рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: Вентана-Граф, 2013

3. http://ped-kopilka.ru/ - сборник загадок.