ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. РЕГУЛЯЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ОРГАНИЗМА»
Задачи: сформировать у учащихся понятие физических закономерностей движения крови в организме, нейрогуморальную регуляцию кровообращения; познакомить с особенностями движения лимфы; закрепить понятие артериального давления; формировать навык определения пульса; расширять познавательный интерес; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование и материалы: таблицы «кровообращение», «лимфообращение», секундомер.
Тип урока: урок формирования и совершенствования практических умений и навыков.
Базовые понятия и термины: артериальное давление, гипертония, гипотония, артериальный пульс, частота пульса, лимфа, лимфообращение, регуляция кровообращения.
Структура и содержание урока
I. Актуализация мыслительной активности учащихся на основе опорных знаний
самостоятельная работа
На доске начерчена таблица, и ученики перерисовывают ее в тетрадь.
Учитель устно диктует задания, а учащиеся должны вносить эти сведения в соответствующую колонку.
сосуды несут кровь к сердцу
стенки плотные и эластичные
стенки образованы одним слоем клеток
впадают в предсердия
этих сосудов в теле очень много
в них самое высокое давление
выходят из желудочков
несут артериальную кровь
самая низкая скорость движения крови
10. имеют полулунные клапаны
11. имеют слабый мышечный слой
12. венозная кровь превращается в артериальную
13. густо оплетают легкие.
Изучение нового материала.
1. беседа с классом
Задания, которые предлагаются учащимся, развивают у них логическое мышление, знания из курса физики и формирование навыков.
1. Известно, что гипертония, это повышенное давление. Раскройте смысл этого понятия и расскажите, что происходит во время систолы желудочков?
2. Как вы понимаете давление 120/70?
3. Почему у новорожденного давление 70 – 75 мм рт. ст.
2. самостоятельная работа
Ученики работают с текстом стр.112 – 113 и заполняют схему



Причины движения крови по сосудам
Сокращение скелетных мышц разница давлений в сосудах
ритмическая работа сердца присасывающее действие грудной клетки
3. рассказ учителя.
Сведения о лимфатической системе
Учитель рассказывает, и одновременно ученики составляют опорный конспект.
Лимфатическая система
это сеть разветвленных сосудов,
с расположенными по ходу лимфатическими узлами
строение: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфоузлы.
Функции: обеспечивают отток воды с растворенными веществами из тканей, обезвреживают и задерживают микроорганизмы.
лимфа
лимфоплазма форменные элементы
вода, соли, глюкоза, белки лимфоциты, лейкоциты
вывод
Учащиеся самостоятельно должны сделать вывод, указав, откуда начинается эта система и где заканчивается и ее функциональное значение.
регуляция кровообращения
Отвечая на вопрос регуляции органа, учащиеся уже должны владеть навыком ответа. Ответ всегда заключается в нервной и гуморальной регуляции, только нужно правильно ориентироваться на вопрос. В данном случае ответ ученики дают сразу, так как изучили регуляцию сердечной деятельности.
Нервная регуляция кровообращения
симпатическая парасимпатическая
расширяет сосуды снижает давление

Гуморальная регуляция кровообращения
Адреналин, тироксин ацетилхолин
сужает сосуды расширяет сосуды
Практическая работа № 3
Определение частоты пульса при различных состоянияз организма.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой
Цель: научиться определять частоту сердечных сокращений в покое и после нагрузки, а также выяснить причину разницы пульса.
Ход работы:
1.Работают в парах, сначала находят у себя пульс.
2. подсчитываютсвой пульс в покое, т.е. сидя
3.измеряют пульс после 10 присяданий
4. через 1 минуту и через 5 минут после нагрузки
5. сделайте вывод об изменении частоты нагрузки.
Перед началом работы учитель беседует с учениками по вопросам
Почему пульс определяется только в некотрых местах тела
Какие выводы можно сделать, определив пульс?
Какая связь между физической нагрузкой и пульсом?
Свои наблюдения ученики вносят в таблицу
состояние организма | частота пульса |
покой | |
после 10 присяданий | |
через 1 минуту после нагрузки | |
через 5 минут после нагрузки | |
V. Подведение итогов работы и оценивание учащихся
VI. Домашнее задание. Задания для самостоятельной подготовки. Первая группа готовит заболевания сердца, 2 группа заболевания сосудов, 3 группа влияние алкоголя, никотина и наркотиков на сердечно-сосудистую систему, 4 группа как сохранить свое сердце и сосуды от заболеваний.