План-конспект
урока гимнастики для учащихся 8 класса
Учитель физической культуры: Арманов А.А.
I квалификационная категория, стаж работы 7 лет
Тема урока: Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Контроль ЗУН и развитие основных физических качеств посредством
общеразвивающих и гимнастических упражнений.
Задачи урока: I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. закреплять умения выполнять упражнения в равновесии на бревне (девочки);
2. совершенствовать акробатическую комбинацию;
3. совершенствовать лазание по канату;
4. провести учёт выполнения акробатической комбинации у мальчиков.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
1. формировать правильную осанку;
2. развивать гибкость позвоночника и тазобедренных суставов;
3. развивать силу мышц рук и брюшного пресса;
4. применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. воспитывать чувство красоты движений;
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, бревно, мостик, канат, палки, гантели по 1, 2 и 3 кг,
подвесная перекладина, гимнастические скамейки, свисток, секундомер.
Пособия: учебные карточки.
Частные задачи | Содержание | Дозирование нагрузки | Организационно- методические указания |
I. Подготовительная часть (15 мин) |
1. Организовать детей | 1) Построение, приветствие. 2) сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности; 3) психологический настрой детей на предстоящее занятие. | 20 сек 1 мин 40 сек | Обратить внимание на форму, причёски девочек. Пояснить учащимся формы организации урока: фронталь-ная, по отделениям, индиви-дуальная. |
2. Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока | На месте в шеренге вращение кистями; вращение в коленных суставах; вращение в голеностопных суставах; Ходьба 1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки на поясе; 3) на внешней стороне стопы, руки в замок за спиной правая сверху через плечо, левая снизу; 4) на внутренней стороне стопы, поменять руки; 5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены; | 30 сек по 4 об. по 4 об. по 4 об. 1 мин 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга | Влево, вправо. В полуприседе, кисти на коленях. Поочерёдно левую, правую ногу поставить на носок; вращения влево, вправо; Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. |
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока. 4. Развивать внимание, укреплять мышцы рук, ног, брюш- ного пресса и спины. | Бег 1) по кругу в колонне по одному; с изменением направления «восьмёркой»; 3) с вращением на 360 градусов по сигналу; Ходьба 1) выполнение дыхательных упражнений; 2) получение гимнастических палок Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) построение в шеренгу после движения по кругу с гимнастическими палками; перестроение уступом. вызвать для выполнения комплекса упражнений двух учащихся ОРУ с гимнастическими палками 1) И.П. – ноги вместе, палку вниз. 1 – подняться на носки, палку вверх; 2 – опуститься, палку на лопатки; 3 – 4 – то же. 2) И.П. – ноги врозь, палка сзади, прижата в сгибах локтевых суставов. 1 – наклон вперёд; 2 – и.п.; 3 – наклон назад; 4 – и.п. 3) И.П. – стойка на коленях, палка на лопатках; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо. 4) И.П. – ноги врозь, палка сзади внизу хватом сверху; 1 – наклон вперёд, палку вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же. 5) И.П. – в наклоне, палку держать вертикально с упором в пол; 1 – мах левой ногой назад вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – с правой ноги. 6) И.П. – лёжа на животе, палку держать вертикально за нижний конец; 1 – 4 – перехваты палки вверх; 5 – 8 – перехваты вниз. 7) И.П. – лёжа на животе, палка | 1мин 30 сек 30 сек по 2 вращения в разные стороны 30 сек 30 сек 8 мин 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз по 4 раза 4 раза 6 раз | Сигнал подаётся свистком. Чередовать вращения влево и вправо. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выды-хая ртом со звуком «У-У-Х!» выдох должен быть длиннее вдоха. Палки держать вертикально. Вести контроль над выполнение упражнений словесно и индивидуально, оценить вызванных учащихся. Руки прямые, потянуться. Плечи развернуть. Наклон ниже, плечи развёрнуты. Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться. Энергичный мах, наклон ниже. Смотреть вперёд, удержи-вать равновесие, во время маха ногой прогнуться в пояснице. Стараться дотянуться до верхнего конца палки, руки прямые. Руки и ноги прямые, носки |
5. Подготовка мест занятий | в прямых руках впереди; 1 – одно-временно поднять руки и ноги, прогнуться; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же. 8) И.П. – лёжа на спине, палка на груди; 1 – 2 – поднять палку вверх, коснуться её левой ногой; 3 – 4 – то же правой ногой. 9) И.П. – О.С., палка внизу на ширине плеч хватом сверху; 1 – поднять палку вверх, присесть; 2 – палку опустить вниз, встать; 3 – 4 – то же. 10) И.П. – О.С., палка внизу, хватом сверху; 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же. Обратная команда в перестроении. | по 4 раза 8 раз 8 раз 30 сек | оттянуть. Нога прямая, носок на себя. Приподнять голову. Спину держать прямо, приседать на носках, руки прямые. Руки не сгибать, не сбиваться с ритма, прыжки мягкие на носках как можно выше. Палки убрать, разделиться по отделениям. |
II. Основная часть (22 мин) |
1. Закрепить умения выполнять упражнения в равновесии на бревне. 2. Совершенс- твовать акро- батическую комбинацию. | Д е в о ч к и I отделение: комбинация в равновесии на бревне: И.П. – стоя под углом к бревну левым боком. 1. с косого разбега толчком двух вскок в упор присев, левая спереди; 2. встать, руки в стороны; 3. шаг польки с левой, руки на пояс; 4. шаг правой вперёд и, приставляя левую сзади, поворот налево кругом, руки вверх и в стороны; 5. шаг правой и мах левой вперёд с хлопком под ногой; 6. шаг левой и мах правой вперёд с хлопком под ногой; 7. выпад на правой, руки на пояс; 8. упор стоя на правом колене, левую назад; 9. соскок махом левой назад в стойку правым боком к бревну. II и III отделения: акробатическая комбинация: 1. из упора присев кувырок назад; 2. перекатом назад стойка на лопатках; 3. перекатом вперёд лечь и «мост»; 4. поворот в упор стоя на правом колене, левую назад; | по 7 мин в каждом отделении | Одно отделение девочек – упражнения на бревне, четыре отделения (по 2 у девочек и мальчиков) – акробатика. Назначить ответственных в каждом отделении. Вести само- и взаимоконтроль. Страховать при выполнении сложных элементов. Использовать учебную карточку. Следить за осанкой, положением рук Отрабаты-вать соскок махом левой назад в стойку правым боком к бревну. Один выполняет, второй страхует, остальные выполняют одно из упраж-нений круговой тренировки – карточка с заданием прикреп-лена к стенке (для всех отделений). Контролировать выполне-ние упражнений, обращать внимание на ошибки, своевременно исправлять их. Заменить поворот с «моста» в упор стоя на одном колене (для девочек, которым не удаётся выполнить данный элемент) упрощённым вариантом: лечь, поворот на живот, прогнуться, вскок в упор на одно колено, другая вверх. |
3. Провести учёт выпол- нения акроба- тической комбинации у мальчиков. 4. Развивать силу рук, ног, спины и брюшного пресса в круговой тренировке. 5. Совершенст- вовать техни- ку в лазании по канату. | 5. махом левой упор присев и кувырок вперёд; 6. прыжок вверх прогибаясь и О.С. М а л ь ч и к и I и II отделения : акробатическая комбинация: 1. из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь; 2. наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны; 3. упор присев и стойка на голове толчком двумя; 4. опускание в упор присев и кувырок вперёд в основную стойку; 5. длинный кувырок и прыжок вверх прогибаясь. Круговая тренировка: 1. поднимание туловища на наклонной скамейке, руки за головой; 2. подтягивания в висе на перекладине (м), в висе лёжа (д); 3. поднимание корпуса лёжа на животе, локти в стороны с отягощением ( м - 2 кг, д – 1 кг); 4. приседания с отягощением ( м - 3 кг, д – 2 кг). Лазание по канату: на технику в два приёма. | 9 мин 8 мин Д - 25 раз М – 30 раз Д -12 раз М -8 раз Д -12 раз М - 15 раз 15 раз 5 мин | Контролировать страховку, указывать на мелкие ошибки, словесно оценивать работу учащихся. Задание аналогичное зада-нию для девочек: само-контроль, страховка, чувство своего тела, взаимоконтроль (осуществляет ответственный в отделении). Выполнить по 2 раза, обнаружить и устранить мелкие ошибки, дать самооценку, настроиться на контрольное выполнение. Напомнить критерии оценки, провести учёт техники выполнения акробатической комбинации. Упражнения круговой тренировки выполнять в перерывах между акробати-ческими , последовательно, по одному упражнению. Следить за дыханием: усилие на выдохе. Отягощения: гантели по 1, 2, 3 кг. Соблюдать правила безопас-ности при спуске: перехваты-вать канат руками! |
III. Заключительная часть (3 мин) |
1. Восстановле- ние дыхания, снижение час- тоты сердеч- ных сокраще- ний, подго- товка к следу- ющему уроку 2. Организо- ванное завершение урока | 1) Очищающая дыхательная гим-настика: сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щёк. Кончик языка прижать к нижним резцам, но не напрягать его. Сила толчков при этом должна быть затухающей. 2) Построение в шеренгу. 3) Подведение итогов урока. | 20 сек 3 акта 10 сек 1 мин | Выполнять сидя на матах. Объяснить детям, что это дыхание выветривает задер-жавшийся в лёгких остаточ-ный воздух, углекислоту. Оно эффективно при усталости. Оценить работу учащихся на уроке, отметить организацию работы по отделениям и ру-ководство отделениями, зачи-тать и прокомментировать вы-ставленные отметки за выпол-нение ОРУ и акробатической комбинации у мальчиков. |
| 1) Домашнее задание. 2) Организованный уход из зала. | 1 мин | Домашнее задание задаётся в соответствие с результатами рефлексии: девочкам повто-рить комбинацию в равно-весии по натянутой нитке, выполнять акробатические упражнения, которые вызвали трудности; мальчикам – подтягивание 3х8 раз. |
Самоанализ урока гимнастики для учащихся 8 класса
Тема данного урока: «Закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений».
Тип урока: комбинированный, т. к. согласно тематическому планированию на занятии учащиеся должны закреплять и совершенствовать технику ранее разученных упражнений и выполнить контрольную комбинацию акробатических упражнений.
Цель данного урока: контроль знаний, умений и навыков и развитие основных физических качеств посредством общеразвивающих и гимнастических упражнений.
Цель достигается при решении следующих задач:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ:
1. закреплять умения выполнять упражнения в равновесии на бревне (девочки);
2. совершенствовать акробатическую комбинацию;
3. совершенствовать лазание по канату;
4. провести учёт выполнения акробатической комбинации у мальчиков.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ:
1. формировать правильную осанку;
2. развивать гибкость позвоночника и тазобедренных суставов;
3. развивать силу мышц рук и брюшного пресса;
4. применять очищающее дыхание для снятия усталости.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ:
1. воспитывать чувство красоты движений;
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание.
В задачах урока прослеживается взаимосвязь всех задач и мотивация для учащихся: на уроке необходимо закреплять и совершенствовать умения выполнять гимнастические упражнения для того, чтобы формировать правильную осанку, красиво двигаться, развивать физические качества для укрепления здоровья. Задачи поставлены в соответствии с программой обучения по разделу «Гимнастика» и дидактическими принципами. На основе полученных на предыдущих уроках знаниях о технике выполнения гимнастических упражнений умения закрепляются и совершенствуются с целью приобретения прочного навыка. В выполнении акробатической комбинации учитываются индивидуальные особенности учащихся и сложные элементы заменяются упрощёнными, которые учащиеся могут выполнить.
На различных этапах урока используются следующие методы: словесный (объяснение техники выполнения упражнений), наглядный (показ упражнения учителем, либо учеником), практический (выполнение упражнений учащимися), проблемно-поисковый (выполнение упражнений учащимися, поиск ошибок и их самостоятельное исправление). Таким образом, содержание урока, используемые методы оптимально соответствуют поставленным целям.
В процессе урока применяются разнообразные формы организации детей: фронтальная, микрогрупповая и индивидуальная. Фронтальная форма используется в подготовительной части урока для подготовки организма учащихся к уроку, она удобна для учителя и учеников; микрогрупповая и индивидуальная формы – в основной части урока при выполнении гимнастических упражнений, круговой тренировки с целью повышения плотности урока. При такой форме организации учащиеся получат достаточную и необходимую физическую нагрузку.
На каждом этапе урока используется текущий контроль учителя: корректировка техники выполнения упражнений, контроль дыхания, осанки, даётся словесная оценка работы учащихся по отделениям, руководство назначенных ответственными в отделениях, контроль над качеством выполнения акробатической комбинации у мальчиков, что ведёт к созданию ситуации успеха, переходящей в увлечённость учащихся, их активность, внимательность и самостоятельность.
Деятельность учителя заключается в организации урока и контроле. Деятельность учащихся направлена на формирование правильной осанки, развитие физических качеств, повторение гимнастических упражнений, самостоятельном выявлении мелких ошибок и их исправление в последующих повторениях, в основе чего лежит само- и взаимоконтроль. Для повышения активности учащихся на уроке класс делится на микрогруппы, в каждой назначается ответственный, выдаются карточки для индивидуальной работы. Неоправданный простой учащихся на уроке не допускается: один вид деятельности сменяется другим.
Логика изучения упражнений на уроке рациональна и соответствует принципам обучения: - последовательности (от простого к сложному),
- наглядности,
- сознательности и активности учащихся в овладении общеразвивающими и гимнастическими упражнениями,
- доступности,
- взаимосвязи обучения с развитием и воспитанием,
- индивидуального и дифференцированного подхода.
Строго выдержана структура урока: I – подготовительная часть (организация детей к уроку, подготовка их организма к работе в основной части урока, II – основная часть (закрепление, совершенствование и учёт выполнения гимнастических упражнений, развитие физических качеств), III – заключительная часть ( дыхательная гимнастика, настрой учащихся на следующий урок, подведение итогов урока, рефлексия, сообщение домашнего задания).
По информационной ёмкости урок не перегружен: учащиеся получают информацию о влиянии данных упражнений на организм по ходу выполнения упражнений, что в свою очередь является хорошей мотивацией для качественной работы.
Использование вышеперечисленных форм и видов контроля на уроке позволит достичь хороших результатов и эффективно провести урок. Данный урок можно оценить на «5» по пятибалльной шкале.
Карточки для самоконтроля
ОРУ с гимнастическими палками
1) И.П. – ноги вместе, палку вниз. 1 – подняться на носки, палку вверх; 2 – опуститься, палку на лопатки; 3 – 4 – то же.
2) И.П. – ноги врозь, палка сзади, прижата в сгибах локтевых суставов. 1 – наклон вперёд; 2 – и.п.; 3 – наклон назад; 4 – и.п.
3) И.П. – стойка на коленях, палка на лопатках; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо.
4) И.П. – ноги врозь, палка сзади внизу хватом сверху; 1 – наклон вперёд, палку вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же.
5) И.П. – в наклоне, палку держать вертикально с упором в пол; 1 – мах левой ногой назад вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – с правой ноги.
6) И.П. – лёжа на животе, палку держать вертикально за нижний конец; 1 – 4 – перехваты палки вверх; 5 – 8 – перехваты вниз.
7) И.П. – лёжа на животе, палка в прямых руках впереди; 1 - одновременно поднять руки и ноги, прогнуться; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же.
8) И.П. – лёжа на спине, палка на груди; 1 – 2 – поднять палку вверх, коснуться её левой ногой; 3 – 4 – то же правой ногой.
9) И.П. – О.С., палка внизу на ширине плеч хватом сверху; 1 – поднять палку вверх, присесть; 2 – палку опустить вниз, встать; 3 – 4 – то же.
10) И.П. – О.С., палка внизу, хватом сверху; 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же.
Комбинация в равновесии на бревне
И.П. – стоя под углом к бревну левым боком.
1. С косого разбега толчком двух вскок в упор присев, левая спереди
(2,0 балла).
2. Встать, руки в стороны (0,5 балла).
3. Шаг польки с левой, руки на пояс (1,5 балла).
4. Шаг правой вперёд и, приставляя левую сзади, поворот налево
кругом, руки вверх и в стороны (1,0 балла).
5. Шаг правой и мах левой вперёд с хлопком под ногой (1, 0 балла).
6. Шаг левой и мах правой вперёд с хлопком под ногой (1,0 балла).
7. Выпад на правой, руки на пояс (0,5 балла).
8. Упор стоя на правом колене, левую назад (1,0 балла).
9. Соскок махом левой назад в стойку правым боком к бревну
(1,5 балла).
и взаимоконтроля
Акробатическая комбинация
для девочек
1. Из упора присев кувырок назад (2,0 балла).
2. Перекатом назад стойка на лопатках (1,5 балла).
3. Перекатом вперёд лечь и «мост» (2,5 балла).
4. Поворот в упор стоя на правом колене, левую назад (2,0 балла).
5. Махом левой упор присев и кувырок вперёд (1,0 балла).
6. Прыжок вверх прогибаясь и О.С. (1,0 балла).
Акробатическая комбинация
для мальчиков
1. Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь (3,0 балла).
2. Наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны (1,0 балла).
3. Упор присев и стойка на голове толчком двумя (3,0 балла).
4. Опускание в упор присев и кувырок вперёд в основную стойку
(1,0 балла).
5. Длинный кувырок и прыжок вверх прогибаясь (2,0 балла).