Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана
УРОК ФИЗИКИ
В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«СИЛА ТРЕНИЯ»
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Хулер-оол Аясмаа Дойлусовна
Урок физики в 7-м классе по теме "Явление трения. Сила трения"
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;
выяснить причины появления силы трения и виды трения.
Задачи, решаемые на уроке:
А) Обучающие:
Формирование навыков работы с физическими приборами;
Умение строить гипотезу и подтверждать её опытом;
Умение самостоятельно делать вывод.
Б) Развивающие:
Развитие речевых навыков;
Развитие способности к анализу и синтезу;
В) Воспитательные:
Развитие стремления к познанию и интереса к предмету.
Оборудование: штатив, небольшая наклонная плоскость, тележка, коробочка с песком, 2 полоски наждачной бумаги, 2 пластинки из стекла, динамометр, набор грузов с крючком с двух сторон, структурная схема урока.
Дополнительное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Итак, начнем мы наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
И задачки порешать! (СЛАЙД 1)
2. Мотивация урока
Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: “Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения, но сначала необходимо повторить полученные знания по теме.
3. Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках
Физический диктант. (СЛАЙД 2, 3, 4). Подготовить листочки для диктанта.
Что является мерой действия одного тела на другое?
Какой буквой обозначается сила?
В каких единицах измеряется сила7
Как называется прибор для определения силы?
Как называется сила притяжения к Земле? Запишите формулу.
Какая сила действует на пружину?
Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется …
СЛАЙД 5
Задача 1
Вычислите силу тяжести, действующую на мальчика массой 36 кг.
Задача 2
Какая сила тяжести действует на тело массой 250 г?
Задача 3
Вычислите вес мраморной плиты объемом 0,12 м3. Плотность мрамора 2700 кг/м3.
Сдайте, пожалуйста, ребята, свои листочки, я проверю их в конце урока и всем выставлю оценки.
4. Постановка цели урока.
Ребята, мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая играет очень важную роль в нашей жизни. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментальное установление зависимости силы трения, так же определение положительной и отрицательной роли силы трения в жизни человека. (СЛАЙД 6)
Итак, мы начинаем. Тема урока: «Явление трения. Сила трения». Запишите в тетрадь число и тему урока. (СЛАЙД 7) Ребята, вам в начале урока розданы листы, где имеется схема изучения темы нашего урока. Пожалуйста, в течение этого урока используйте эту схему для запоминания основных, важных моментов этого урока.
5. Изучение нового материала
Опыт 1: “Наблюдение явления трения”. (СЛАЙД 8, 9)
Ребята, проведем эксперимент. На наклонно закрепленный в штативе желоб, положим шарик и отпустим его. Шарик скатывается на поверхность стола, катиться по ней и останавливается. Если на стол посыпать песок, то шарик прокатится на значительно меньшее расстояние. Остановка шарика свидетельствует о том, что на него подействовала сила, вызванная действием на шарик поверхности стола. Как вы, думаете, что это за сила? Это сила трения. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Выводы:
- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?
Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.
Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.
Определение (СЛАЙД 10): Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Слайд 12
(СЛАЙД 11) Когда возникает трение? Только при движении? Существует ли трение у покоящегося тела? Какие виды сил трения существуют? Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?
Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”.
Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.
Опыт 2(СЛАЙД 12): возьмем 2 стеклянные пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
(СЛАЙД 13)Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт 3(СЛАЙД 14): возьмем 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрим поверхность этих тел. (СЛАЙД 15) Сложим 2 полоски наждачной бумаги с шероховатыми сторонами друг к другу и попробуем сдвинуть их относительно друг друга.
Назовите 2 причины возникновения трения. (СЛАЙД 16)
Выводы:
Направление силы трения (СЛАЙД 17)
Какую силу показывает динамометр?
Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.
Выводы (СЛАЙД 18): - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;
-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения
тела с поверхностью;
От каких факторов еще может зависеть сила трения?
Вывод (СЛАЙД 19): сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.
(СЛАЙД 20)Сила трения зависит от:
Можно выделить три вида сил трения: (СЛАЙД 21)
1.Трения скольжения (санки)
2.Трения качения (колёса)
3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)
Полезна ли сила трения всегда и везде?
Иногда трение приносит вред, тогда его стараются уменьшить, а иногда сила трения, если имеет маленькое значение, то его увеличивают.
Как уменьшить трение? (СЛАЙД 22)
Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.
Чтобы увеличить трение, надо: (СЛАЙД 23)
Положительная и отрицательная роль трения
Как же можно использовать изученное явление в жизни? (СЛАЙД 24) Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:
для передачи движения;
при обработке металлов и других материалов;
при сварке трением;
при заточке инструментов;
для скрепления материалов, деталей конструкций;
при шлифовке, полировке материалов и т.д.
Какую оценку можно дать роли трения в жизни? (СЛАЙД 25) Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:
- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;
- повысить качество обработки трущихся поверхностей;
- заменить трение скольжения трением качения;
- использовать смазку.
6. Закрепление изученного материала.
СЛАЙД 26(Задаются вопросы или, если время позволяет, задача: Вычислите вес ученика массой 45 кг)
7. Итоги урока.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД 27) § 30 – 33,
Написать рассказ к структурной схеме изучения темы этого урока, привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения.
(СЛАЙД 28) СПАСИБО ЗА УРОК.