Интегрированный урок. Математика –информатика. 9 класс
Учителя: Усынина Алевтина Ивановна - учитель математики
Зверева Зинаида Михайловна - учитель информатики
Тема урока: «Функции и графики на ОГЭ."
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и графики» "Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам"
Задачи:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и графики»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,
воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология модульного обучения;
Технология развития «критического мышления»;
Исследование в обучении;
Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал – тесты.
План урока:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.
Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.
Работа с программой Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам
Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
ДЕВИЗ УРОКА: Была бы охота ,
заладится любая работа.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.
Сообщение темы и объяснение хода урока.
Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции . Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.
А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.
Актуализация знаний. Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА.
Работа с графиком (презентация)
Фронтальный опрос.
а) Какую функцию задаёт формула, что является графиком данной функции?
б) Какой график является графиком квадратичной функции? ( парабола)
в) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а0?
г) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а
д) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D0?
е) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D
ж) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D=0?
з) Назовите координаты точки пересечения параболы с осью ординат?
и) Как найти координаты вершины параболы?
Выполнение теста – см. приложение
Обучающиеся выполняют работу и производят самопроверку с помощью слайда из презентации
Ответы к тесту
№1
№2 3
№3 3
№4
№5
Поставьте по 0,5 балла за каждое правильно задание укажите количество баллов за этот тест.
Исследовательская деятельность.
А теперь переходим к заданиям 2 части ГИА. Задание №23 ОГЭ (из открытого банка заданий)
Построить график функции у=2х2-3 IхI –х. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.
Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях(выполняют математические выкладки), а график строят самостоятельно с последующей проверкой- слайд презентации. Учитель вместе с учениками обговаривают вторую часть задания и записывают ответ.
4 . А теперь, ребята, посмотрим как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.
Учитель информатики:
1) Устно.
-Какая программа облегчает математические расчеты и помогает строить графики?
(Электронные таблицы Excel)
-Что может находиться в ячейке? (Текст, число, формула).
С какого знака начинается формула? (Со знака =).


-Переведите на язык Excel выражения:
Вопросы на слайдах презентации.
2) Практическая работа на компьютере.
1.Построить график функции
на отрезке [-3;6] c шагом 0,5 в программе Excel.
(Один ученик с места проговаривает свои действия).
2. Как изменится первый график, если функцию заключить под знак модуля?

3. Построить график функции
на отрезке [-10;4] c шагом 0,5.
Учащиеся делают вывод о построении графика функции у=If(x)I
4. Построить график функции на отрезке [-5;5] c шагом 0,5.
5.Рефлексия.
Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики.
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.
Домашняя работа:
1)Построить график функции у=2х+4IхI –х2. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.
2) Сдам ГИА – ОГЭ – Математика – вариант, составленный учителем –
№ 5973795
Список литературы и электронных образовательных ресурсов:
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс. 2010.
ГИА-2016: Экзамен в новой форме; автор Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова , Л.О. Рослова и др. – Сборник ФИПИ
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2016г. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко
Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./[ Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ]М. :Просвещение. 20
http://alexlarin.net
http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm
http://eek.diary.ru
http://www.alleng.ru