Математика 8 класс Тема: Теорема Пифагора (первый урок)
Учитель математики Реозилия Армэновна Дзалаева
Г. Владикавказ 2016 год | |
Цели:
Образовательная: создание условий для усвоения учащимися теоремы Пифагора, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование навыка применения теоремы Пифагора при решении задач.
Развивающая: развитие зрительной памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: умение оценивать себя и своих товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: м\м, интернет, ИД
1. Организационный этап
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
С ребятами выполняется упражнение, способствующее повышению внимания, активизации памяти, улучшения слуха и речи.(Упражнение заключается в массаже ушей сверху – вниз по краю от 3 до 5 раз.)
Проверка наличия всех инструментов, материалов(карандаш, линейка, таблицы для заполнения) для работы на уроке
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- учащимся предлагается решить кроссворд с ключевым словом " Пифагор"
– учащимся предлагается посмотреть слайд, на которой написана тема урока и , исходя из темы урока, сказать, чем они будут заниматься на уроке.
– определяются цели урока, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями овладеть (учиться применять теорему Пифагора при решении задач)
– учитель вместе с ребятами выясняет, какими надо быть во время урока. Это ведёт к самоорганизации учащихся.
3. Этап усвоения новых знаний.
Дидактические задачи этапа:
– дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
– добиваться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения, систематизации новых знаний.
На доске портрет Пифагора. Вопрос к ребятам: Что вы знаете об этом учёном?
После ответов учащихся им предлагается посмотреть слайды о Пифагоре.
После просмотра учитель задает ребятам вопросы:
– Что же нового вы узнали о Пифагоре?
– Откуда он родом?
– Какие книги он написал?
Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание.(работа в парах)
На листах изобразить прямоугольные треугольники с катетами: 3 и 4 клетки(одна клетка - одна единица измерения), 6 и 8 ; 12 и 5 клеток. Необходимо с помощью линейки измерить длины сторон и результаты занести в таблицу. Таблица № 1 так же приведена на раздаточном материале и представлена на доске. Первый учащийся, правильно заполнивший таблицу, заносит свои результаты в таблицу на доске.
Проанализировав данные в таблице что мы можем заметить? (то, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы).
Составить математическое предложение "Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов"
Постановка проблемы: Вы выполняли задание всего на трёх треугольниках. А как вы думаете, будет ли наш с вами вывод действителен и для других треугольников?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Далее учитель предлагает обратиться к учебнику, где представлена теорема Пифагора.
Формулируется теорема и разбирается доказательство. Рисунок для доказательства роздан. там же делаются записи и на доске .
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся теорему Пифагора.
Слайд где формула теоремы в измененном виде
№ 2(1,3), №2 (1,3)
Физкультурная пауза
Упражнения для глаз
5. Этап закрепления нового материала
Дидактическая задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Работа в парах, возможна консультация учителя
Учащимся раздаются листы с заданиями
6. Этап информации о значении теоремы Пифагора
Рассмотрим примеры практического применения теоремы Пифагора. Не будем пытаться привести все примеры использования теоремы – это вряд ли было бы возможно. Область применения теоремы достаточно обширна и вообще не может быть указана с достаточной полнотой. Определим возможности, которые дает теорема Пифагора для вычисления длин отрезков некоторых фигур на плоскости и при решении практических задач. (задания ОГЭ из интернета)
7. Этап информации учащимся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
П.63, теорема, вопрос 3, № 2(2), №3 (2);
Творческое задание :
а) дополнить таблицу Б;
б)Задание отдельным учащимся: найти в дополнительной литературе другие способы доказательства теоремы Пифагора, подготовить сообщение к следующему уроку.
8. Совместное выставление оценок за урок(заполнение оценочного листа)