СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок и методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе

по теме "Обобщение и систематизация знаний о частях слова"

Цели: 1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);  2) упражняться в составлении слов по схемам;  3) подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";  4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;  5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз

Ход урока:

1.Орг.момент.

Запись даты урока в тетрадях.

Эпиграф к уроку (на доске): "Способность видеть чудесное в обыкновенном

- несомненный признак мудрости", Р.У Эмерсон.

2.Повторение изученного материала.

Минутка чистописания.

Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)

вьюги, зимний, морозит, снег_ , снегири, снеговик, льдина, пушистй, играть, измениться

Записали: и ий ит ир ик ин ист игр из

Работа в парах.

Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Учитель. Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

На доске запись:

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

Учитель. Это предложение? (Набор слов.) Составьте предложение. (Законченная мысль.) Что вы делаете?

Уч-ся. Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.

На земле лежит искристый снег.

Учитель. Выделите окончания. Вообще, у всех слов есть окончания? (Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания - это суффиксы у наречий).

Словарная работа.

Учитель. Выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске):  1 ряд 2 ряд 3 ряд  (схемы-значки частей слова)

Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.

Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.

Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её

(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета):

З.Сообщение темы и цели урока.

На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).

ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ

ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

Ответ: "Части слова".

4.Обобщение знаний о частях слова.

На доске плакат - рисунок словесного поезда (из учебника).

Учитель. Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу: 1)окончание, 2)основа, 3) корень, 4)приставка, 5) суффикс). Что хранится в корне? А в основе слова?

Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).

1.  Часть слова, которая изменяется,  Окончанием называется.  Остальную же часть слова  Именуем мы основой.

2.  Корень слова - значимая часть.  Над словами родственными  Держит власть.  Выясни умело линию родства -  Однокоренные подбери слова.

3.  Перед корнем есть приставка,  Слитно пишется она.  А при помощи приставки  Образуются слова.

4.  3а корнем суффиксу  Нашлось местечко,  Заняв его, конечно,  Натворил он дел.

5.  Помни при разборе слова  Окончанье и основу  Первым делом находи,  После корня будет суффикс,  А приставка - впереди.

(Можно использовать материал о частях слова из книги "Весёлая грамматика" В. Волиной стр.125 - 168.)

Учитель. Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"

Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".

Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".

Учитель. Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).

Что происходит со словом "кот"? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.

Кот , котище, котик , котята, коток , котишко, котёнок.

Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.) Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)

Физминутка.

Учитель.

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл" \ Бунеева, О.В. Пронина.

Учитель. Упр. № 198, стр. 134. Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.

5.Дом.задание. Упр. № 5, стр. 141. Прочитаем задание (аналогичное).

6. Итог урока. Выставление отметок уч-ся. Благодарность за работу на уроке.

Учитель. Какова была тема урока? Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)

Задание: составить слово по подсказкам:  1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).  3. В приставке две буквы "е" (пере-).  4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).  5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

Конец.

Литература:  1.Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.  2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002.  3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, "Дельта", 1999.  4.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2002.  5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.  б.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз.2 класс (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.  7.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.