IV. Целеполагание | Работа над со словарным материалом с целью наблюдения правописания имен существительных собственных и нарицательных . | Предлагает определить тему урока и сформулировать учебную задачу. (Слайд3) Мы заканчиваем изучать раздел «Имя существительное» и сегодня обобщим наши знания о данной части речи. Тема урока: «Имя существительное. Обобщение». Чему будем учиться на уроке? Цель: обобщение знаний об имени существительном. | Отвечают на вопрос. Определяют тему «Имя существительное. Обобщение». Формулируют учебную задачу. Определяют ключевые слова. | Беседа. Проблемный диалог | П – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям. Р – осознают и принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг Л- определение границ собственного знания и незнания |
V. Изучение новых знаний и способов деятельности 1.Закрепление понятий собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевленные имена существительные .
Род.
Склонение.
Непостоянные признаки существительных. Число.
Изменение по падежам.
| | Что такое имя существительное? Как различить собственные и нарицательные слова? В записанных словарных словах найдите одушевлённые существительные. (Лена, Жучка) Как определить род? Назовите род данных существительных: снег, метель, зима, волк, озеро, мышь, пальто. У какого слова затрудняетесь определить род? Некоторые существительные имеют форму общего рода. Например: тихоня, плакса, недотрога, ябеда, неряха. Запишите эти слова в тетрадь. Как определить тип склонения существительных? На доске записаны слова: снег, метель, зима, волк, даль, мороз, касса, дочь, лось, комната, собака, мышь, пальто, озеро, профессия, печь. Разделить слова на три группы – столбика по типу склонения. Почему существительное «пальто» не определили в группы? (не склоняется) Какая орфограмма встретилась у существительных 3 склонения? Выборочный диктант. Первый вариант записывает слова с Ь, второй – без Ь. Обозначить орфограмму. Речь, меч, вещь, рожь, грач, нож, ночь, борщ. Проверка по доске. Какие непостоянные признаки существительных знаете? В форме какого числа употреблены записанные имена существительные? Употребите эти имена существительные в форме множественного числа. Что меняется? (Окончание) Какое слово не смогли поставить во множественное число? (Рожь). Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа. Например: рожь, молоко, лень, сахар, масло, вода, добро, тепло. А как вы думаете, бывают ли существительные только форму множественного числа? Например: сани, очки, брюки, ножницы, ворота, прятки, каникулы. Сколько падежей в русском языке? Назвать их по порядку с вопросами. | Читают слова, объясняют, как различить собственные и нарицательные имена существительные; читают правило, схему отвечают на вопросы учителя. Извлекают необходимую информацию из правила, делают вывод Выполняют упражнение письменно. Самопроверка Определяют род имен существительных. Делают вывод Определяют тип склонения имен существительных. Записывают в тетради. Отвечают на вопросы. Подбирают существительные только единственного числа, только множественного числа. Называют падежи и вопросы. | Фронтальный, Беседа. Наглядный. Беседа | Р - принятие и сохранение учебной задачи, П - установление причинно-следственных связей, анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие. Л- чувство сопричастности и гордости за свою родину, народ историю, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой. |
Безударные падежные окончания существительных. Роль в предложении | Синтаксический разбор слова. | Списать предложения, вставить пропущенные окончания, выделить орфограмму. Лес стоит в снежном убор_, словно в сказк_. На скатерт_ снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушк_ раскинул свои ветви дуб. На вершин_ ел_ сидит ворона. Коллективная проверка. Вставить пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении. Каким членом предложения могут быть имена существительные? | Выполняют задания к тексту. Самостоятельно выполняют работу. | Интерактивный метод. Самопроверка Работа в парах. | Р - принятие и сохранение учебной задачи, К-построение монологического высказывания; развитие речи. Л- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Беседа с учащимися о малой родине Дагестан. | Организует индивидуальную работу по тексту. Дагестан - уникальная и удивительная республика. Незабываемые пейзажи Дагестана включают практически все: море, бурлящие реки и водопады, равнины и степи, высоченные живописные горы древнейшие архитектурные сооружения. Нарын-кала - одно из древнейших сооружений на территории России.  В Дагестане немало аулов, знаменитых своей историей. Чох – один из них.  Подъезжая к селению, вы встретите густые сады и горную реку Кара-Койсу.  Сарыкум - величественная песчаная гора общей площадью 600 гектаров и высотой в 262 метра. Этот памятник природы является единственным не только в России, но и во всей Евразии.  Сулакский каньон — одна из самых популярных природных достопримечательностей Дагестана.  -Выпишите в один столбик имена нарицательные , в другой-имена собственные. | Отвечают на вопросы, проверяют работу, выполняют анализ теста.
| Интерактивный метод, Самопроверка | Р - принятие и сохранение учебной задачи, контроль, сличение с образцом, коррекция, если результат не соответствует эталону. К-построение речевых высказываний |