Предмет: изобразительное искусство и музыка
Класс: 5 класс
Автор УМК рабочая программа Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка» 5 класс
Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи, передать свои впечатления в устной и творческой форме.
Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;
Задачи: Образовательные:
-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов;
- создать условия для анализа художественного и музыкального образа
Коррекционно- развивающие:
-развивать самостоятельную речь, контролировать и корректировать произношение;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
воспитать эмоциональную отзывчивость.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
У нас сегодня с вами урок, урок волшебства…
Обратите внимание на Эпиграф: «Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века»
Огюст Роден
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Учитель: Ребята,я предлагаю вам Прослушать 2 музыкальных произведений . Во время прослушивания фрагментов изобразите свои впечатления на рабочем листке в любой форме (рисунок, слово, цвет )
Прослушивание фрагментов «Диалог ветра с морем» (симф. Сюита «Море») К. Дебюсси и «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. А. Римского – Корсакова.
А теперь я прошу вас обменяться впечатлениями друг с другом
Ребята , я вижу у многих впечатления совпали.
Уч – Ребята , Что вы услышали в музыкальных фрагментах?
Дети – Море.
Уч Верно, ребята .В каком фрагменте ярко разворачивается -сама жизнь морской стихии, а в каком -впечатления от нее.
Дети – в 1 произведении- жизнь морской стихии , а во 2 впечатления от нее.
Уч Верно.Ребята, 1 произведение вам знакомо, это вступление к опере Садко Николая Андр. Римского- Корсакова –Море
2 произ, которое мы с вами прослушали написал фран. Композитор Клод Дебюсси.
И Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с направлением в живописи и музыке, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества.С направлением художника Клода Моне и композитора Клода Дюбесси
Пресса писала:
«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения»
«От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»
Хотите увидеть эти картины?
Бульвар Капуцинок
Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин
группы художников, среди которых были
Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро
Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира.
Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и
первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.
«Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?
На фоне музыки К. Дебюсси проходит видеоряд с картинами художников – импрессионистов.
Учитель: Итак, ребята ,что увидели вы? Вам помогут слова на рабочих листах.
ответы учеников Обмен впечатлениями (грусть ,радость, гармония, печаль, Беспокойство,красота, необычность, суета, умиротворенность)
Учитель: Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?
(ответы учеников: потребительское отношение к искусству, не было четкости, все расплывчато, не понимали как все новое и т.д.)
Учитель: В чём заключается новаторство молодых художников, как они обогатили искусство?
ответы учеников
Они старались брать только светлые краски, не брали земляные – чёрные, коричневые краски. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами. Нет четких линий
Учитель: Перед вами картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца»
Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?
(ответы учеников: Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.)
Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которым мы знакомимся сегодня на уроке
Импрессионизм (запись определения в рабочий лист )
Давайте попытаемся с вами определить задачи урока
1. Определить основные черты импрессионизма в живописи
2. Определить основные черты импрессионизма в музыке.
3. Найти общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.
А какая наша цель урока Давайте сформулируем её.
Цель: научиться находить общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.
К. Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.
А. Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует.
Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»
Давайте определим Основные черты импрессионизма в живописи:
Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах
Впечатление от увиденного (карточка на доску).
Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. Они старались брать только светлые краски.
. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.
Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами
мазок- 1 цветовое пятно) ( карточка).
Нет чётких контуров ( карточка).
Вывод: .
Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.
2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.
3. Очертания предметов нечётки.
4. Красочная палитра высветлена.
5. Они писали чистым, несмешанным цветом.
6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.
7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.
8. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере.
Вы познакомились с худ. импрессионистом.
Я теперь я предлагаю вам познакомиться с направлением «импрессионизм» в музыке. Также во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси. Его называют основоположником импрессионизма в музыке.
- рассматривание портрета К. Дебюсси
Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Работа с учебником:
- чтение 1 абзаца (с. 142)
Названия большинства произведений звучат, как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и т. д. Дебюсси считал, что оркестр может нарисовать живописные картины.
Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.
1 карточка Впечатление от увиденного. Карточка на доску.
Сегодня мы прослушаем отрывок из произведений Клода Дебюсси:
«Лунный свет». Прослушивание «Лунный свет».
Целевая установка перед прослушиванием:
-[ Какие муз. инструменты звучат?]
- [Какой инструмент солирует?]
Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой.
2 Не смешивали группы инструментов. Карточка на доску.
А теперь попробуем подирижировать
Прослушивание «Лунный свет».
- Получилось ли у вас дирижирование?
-[ Как вы думаете, почему было трудно?]
Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения.
3 Нет чёткого ритма. Карточка на доску.
- [Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?]
(карточки с названием чувств человека)
- [Какое настроение создает эта музыка?]
- Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их (чтение карточек).
- Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма.
Урок достиг цели?
Практическая часть. Музыка Дебюсси
Задание Рисунок общий
Учитель: На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме.
Исполнения песни
ИТОГ УРОКА Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
РЕФЛЕКСИЯ Д.З: Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте или о музыканте- импрессионисте.