СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Импрессионизм в музыке и живописи

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Импрессионизм в музыке и живописи»

Предмет: изобразительное искусство и музыка

Класс: 5 класс

Автор УМК рабочая программа Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка» 5 класс

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут раскрыть особенности стиля, найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи, передать свои впечатления в устной и творческой форме.

Цель: раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи и музыке

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

Задачи: Образовательные:

-раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примерах художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов;

- создать условия для анализа художественного и музыкального образа

Коррекционно- развивающие:

-развивать самостоятельную речь, контролировать и корректировать произношение;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

воспитать эмоциональную отзывчивость.















Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

У нас сегодня с вами урок, урок волшебства…

Обратите внимание на Эпиграф: «Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века»

Огюст Роден



Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.


Учитель: Ребята,я предлагаю вам Прослушать 2 музыкальных произведений . Во время прослушивания фрагментов изобразите свои впечатления на рабочем листке в любой форме (рисунок, слово, цвет )


Прослушивание фрагментов «Диалог ветра с морем» (симф. Сюита «Море») К. Дебюсси и «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. А. Римского – Корсакова.



А теперь я прошу вас обменяться впечатлениями друг с другом

Ребята , я вижу у многих впечатления совпали.


Уч – Ребята , Что вы услышали в музыкальных фрагментах?

Дети – Море.

Уч Верно, ребята .В каком фрагменте ярко разворачивается -сама жизнь морской стихии, а в каком -впечатления от нее.

Дети – в 1 произведении- жизнь морской стихии , а во 2 впечатления от нее.

Уч Верно.Ребята, 1 произведение вам знакомо, это вступление к опере Садко Николая Андр. Римского- Корсакова –Море

2 произ, которое мы с вами прослушали написал фран. Композитор Клод Дебюсси.


И Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с направлением в живописи и музыке, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества.С направлением художника Клода Моне и композитора Клода Дюбесси


Пресса писала:

«Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения»

«От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса»

Хотите увидеть эти картины?

Бульвар Капуцинок

Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин

группы художников, среди которых были

Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро


Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира.

Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и

первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.

«Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?

На фоне музыки К. Дебюсси проходит видеоряд с картинами художников – импрессионистов.

Учитель: Итак, ребята ,что увидели вы? Вам помогут слова на рабочих листах.

ответы учеников Обмен впечатлениями (грусть ,радость, гармония, печаль, Беспокойство,красота, необычность, суета, умиротворенность)

Учитель: Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

(ответы учеников: потребительское отношение к искусству, не было четкости, все расплывчато, не понимали как все новое и т.д.)

Учитель: В чём заключается новаторство молодых художников, как они обогатили искусство?

ответы учеников

Они старались брать только светлые краски, не брали земляные – чёрные, коричневые краски. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами. Нет четких линий

Учитель: Перед вами картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?

(ответы учеников: Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.)

Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которым мы знакомимся сегодня на уроке

Импрессионизм (запись определения в рабочий лист )

Давайте попытаемся с вами определить задачи урока

1. Определить основные черты импрессионизма в живописи

2. Определить основные черты импрессионизма в музыке.

3. Найти общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.

А какая наша цель урока Давайте сформулируем её.

Цель: научиться находить общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм.

К. Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.

А. Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует.

Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»

Давайте определим Основные черты импрессионизма в живописи:

Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах

Впечатление от увиденного (карточка на доску).

Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. Они старались брать только светлые краски.

. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.

Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами

мазок- 1 цветовое пятно) ( карточка).

Нет чётких контуров ( карточка).

Вывод: .

Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.

8. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере.

Вы познакомились с худ. импрессионистом.

Я теперь я предлагаю вам познакомиться с направлением «импрессионизм» в музыке. Также во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси. Его называют основоположником импрессионизма в музыке.

- рассматривание портрета К. Дебюсси

Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Работа с учебником:

- чтение 1 абзаца (с. 142)

Названия большинства произведений звучат, как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и т. д. Дебюсси считал, что оркестр может нарисовать живописные картины.

Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

1 карточка Впечатление от увиденного. Карточка на доску.

Сегодня мы прослушаем отрывок из произведений Клода Дебюсси:

«Лунный свет». Прослушивание «Лунный свет».

Целевая установка перед прослушиванием:

-[ Какие муз. инструменты звучат?]

- [Какой инструмент солирует?]

Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой.



2 Не смешивали группы инструментов. Карточка на доску.

А теперь попробуем подирижировать

Прослушивание «Лунный свет».

- Получилось ли у вас дирижирование?

-[ Как вы думаете, почему было трудно?]

Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения.

3 Нет чёткого ритма. Карточка на доску.

- [Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?] 

(карточки с названием чувств человека)

- [Какое настроение  создает эта музыка?]

- Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их (чтение карточек).

- Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма.

Урок достиг цели?

Практическая часть. Музыка Дебюсси

Задание Рисунок общий

Учитель: На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме.

Исполнения песни

ИТОГ  УРОКА Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.

РЕФЛЕКСИЯ Д.З: Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте или о музыканте- импрессионисте.