Урок № 1
Тема: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас
Планируемые результаты:
предметные
научиться понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»,
научиться соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места;
получить возможность научиться оперировать понятием «информация» как одним из основных понятий современной науки.
метапредметные
познавательные: уметь работать с учебником и электронным приложением; определять основную и второстепенную информацию в тексте; проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные учителем;
коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
личностные
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.
рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;
знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;
знакомство учащихся с видами информации по форме еѐ представления;
расширение представлений учащихся об информационной деятельности
Задачи урока:
Образовательные:
1) сформировать понятия про информацию
2) освоить основные приёмы работы с информацией
Развивающие:
1) способствовать развитию логического мышления;
2) способствовать развитию кругозора учащихся;
3) способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, а также навыков работы на компьютере.
4) способствовать развитию межпредметных связей, памяти, внимания.
Воспитательные:
1) воспитание бережного отношения к оборудованию.
2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.
Исследовательские:
изучить влияние гейм-технологии на повышение мотивации обучающихся при выполнении домашнего задания и возможность дистанционного обучения, при необходимости. Показана актуальность дистанционного обучения, интеграции онлайн-технологий в образовательный процесс, развитие творческого потенциала ученик-учитель. Работа с ресурсом https://learningapps.org/my.php
1) Внедрять в практику проведения урока предмета «Информатика и ИКТ» гейм-технологии в программе https://learningapps.org/my.php .
2) Внедрять в практику выполнения домашнего задания по предмету «Информатика и ИКТ» как один из вариантов интерактивные домашние задания в программе https://learningapps.org/my.php .
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебно-методический комплекс электронных ресурсов «Информатика» (УМК «Информатика»)
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Электронно-образовательные ресурсы:
Информация вокруг нас
Информация вокруг нас (Open Document Format)
Зрительные иллюзии
Зрительные иллюзии (Open Document Format)
Техника безопасности и организация рабочего места
Техника безопасности и организация рабочего места (Open Document Format)
Как мы воспринимаем информацию
Техника безопасности
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf
анимация «Классификация информации по способу её восприятия»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c889f0e-4fc3-4d94-982e-b2af294325d4/%5BINF_008%5D_%5BAM_01%5D.swf
анимация «Восприятие информации животными через органы чувств»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/%5BINF_010%5D_%5BAM_03%5D.swf
интерактивное задание «Кто как видит»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf
виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d7465c7-89e3-4371-bbb3-07de456c9633/%5BINF_012%5D_%5BIM_01%5D.swf
Тест по технике безопасности в кабинете информатики и ИКТ
План урока.
Организационный момент. Приветствие. Правила ТБ в КУВТ - 3 мин.
Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся -2 мин.
Формулирование темы и целей урока - 1 мин.
Изучение нового материала - 20 мин.
Комплексная релаксация – 2 мин.
Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний – 10 мин.
Итоги урока, рефлексия — 5 мин.
Домашнее задание — 2 мин.
| Этапы урока | Материал ведения урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент (3 мин.) | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества. - Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в начале урока. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
| Инструктаж ТБ | 1) Проводит инструктаж по ТБ Просмотр видео ролика и росписи в журнале. | Смотрят, обсуждают, расписываются в журнале регистрации первичного инструктажа. | Личностные УУД: - приобретение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. |
| | 2) Проводит инструктаж по ТБ. - Внимательно рассмотрите кабинет. Чем он отличается от других кабинетов? Знакомит с презентацией «Техника безопасности» - Можно ли из столовой принести булочку в кабинет? - Можно ли однокласснику помочь включить компьютер? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположение. - В этом кабинете находится много компьютеров и другой техники. - Не. - Нет, это может делать только учитель. | Личностные УУД: - принимать ценности здорового образа жизни за счет знания условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. |
| Ознакомление с учебником | Обращает внимание на структуру учебника, рабочей тетради и систему основных условных обозначений. Особое внимание уделяет наличию электронного приложения к учебнику, ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. | Знакомятся со структурой учебника, рабочей тетради и системой основных условных обозначений. | Личностные УУД: - развиты читательские навыки |
2 | Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся (2 мин.) | Приём «Мои надежды» - Уважаемые друзья, мы с вами продолжаем изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ». Нас с вами ожидает изучение таких тем: управление компьютером, электронная почта, текстовая информация, компьютерная графика, хранение и обработка информации, создание движущихся изображений и тд. Вопросы для обсуждения: - Какие у вас ожидания перед началом изучения этого учебного модуля? - Что вы ожидаете узнать на наших уроках? - Какие умения вы хотите получить? Приём «Мой личный опыт» Учитель дает возможность каждому ученику рассказать о собственном опыте работы с компьютером. Предлагает придерживаться плана небольшого сообщения. План сообщения: - Я чаще всего пользуюсь такими компьютерными программами… - Я умею выполнять на компьютере… - Про Интернет я знаю… | Отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
3 | Формулирование темы и целей урока (1 мин.) | Человек видит, слышит, чувствует, приобретает знания от учителя, сведения из книг, узнает новости по телевизору, радио, от людей, с которыми общается. Что при этом человек получает? - В мире много информации? Приведите примеры -Как будет звучать тема нашего урока? - Какова цель урока? | Отвечают на вопросы учителя: - Он получает информацию, знания; Приводят примеры различной информации - «Информация вокруг нас» - Повторить (узнать), как человек получает информацию, какая она бывает, что с ней делают | Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: - развитие читательских навыков, -поиск и выделение и необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение. Выделение необходимой информации. |
4 | Изучение нового материала (20 мин.) | Мотивация учебной деятельности - Какое значение для меня имеют уроки информатики и ИКТ? - Что мне нужно делать на уроке, чтобы достигнуть целей урока? - Что мне мешает полностью сосредоточиться на уроке информатики? 1. Информация - Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, получаете новую информацию. - Что такое информация? - Запишите определение в тетрадь Прием «Дайте свое определение» Ученики анализируют предложенные учителем определения понятия «информация» и предлагают свой вариант. Класс обсуждает полученные «авторские» определения и выбирает наиболее содержательное, оригинальное, лаконичное. Информация – знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий; сведения, которые черпают из книг, телепередач. 2. Виды информации Проблемный вопрос - Как человек получает информацию? - С какими видами информации по способу восприятия вы знакомы? Организует просмотр анимации «Классификация информации по способу ее восприятия людьми», проводит дискуссию по теме. - Какой канал восприятия информации остался непроиллюстрированным? - Какой вид информации человек получает с помощью языка? - С помощью каких органов зрения человек воспринимает зрительную информацию? -С помощью какого органа чувств человек получает информации больше всего? Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока Прием «Приведи примеры» Учитель поясняет особенности разных видов информации. - Посмотрите на плакат «Как мы воспринимаем информацию». Организует работу с презентацией «Зрительные иллюзии», проводит беседу по вопросам - Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этих рисунках фигур? Организует просмотр анимации «Животные и информация» - С помощью какого органа лиса получает основную часть информации? - Для получения более точной информации человек использует различные устройства и приборы. - Это информационные процессы -Запиши в тетрадь РТ с. 3 №1 (б) -Какая наука изучает информационные процессы? | Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь. - Это знания, получаемые в школе; сведения, которые мы черпаем из книг, телепередач; новости, которые мы слышим по радио или от людей Это сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников. - РТ с. 3 №1 (а) - зрительная, обонятельная, осязательная, звуковая, вкусовая Определение ученика – Информация это ……. Совместный ответ класса. Человек получает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса Смотрят анимацию, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. - Язык - Вкусовая - С помощью глаз Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение и предположение Ученики приводят примеры на каждый вид информации. Виды информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение и предположение - С помощью носа. Рассматривают рисунки, называют инструменты и их назначение - Поиск информации, хранение информации, обработка информации, передача информации - делают запись в тетради - информатика (читают с экрана) |
| Работа с учебником (таблица 1)стр. 7-8 | Вспомни их название и назначение. -Какая бывает информация по форме представления? Рассмотри таблицу в учебнике. Запомни. С. 7-8 - Что относится к звуковой информации? - Что относится к текстовой информации? | Отвечают на вопросы учителя: Называют текстовую, графическую, числовую, звуковую, видео информацию - Все, что мы слышим. - Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков. | Личностные УУД: Понимать информацию, представленную в виде таблицы. |
| Работа с тетрадью (задание 2) | Организует работу по заполнению таблицы, обеспечивает контроль за выполнением задания. | Выполняют задание в рабочей тетради | Личностные УУД: Анализировать объекты с целью выделения признаков |
5 | Комплексная релаксация (2 мин.) | Проведение комплекса упражнений для снятия мышечного напряжения. Проведение комплекса упражнений для снятия зрительного утомления. Гимнастика для глаз. | Физкультминутка + гимнастика для глаз + релаксация | |
6 | Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний (10 мин.) | Работа с заданиями в рабочей тетради (3, 5, 6). | Выполняют задания самостоятельной работы. | Личностные УУД: Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. |
| | Компьютерный практикум 1) Тест по ТБ в кабинете информатики и ИКТ. 2) Выполни задание на компьютере «Собери клавиатуру» 3) Выполнение заданий ресурс LearningApps (Тема 1. Урок 1) | Выполняют задания компьютерного практикума | Личностные УУД: - умение управлять экранными объектами - знакомство с клавиатурой Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
| | Тестирование КИМ 5 класс. Тест 1. Информация вокруг нас. Вариант 1. | Выполняют задания самостоятельной работы. | Личностные УУД: Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. |
| | Прием «Кто лучше объяснит» Учитель объявляет конкурс на лучшее пояснение основных понятий урока: виды информации, правила поведения в компьютерном классе. | | Личностные УУД: Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. |
7 | Итоги урока, рефлексия (5 мин.) | Организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам: - Можете ли вы назвать тему урока? - Что нового вы узнали на уроке? - Вам было легко или были трудности? - Какое задание было самым интересным и почему? - Какое задание было самым трудным? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Как бы вы оценили свою работу? - Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока. Работа с дневниками. Выставление оценок | Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Личностные УУД: - развитие самооценки - отслеживать цель учебной деятельности. |
8 | Домашнее задание (2 мин.) | Учебник § 1. (задание 7, стр. 9) РТ ( задания 1, 4, 7, 8, 9, 10) Дополнительное задание: 11. LearningApps - (Тема 1. Урок 1) ЭОР «Инфопланета» - 5 класс. Урок 1 | Работа с дневниками | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Ресурсный материал. Ответы к заданиям в рабочей тетради.
Задание 3.
Зрительная информация: Ваня читает книгу; Даша изучает схему метро; Женя смотрит мультфильм.
Вкусовая информация: Лиза пьет горькую микстуру.
Звуковая информация: Саша слушает радионовости.
Осязательная информация: Витя ныряет в реку.
Обонятельная информация: Вася вдыхает аромат свежеиспеченной булочки.
Задание 4.
При помощи:
а) органов зрения: светлый, яркий, огромный, тусклый, широкий, близкий;
б) органов слуха: громкий, мелодичный, звонкий, ритмичный;
в) органов осязания: горячий, мягкий, шершавый, мокрый;
г) органов вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый;
д) органов обоняний: цветочный, ароматный, мускатный, морской.
Задание 5.
«Луна ясная и круглая» - глаза; «Птицы защебетали» - уши; «Пахнет свежей рыбой» - нос;
«Сильно кусаются» - кожа; «Черный, но вкусный», «Белая, но горькая» - глаза и язык.
Задание 6.
У орла развито зрение, у волка – обоняние, у летучей мыши – слух, у дельфинов – слух, у крота – обоняние.
Задание 7.
Ожидаемые ответы:
Линейка нужна для измерения длин отрезков;
Транспортир нужен для измерения величин углов;
Термометр нужен для измерения температуры;
Барометр нужен для измерения давления;
Компас нужен для определения направления;
Телескоп нужен для изучения космических объектов;
Микроскоп нужен для изучения мелких объектов;
Часы нужны для измерения времени;
Подзорная труба нужна для изучения отдаленных объектов.
Задание 10. Кроссворд
Числовая
Видеоинформация
Органы
Данные
Графическая
Компьютер
Информация
Звуковая
Информатика
Текстовая
«ОЦЕННОЧНЫЙ ЛИСТ»
Фамилия, Имя______________________________________________________________
Класс___________ Дата___________________________________
Этапы работы на уроке | Оценка моей работы на уроке |
М ое рабочее место: Наличие дневника, тетради, пенала, учебника О тсутствует хотя бы одно из школьных принадлежностей | |
З агадка Правильный ответ Не правильный ответ | Ответ: | |
Изучение нового материала Очень активное участие активное участие пассивное участие | |
Работа на компьютере (тест) «5» - «4» - «3» - | |
Оценка своего успеха на уроке Удовлетворительно – Хорошо – Отлично – | |
Итого | |
Рейтинг оценки работы на уроке:
От 8 до 10 смайликов - оценка «5»
От 6 до 7 смайликов – оценка «4»
От 5 до 4 смайликов – оценка «3»