СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики. Тема: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики. Тема: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики. Тема: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Урок № 1

Тема: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Планируемые результаты:

предметные

  • научиться понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»,

  • научиться соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места;

  • получить возможность научиться оперировать понятием «информация» как одним из основных понятий современной науки.

метапредметные

  • познавательные: уметь работать с учебником и электронным приложением; определять основную и второстепенную информацию в тексте; проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные учителем;

  • коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

личностные

  • навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

  • рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

  • знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

  • обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;

  • знакомство учащихся с видами информации по форме еѐ представления;

  • расширение представлений учащихся об информационной деятельности


Задачи урока:

Образовательные:

1) сформировать понятия про информацию

2) освоить основные приёмы работы с информацией


Развивающие:

1) способствовать развитию логического мышления;

2) способствовать развитию кругозора учащихся;

3) способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, а также навыков работы на компьютере.

4) способствовать развитию межпредметных связей, памяти, внимания.

Воспитательные:

1) воспитание бережного отношения к оборудованию.

2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.



Исследовательские:

изучить влияние гейм-технологии на повышение мотивации обучающихся при выполнении домашнего задания и возможность дистанционного обучения, при необходимости. Показана актуальность дистанционного обучения, интеграции онлайн-технологий в образовательный процесс, развитие творческого потенциала ученик-учитель. Работа с ресурсом https://learningapps.org/my.php


1) Внедрять в практику проведения урока предмета «Информатика и ИКТ» гейм-технологии в программе https://learningapps.org/my.php .

2) Внедрять в практику выполнения домашнего задания по предмету «Информатика и ИКТ» как один из вариантов интерактивные домашние задания в программе https://learningapps.org/my.php .


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебно-методический комплекс электронных ресурсов «Информатика» (УМК «Информатика»)

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Электронно-образовательные ресурсы:
 Информация вокруг нас

 Информация вокруг нас (Open Document Format)

 Зрительные иллюзии

 Зрительные иллюзии (Open Document Format)

 Техника безопасности и организация рабочего места

 Техника безопасности и организация рабочего места (Open Document Format)

 Как мы воспринимаем информацию

 Техника безопасности

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

  • анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми»
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf

  • анимация «Классификация информации по способу её восприятия»
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c889f0e-4fc3-4d94-982e-b2af294325d4/%5BINF_008%5D_%5BAM_01%5D.swf

  • анимация «Восприятие информации животными через органы чувств»
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/%5BINF_010%5D_%5BAM_03%5D.swf

  • интерактивное задание «Кто как видит»
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии»
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d7465c7-89e3-4371-bbb3-07de456c9633/%5BINF_012%5D_%5BIM_01%5D.swf

Тест по технике безопасности в кабинете информатики и ИКТ

План урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Правила ТБ в КУВТ - 3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся -2 мин.

  3. Формулирование темы и целей урока - 1 мин.

  4. Изучение нового материала - 20 мин.

  5. Комплексная релаксация – 2 мин.

  6. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний – 10 мин.

  7. Итоги урока, рефлексия — 5 мин.

  8. Домашнее задание — 2 мин.


Этапы урока

Материал ведения урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

(3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества.

- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в начале урока.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма



Инструктаж ТБ

1) Проводит инструктаж по ТБ

Просмотр видео ролика и росписи в журнале.

Смотрят, обсуждают, расписываются в журнале регистрации первичного инструктажа.

Личностные УУД:

- приобретение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.



2) Проводит инструктаж по ТБ.


- Внимательно рассмотрите кабинет. Чем он отличается от других кабинетов?

Знакомит с презентацией «Техника безопасности»


- Можно ли из столовой принести булочку в кабинет?

- Можно ли однокласснику помочь включить компьютер?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположение.

- В этом кабинете находится много компьютеров и другой техники.



- Не.


- Нет, это может делать только учитель.

Личностные УУД:

- принимать ценности здорового образа жизни за счет знания условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Ознакомление с учебником

Обращает внимание на структуру учебника, рабочей тетради и систему основных условных обозначений. Особое внимание уделяет наличию электронного приложения к учебнику, ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Знакомятся со структурой учебника, рабочей тетради и системой основных условных обозначений.

Личностные УУД:

- развиты читательские навыки

2

Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся

(2 мин.)

Приём «Мои надежды»

- Уважаемые друзья, мы с вами продолжаем изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ». Нас с вами ожидает изучение таких тем: управление компьютером, электронная почта, текстовая информация, компьютерная графика, хранение и обработка информации, создание движущихся изображений и тд.

Вопросы для обсуждения:

- Какие у вас ожидания перед началом изучения этого учебного модуля?

- Что вы ожидаете узнать на наших уроках?

- Какие умения вы хотите получить?


Приём «Мой личный опыт»

Учитель дает возможность каждому ученику рассказать о собственном опыте работы с компьютером. Предлагает придерживаться плана небольшого сообщения.

План сообщения:

- Я чаще всего пользуюсь такими компьютерными программами…

- Я умею выполнять на компьютере…

- Про Интернет я знаю…

Отвечают на вопросы учителя


Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


3

Формулирование темы и целей урока

(1 мин.)

Человек видит, слышит, чувствует, приобретает знания от учителя, сведения из книг, узнает новости по телевизору, радио, от людей, с которыми общается.

Что при этом человек получает?

- В мире много информации? Приведите примеры

-Как будет звучать тема нашего урока?

- Какова цель урока?


Отвечают на вопросы учителя:




- Он получает информацию, знания;

Приводят примеры различной информации

- «Информация вокруг нас»

- Повторить (узнать), как человек получает информацию, какая она бывает, что с ней делают

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков,

-поиск и выделение и необходимой

информации;

-анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

-умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации; владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Личностные УУД:

Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.

Выделение необходимой информации.


4

Изучение нового материала

(20 мин.)

Мотивация учебной деятельности

- Какое значение для меня имеют уроки информатики и ИКТ?

- Что мне нужно делать на уроке, чтобы достигнуть целей урока?

- Что мне мешает полностью сосредоточиться на уроке информатики?

1. Информация

- Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, получаете новую информацию.


- Что такое информация?



- Запишите определение в тетрадь



Прием «Дайте свое определение»

Ученики анализируют предложенные учителем определения понятия «информация» и предлагают свой вариант. Класс обсуждает полученные «авторские» определения и выбирает наиболее содержательное, оригинальное, лаконичное.

Информация – знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий; сведения, которые черпают из книг, телепередач.


2. Виды информации


Проблемный вопрос

- Как человек получает информацию?



- С какими видами информации по способу восприятия вы знакомы?


Организует просмотр анимации «Классификация информации по способу ее восприятия людьми», проводит дискуссию по теме.

- Какой канал восприятия информации остался непроиллюстрированным?

- Какой вид информации человек получает с помощью языка?

- С помощью каких органов зрения человек воспринимает зрительную информацию?

-С помощью какого органа чувств человек получает информации больше всего?

Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока



Прием «Приведи примеры»

Учитель поясняет особенности разных видов информации.




- Посмотрите на плакат «Как мы воспринимаем информацию».

Организует работу с презентацией «Зрительные иллюзии», проводит беседу по вопросам

- Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этих рисунках фигур?


Организует просмотр анимации «Животные и информация»

- С помощью какого органа лиса получает основную часть информации?


- Для получения более точной информации человек использует различные устройства и приборы.



- Это информационные процессы

-Запиши в тетрадь РТ с. 3 №1 (б)




-Какая наука изучает информационные процессы?






Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь.



- Это знания, получаемые в школе; сведения, которые мы черпаем из книг, телепередач; новости, которые мы слышим по радио или от людей Это сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников.

- РТ с. 3 №1 (а)

- зрительная, обонятельная, осязательная, звуковая, вкусовая








Определение ученика – Информация это …….






Совместный ответ класса. Человек получает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса




Смотрят анимацию, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии.


- Язык


- Вкусовая


- С помощью глаз



Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение и предположение





Ученики приводят примеры на каждый вид информации.

Виды информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.



Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение и предположение








- С помощью носа.



Рассматривают рисунки, называют инструменты и их назначение



- Поиск информации, хранение информации, обработка информации,

передача информации

- делают запись в тетради


- информатика (читают с экрана)


Работа с учебником

(таблица 1)стр. 7-8

Вспомни их название и назначение.

-Какая бывает информация по форме представления? Рассмотри таблицу в учебнике. Запомни. С. 7-8

- Что относится к звуковой информации?

- Что относится к текстовой информации?

Отвечают на вопросы учителя: Называют текстовую, графическую, числовую, звуковую, видео информацию

- Все, что мы слышим.

- Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

Личностные УУД:

Понимать информацию, представленную в виде таблицы.


Работа с тетрадью

(задание 2)

Организует работу по заполнению таблицы, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Выполняют задание в рабочей тетради

Личностные УУД:

Анализировать объекты с целью выделения признаков


5

Комплексная релаксация

(2 мин.)

Проведение комплекса упражнений для снятия мышечного напряжения. Проведение комплекса упражнений для снятия зрительного утомления. Гимнастика для глаз.

Физкультминутка + гимнастика для глаз + релаксация


6

Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний (10 мин.)

Работа с заданиями в рабочей тетради (3, 5, 6).





Выполняют задания самостоятельной работы.

Личностные УУД:

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.



Компьютерный практикум

1) Тест по ТБ в кабинете информатики и ИКТ.

2) Выполни задание на компьютере «Собери клавиатуру»

3) Выполнение заданий ресурс LearningApps (Тема 1. Урок 1)

Выполняют задания компьютерного практикума

Личностные УУД:

- умение управлять экранными объектами

- знакомство с клавиатурой

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи



Тестирование КИМ 5 класс. Тест 1. Информация вокруг нас. Вариант 1.

Выполняют задания самостоятельной работы.

Личностные УУД:

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.



Прием «Кто лучше объяснит»

Учитель объявляет конкурс на лучшее пояснение основных понятий урока: виды информации, правила поведения в компьютерном классе.


Личностные УУД:

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

7

Итоги урока, рефлексия

(5 мин.)

Организует подведение итогов урока. Проводит беседу по вопросам:


- Можете ли вы назвать тему урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Вам было легко или были трудности?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Какое задание было самым трудным?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока.


Работа с дневниками. Выставление оценок

Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.



Личностные УУД:

- развитие самооценки

- отслеживать цель учебной деятельности.


8

Домашнее задание

(2 мин.)

Учебник § 1. (задание 7, стр. 9)

РТ ( задания 1, 4, 7, 8, 9, 10) Дополнительное задание: 11.

LearningApps - (Тема 1. Урок 1)

ЭОР «Инфопланета» - 5 класс. Урок 1

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма








































































































































































































































































Ресурсный материал. Ответы к заданиям в рабочей тетради.

Задание 3.

Зрительная информация: Ваня читает книгу; Даша изучает схему метро; Женя смотрит мультфильм.

Вкусовая информация: Лиза пьет горькую микстуру.

Звуковая информация: Саша слушает радионовости.

Осязательная информация: Витя ныряет в реку.

Обонятельная информация: Вася вдыхает аромат свежеиспеченной булочки.

Задание 4.

При помощи:

а) органов зрения: светлый, яркий, огромный, тусклый, широкий, близкий;

б) органов слуха: громкий, мелодичный, звонкий, ритмичный;

в) органов осязания: горячий, мягкий, шершавый, мокрый;

г) органов вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый;

д) органов обоняний: цветочный, ароматный, мускатный, морской.

Задание 5.

«Луна ясная и круглая» - глаза; «Птицы защебетали» - уши; «Пахнет свежей рыбой» - нос;

«Сильно кусаются» - кожа; «Черный, но вкусный», «Белая, но горькая» - глаза и язык.

Задание 6.

У орла развито зрение, у волка – обоняние, у летучей мыши – слух, у дельфинов – слух, у крота – обоняние.

Задание 7.

Ожидаемые ответы:

  1. Линейка нужна для измерения длин отрезков;

  2. Транспортир нужен для измерения величин углов;

  3. Термометр нужен для измерения температуры;

  4. Барометр нужен для измерения давления;

  5. Компас нужен для определения направления;

  6. Телескоп нужен для изучения космических объектов;

  7. Микроскоп нужен для изучения мелких объектов;

  8. Часы нужны для измерения времени;

  9. Подзорная труба нужна для изучения отдаленных объектов.

Задание 10. Кроссворд

  1. Числовая

  2. Видеоинформация

  3. Органы

  4. Данные

  5. Графическая

  6. Компьютер

  7. Информация

  8. Звуковая

  9. Информатика

  10. Текстовая













































«ОЦЕННОЧНЫЙ ЛИСТ»

Фамилия, Имя______________________________________________________________

Класс___________ Дата___________________________________

Этапы работы на уроке

Оценка моей работы на уроке

  1. М ое рабочее место:

Наличие дневника, тетради, пенала, учебника


О тсутствует хотя бы одно из школьных принадлежностей



  1. З агадка

Правильный ответ


Не правильный ответ


Ответ:


  1. Изучение нового материала


Очень активное участие


активное участие


пассивное участие


  1. Работа на компьютере (тест)


«5» -


«4» -


«3» -



  1. Оценка своего успеха на уроке


Удовлетворительно –


Хорошо –


Отлично –



  1. Итого


Рейтинг оценки работы на уроке:

От 8 до 10 смайликов - оценка «5»

От 6 до 7 смайликов – оценка «4»

От 5 до 4 смайликов – оценка «3»