1. | Организационный момент: -приветствие; -проверка готовности к уроку; - мотивация к учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Добрый день 5 класс Мне приятно видеть вас Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь Молодцы теперь садитесь. Для работы нам сегодня понадобятся: альбом, кисти, краски, ножницы, цветная бумага. | Настрой на работу. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | 1 мин. |
2. | Вводная беседа. Актуализация. - Повторение материала. | Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов. (Фронтальная беседа с классом). Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изучением народных промыслов. - С какими народными промыслами мы с вами уже познакомились? Слайд 2. Глиняная игрушка. - Какие игрушки мы рассмотрели? Молодцы! | Работа с информацией, участие во фронтальной беседе. Формулирование собственного мнения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. | 3 мин. |
3. | Сообщение нового материала: | - Сегодня мы снова соприкоснемся с искусством наших предков, овладеем приемами и способами еще одного народного промысла. (Народный промысел, представляющий собой роспись деревянной посуды и мебель) Слайд 3. Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться От причудливых узоров и фантазии просторов. Ты душою глубока и торжественно легка. В твоих кудрях золотых солнечный играет блик, Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица, Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет. Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо. Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля, И березовый листок, и пшеницы колосок. Слайд 4. (Читаю стихотворение) Слайд 5 Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, (Золотая хохлома!) Слайд 6. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема? Тема урока: «Волшебные узоры хохломы». Слайд 8. - Ребята скажите, какие вопросы возникают у вас при знакомстве с новым промыслом? Где зародился промысел? Какие изделия изготавливают мастера? Из какого материала изготавливают изделия хохломы? Каков процесс изготовления изделия? (Цель урока. Слайд 9,10) Чтобы найти ответы на эти вопросы отправимся в город мастеров. Слайд 11, 12. Разное сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы. Слайд 13. - Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. - Какие основные цвета используются для хохломской росписи? Слайд 14. Какой орнамент используют художники? -Растительный орнамент самый распространённый. Слайд 15. -Элементы растительного орнамента составляются из мотивов «травка», «ягодка», листочек Слайд 16,17,18 - Хохломская роспись так полюбилась русскому народу, что в современное время ею расписывают: мебель, елочные игрушки, часы, одежду, обувь, машины, самолеты и многое другое. | Знакомство с новым материалом. Совместная работа учителя и учащегося. | Познавательные : поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способы взаимодействия. Регулятивные: прогнозирование результата и усвоения уровня знаний. | 17 мин. |
4. | Практическая работа. Постановка художественной задачи. - методические указания к работе. | - А теперь, я предлагаю вам почувствовать себя в роли хохломских мастеров и оживить посуду красочными узорами. Но для начала, небольшая физминутка. В Хохломской росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья). На каких изделиях выполняется роспись? Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде). | Составление этапов работы. Выбор метода работы. Самостоятельная работа. | Регулятивные: контроль и коррекция; прогнозирование. Коммуникативные:сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные:моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. | 19 мин. |
5. | Подведение итогов: - рефлексия; -самооценивание работ. | -На столах у вас лежат, листы самооценивания работ. Cлайд 19 Относительно каждого критерия и в соответствии со своей работой поставьте +. Если все критерии соблюдены, ваша оценка «5». Выставка и анализ лучших работ. А сейчас игра. Я задаю вопросы, а вы отвечаете. Если вам понравилось, то поднимаете вверх 2 руки, если не все понравилось, то поднимаете 1 руку. Вам понравилась наша тема урока? Вам понравилось расписывать посуду? | Самооценивание творческой работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению | 3 мин. |