МКОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Методическая неделя «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Урок изобразительного искусства в 5 классе
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Учитель изобразительного
искусства
Е.С.Алымова
24 января 2020 года
Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни
Задачи урока:
Предметные: обобщить и углубить знания обучающихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.
Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для выполнения творческих заданий.
Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формировать коммуникативные действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Формируемые УДД
Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы, использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.
Материалы и оборудование:
ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран; иллюстрации с изображениями народных промыслов, предметы народных промыслов
Для обучающихся: альбом, гуашь, кисти, трафареты изделий.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Тип урока: урок обобщения знаний
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
II. Повторение пройденного материала
- Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
- В современной жизни, люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
- Так давайте теперь сформулируем тему нашего урока (Роль народных художественных промыслов в современной жизни)
- Посмотрите на эти изделия. Чем они отличаются друг от друга?
(в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые).
- Какие изделия вам больше нравятся?
- Можно ли все эти предметы разделить на группы?
- Я помогу вам это сделать.
1-я группа. Изделия эти и ярки, и красочны, будто пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной мотив росписи — «травный». Что это за горящие золотом ложки, туески, плошки? Как называется эта посуда? (Хохлома.)
(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)
2-я группа. А эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее голубой и синей красками. Как она называется? (Гжель.)
(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)
3-я группа. Эти игрушки сделаны из глины. Звери, птицы, люди - самые знаменитые персонажи мастеров. Орнамент состоит из поперечных и продольных полос желтого, зеленого и красного цветов. Что это за игрушки? (Филимоновские.)
(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)
4-я группа. В подмосковной деревне украшают подносы. Промысел этот всем известен. На черном фоне горят различного вида цветы, собранные в великолепные букеты! Что это за промысел? (Жостово.)
(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)
5-я группа. Расписная, деревянная, круглая, румяная! Кто она? (Матрешка.)
(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)
6-я группа. Эти изделия сделаны из дерева. Расписаны цветами под названием «розан» и «купавка».
- Вставьте пропущенное слово.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
И пошла о... (дымке) слава,
Заслужив на это право.
Всех и радует она! Кто она? (Хохлома.)
Красным цветом обжигает,
Радости нам много дарит!
Знает каждый молодец,
Чем прославлен... (Городец)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы
Деревня в Подмосковье прославилась.
Теперь известно всем в народе се названье - ...(Гжель)
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Как называется узор из крупных и мелких травинок, использующийся для хохломы? (Травинка)
3. Этот вид игрушки появился в Архангельской области. (Каргопольская)
5. Назовите город, в котором и поныне работает мастерская филимоновских игрушек. (Одоев)
6. Возникновение этого вида игрушки связано с весенним праздником Свистунья. О каком виде идет речь? (Дымковская)
По вертикали:
2. Какое декорирование включает в себя резьбу, тиснение, налепные узоры? (Рельефное)
4. Вид городецкой росписи. (Павловская)
III. Постановка учебной задачи
Сегодня у нас будут работать художественные мастерские, которые будут представлять центры народных промыслов. Вы будете выполнять коллективное панно. Первый стол будет выполнять роспись изделия в гжельском стиле, второй – городецкой, третий – дымковской, четвёртый – хохломской.
IV. Практическая работа
Для того чтобы закрепить знания о художественных промыслах, это задание станет для вас контрольным. Давайте вспомним.
-Какие цвета используют в хохломской росписи? (Черный, золотой, красный)
-Какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий, белый.)
- Какие цвета используются в городецкой росписи? (Красный, зелёный, чёрный, белый)
-Какие цвета используют при оформлении дымковских игрушек? (Малиново-красный, желтый, синий.)
- Посмотрите на трафареты изделий народных промыслов, которые вы получили. Определите, к какому народному промыслу относится изделие. Используйте для росписи традиционные элементы и цвета.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы на доске.
- Ребята! На занятиях этой четверти мы говорили с вами о народных художественных промыслах. Произведения, созданные русскими мастерами, и поныне хранятся в музеях, демонстрируются на выставках, выполняют функцию сувенира, украшают интерьеры наших домов, а самое главное - дарят нам тепло и любовь.
- Как вы думаете, какую роль они играют в современной жизни людей?
- На чем основываются новые художественные промыслы?
- Какие чувства вы испытываете при виде произведений народных мастеров?
Сегодня у нас будут работать художественные мастерские, которые будут
представлять центры народных промыслов. Вы будете выполнять
коллективное панно. Перед тем как приступить к практической работе нужно
взять основу вашего рисунка. Первый стол будет выполнять рисунок в
традициях гжельской росписи, второй – городецкой, третий – дымковской,
четвертый – хохломской. Элементы рисунка распределите между собой .
Каждый из элементов расписываете соответствующим узором. Работать
можно фломастерами, мелом, красками.
Самостоятельная работа учащихся.
Работы, выполненные вами, украсят ваш дом, помогут соприкоснуться с культурой родной страны.
8