СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО по программе Неменского Б.М. 

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"»

МКОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области





Методическая неделя «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»








Урок изобразительного искусства в 5 классе


«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»





Учитель изобразительного

искусства

Е.С.Алымова
















24 января 2020 года

Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни


Задачи урока:

Предметные: обобщить и углубить знания обучающихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.

Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для выполнения творческих заданий.

Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формировать коммуникативные действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.


Формируемые УДД

Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы, использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.



Материалы и оборудование:

ТСО: компьютер, мультимедиа – проектор, экран; иллюстрации с изображениями народных промыслов, предметы народных промыслов

Для обучающихся: альбом, гуашь, кисти, трафареты изделий.

Музыкальный ряд: русские народные песни.



Тип урока: урок обобщения знаний







Ход  урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

II. Повторение пройденного материала

- Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!


- В современной жизни, люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

- Так давайте теперь сформулируем тему нашего урока (Роль народных художественных промыслов в современной жизни)


- Посмотрите на эти изделия. Чем они отличаются друг от друга?

(в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые).

- Какие изделия вам больше нравятся?

- Можно ли все эти предметы разделить на группы?

- Я помогу вам это сделать.

1-я группа. Изделия эти и ярки, и красочны, будто пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной мотив росписи — «травный». Что это за горящие золотом ложки, туески, плошки? Как называется эта посуда? (Хохлома.)

(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)

2-я группаА эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее голубой и синей красками. Как она называется? (Гжель.)

(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)

3-я группа. Эти игрушки сделаны из глины. Звери, птицы, люди - самые знаменитые персонажи мастеров. Орнамент состоит из поперечных и продольных полос желтого, зеленого и красного цветов. Что это за игрушки? (Филимоновские.)

(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)

4-я группа.  В подмосковной деревне украшают подносы. Промысел этот всем известен. На черном фоне горят различного вида цветы, собранные в великолепные букеты! Что это за промысел? (Жостово.)

(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)

5-я группа. Расписная, деревянная, круглая, румяная! Кто она? (Матрешка.)

(Обучающийся определят предметы, относящиеся к данной группе)

6-я группа. Эти изделия сделаны из дерева. Расписаны цветами под названием «розан» и «купавка».


-  Вставьте пропущенное слово.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

И пошла о... (дымке) слава,

Заслужив на это право.


Всех и радует она! Кто она? (Хохлома.) 

Красным цветом обжигает,

Радости нам много дарит!


Знает каждый молодец,

Чем прославлен... (Городец)


Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась.

Теперь известно всем в народе се названье - ...(Гжель)


Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Как называется узор из крупных и мелких травинок, использующийся для хохломы? (Травинка)

3. Этот вид игрушки появился в Архангельской области. (Каргопольская)

5. Назовите город, в котором и поныне работает мастерская филимоновских игрушек. (Одоев)

6. Возникновение этого вида игрушки связано с весенним праздником Свистунья. О каком виде идет речь? (Дымковская)

По вертикали:

2. Какое декорирование включает в себя резьбу, тиснение, налепные узоры? (Рельефное)

4.  Вид городецкой росписи. (Павловская)


III. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас будут работать художественные мастерские, которые будут представлять центры народных промыслов. Вы будете выполнять коллективное панно. Первый стол будет выполнять роспись изделия в гжельском стиле, второй – городецкой, третий – дымковской, четвёртый – хохломской.


IV. Практическая работа

Для того чтобы закрепить знания о художественных промыслах, это задание станет для вас контрольным. Давайте вспомним.

-Какие цвета используют в хохломской росписи? (Черный, золотой, красный)

-Какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий, белый.)

- Какие цвета используются в городецкой росписи? (Красный, зелёный, чёрный, белый)

-Какие цвета используют при оформлении дымковских игрушек? (Малиново-красный, желтый, синий.)


- Посмотрите на трафареты изделий народных промыслов, которые вы получили. Определите, к какому народному промыслу относится изделие. Используйте для росписи традиционные элементы и цвета.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия


- Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы на доске.


- Ребята! На занятиях этой четверти мы говорили с вами о народных художественных промыслах. Произведения, созданные русскими мастерами, и поныне хранятся в музеях, демонстрируются на выставках, выполняют функцию сувенира, украшают интерьеры наших домов, а самое главное - дарят нам тепло и любовь.


-  Как вы думаете, какую роль они играют в современной жизни людей?

-  На чем основываются новые художественные промыслы?

-  Какие чувства вы испытываете при виде произведений народных мастеров?


Сегодня у нас будут работать художественные мастерские, которые будут

представлять центры народных промыслов. Вы будете выполнять

коллективное панно. Перед тем как приступить к практической работе нужно

взять основу вашего рисунка. Первый стол будет выполнять рисунок в

традициях гжельской росписи, второй – городецкой, третий – дымковской,

четвертый – хохломской. Элементы рисунка распределите между собой .

Каждый из элементов расписываете соответствующим узором. Работать

можно фломастерами, мелом, красками.

Самостоятельная работа учащихся.

Работы, выполненные вами, украсят ваш дом, помогут соприкоснуться с культурой родной страны.




8