СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Как лечились наши предки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформировать ценностно – смысловые ориентации уч-ся на примере опыта  целительской деятельности на Руси; способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве

Просмотр содержимого документа
«Урок "Как лечились наши предки"»

8



3 класс


Тема: «Как лечились наши предки».


Цели занятия:

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды, умения вести диалог и участвовать в обсуждении темы), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде, кооперации, ответственности за результаты своего труда), развитие способности к самоанализу;

Формирующие: сформировать ценностно – смысловые ориентации уч-ся на примере опыта целительской деятельности на Руси; способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве;

Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, информационные листы, кроссворды по теме урока, презентация к уроку.


Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

Метапредметные УУД.

Регулятивные  УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

  • формировать представления о народных способах лечения;

  • знать исторические сведения о наших предках.  



1.Орг. момент. Создание эмоционального настроя.


Я спешу сказать вам - здравствуйте!

Чтоб пожелать вам здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в классе

Прекраснейшего настроения!


И еще раз – ЗДРАВСТВУЙТЕ!


2. Целеполагание

- Ребята, а вы знаете как появилось слово ЗДРАВСТВУЙТЕ! (ответы детей)

-Приветствие это родилось из выражения «Я ЗДРАВСТВУЮ ТЕБЯ», то есть «ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ». Еще приветствовали друг друга словами «ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ», а на прощание говорили «НУ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»



Наше занятие я хочу начать с притчи.

Одного мудреца спросили:

- Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?

Подумав, мудрец ответил:

- Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!


ОТВТЬТЕ на вопрос

-Так, что же делает человека счастливым? ( ЗДОРОВЬЕ)


Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь.




3. Актуализация знаний.


- Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган дает сбой и человек заболевает. Что делать, если вы уже заболели? К кому мы с вами обращаемся? (Вызвать врача, а если очень плохо , то «Скорую помощь».)

- Что назначает врач, чтобы мы выздоровели ? (Лекарство)

- Какие формы лекарственных средств вы знаете? (Таблетки, микстуры, мази, капли, настои.)

АПТЕЧКА

Знайте!
Нельзя принимать лекарства без разрешения родителей или врача.


Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Сегодня, пожалуй, нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека, поликлиника, кто такой врач.

- А кто тяжелее переносит простудные заболевания : дети или старые люди (бабушки, дедушки)?

- Конечно, бабушки и дедушки.

- У всех бабушек и дедушек тоже были когда-то бабушки и дедушки (наши прабабушки и прадедушки), а у них тоже были дедушки и бабушки (наши прапрадедушки и прапрабабушки)


Давайте себе представим , что в то давнее время не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек. Интересно, что же делали тогда люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?

- Помогите из слов составить , определите тему нашего занятия? ( Как лечились наши предки? )


4. Введение нового материала.

- Тема нашего занятия «Как лечились наши предки». СЛАЙД 1


Изучая тему нашего урока, я предлагаю вам сделать (составить) интеллект-карту. Это визуальное представление информации, которое поможет вам запомнить изученный материал. Положите перед собой лист бумаги.


Теперь откройте конверт и разложите перед собой картинки. Найдите и положите в центр листа предков, т.е. бабушку и дедушку. Приклейте.


СЛАЙД 2

Без больницы люди жили,

Знахари людей лечили:

От озноба зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов – бузиной

А от ран – землей родной.


- Кто же лечил людей в старину? (Знахари)

- Кто такой знахарь? - ПОМОГИТЕ НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА В СЛОВАРЕ


- Найдите знахаря, приклейте.


- На Руси люди верили в «сглаз», порчу вот и обращались к целителям, знахарям. Лечились травами, святой водой, заговорами.

-Что из этого признает современная медицина? ( Лечение травами.)


Люди подмечали целебные свойства трав, овощей, фруктов. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам хорошо знакомы.

НАПРИМЕР

СЛАЙДЫ

-С давних времён люди знали о целебных свойствах лука и чеснока. Лук и чеснок - первое средство от простуды. На Руси бытовала поговорка: Чеснок и лук от семи недуг.


- Малина издавна широко применялась в народной медицине для предотвращения и лечения простудных заболеваний, обладая при этом мощным жаропонижающим свойством. Варенье из малины является лучшим средством при простудных заболеваниях.


В старину мёд считался целительным лекарством. Им лечили раны, хронические болезни, он был незаменим при истощениях, слабостях и просто при усталости.

ПРИКЛЕИВАЕМ


-Дома вы можете дорисовать или найти картинки и приклеить, дополнить интеллект-карту.

А ТЕПЕРЬ ПО КАРТИНКЕ ОТГАДАЙТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


- Но, если уж вам самим когда-нибудь придется заняться сбором лекарственных растений, помните, ребята, о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.






8. Физминутка.

Если вы согласны – отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья».

Если нет – молчите.



Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и весёлым?

----

Кто из вас не ходит хмурый,

любит спорт и физкультуру?

Это я, это я, это все мои друзья


Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

Это я, это я, это все мои друзья


Ну а кто начнёт обед

С жвачки импортной, конфет?

----

Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны?

Это я, это я, это все мои друзья


Кто согласно распорядку

Выполняет физзарядку?

Это я, это я, это все мои друзья


9. Продолжение закрепления полученных знаний .

СЛАЙД .


- Какое ключевое слово у вас получилось?

- Что обозначает это слово?


Мы́льня - специальная постройка или помещение, где моются и парятся.

- Как сейчас называют это помещение? (БАНЯ)


-В старину говорили: « Коли бы не бани, то все бы пропали»


Найдите картинку, которая связана с баней. ПРИКЛЕЙТЕ


- Кто любит парится в бане? ….


Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.

У: -Назовите заболевания, которые можно излечить посредством банных процедур?

(Начиная с простуды, кашля, насморка, до лечения нервной системы. Также баня способствует похуданию и нормализации обмена веществ. Незаменимо воздействие пара и при кожных заболеваниях – дерматите.

-Что является основой бани? (Основа бани – горячий влажный пар).


СЛАЙД .

-Ну, а что сказать о вениках?

-Какие веники люди берут с собой в баню?


Вслед за ним по популярности – дубовый, смородиновый, веник из крапивы.


- Где В СТАРИНУ строили бани? ( около водоемов)

- Зимой там делали проруби, чтобы натаскать воды, а еще для чего использовали прорубь? (Купались)

- Моржевание. Так наши предки закаливали свой организм.

Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

11. Рефлексия.


Игра «Собери пословицы»

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Здоров будешь- все добудешь.

  2. Здоровье дороже богатства.

  3. Здоровье не купишь- его разум дарит.

  4. Здоровью цены нет.

  5. Здоровому все здорово.

Чему учат нас эти пословицы?

Эти пословицы учат хранить и оберегать наше здоровье.


ПОСМОТРИТЕ НА СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ


ЕСЛИ вам понравился урок, покажите сердечко

ЕСЛИ очень понравился урок и вы узнали много нового, то в сердечко добавьте улыбку

ЕСЛИ не понравился урок, то ничего не показывайте.

12. Итог урока.


Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Есть вам надо помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны
Кашу утром, суп в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься
Умываться, закаляться
И почаще улыбаться.


СПАСИБО ЗА УРОК!


ДЗ – найти материал как лечились в древности в других странах и сделать свою интеллект-карту.

В древней Греции – мышь и лягек

В Древней Индии – лазали на дерево

В Англии – кошачьими хвостами