Урок химии в 8 классе «Степень окисления»
Учитель: Епишева Е.В.
Организация: МБОУ «Свободинская СОШ»
Предмет: Химия Класс: 8
Тема урока: Понятие степени окисления и её определение
Цель урока: познакомить учащихся с понятием степени окисления, научить самостоятельно определять её для элементов в различных химических соединениях.
Задачи:
- Образовательные:
Создать условия для понимания, что такое степень окисления, и выработать алгоритм её определения на основе формул веществ.
- Развивающие:
Развивать умение ставить цели урока, работать в группе, превращать теоретическую информацию в практическое задание, контролировать время и корректировать свои действия.
- Воспитательные:
Формировать навыки аргументации, сотрудничества и взаимного контроля в коллективе.
Планируемые результаты:
- Предметные:
Понимать и объяснять, что такое степень окисления; уметь вычислять степень окисления элементов в соединениях с двумя и тремя элементами.
- Метапредметные:
Уметь работать с разными источниками информации, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли устно и письменно.
- Личностные:
Проявлять интерес к химии, развивать самоконтроль и ответственность за выполнение заданий.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, раздаточный материал для самопроверки, учебник (Габриелян О.С., М.: Дрофа, 2014).
Универсальные учебные действия (УУД):
- Личностные: понимать значение изучаемой темы для жизни и науки.
- Регулятивные: ставить учебные цели, планировать действия, оценивать результаты, корректировать ошибки.
- Познавательные: искать и анализировать нужную информацию, структурировать знания, формулировать мысли.
- Коммуникативные: работать в паре и группе, задавать вопросы, обсуждать и оценивать действия сверстников.
Ключевые понятия: степень окисления, бинарные соединения
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление, контроль)
▌Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация и постановка целей
Учитель обращается к учащимся:
«Здравствуйте! Сегодня мы начнём изучать важное понятие — степень окисления. Почему это важно? Потому что знание степени окисления помогает понять, как составляются формулы веществ и как они взаимодействуют. Сегодня мы научимся определять степень окисления элементов по формулам химических соединений».
3. Актуализация знаний
Учитель предлагает вспомнить:
- Что такое ковалентная связь (полярная и неполярная);
- Понятие электроотрицательности и её изменение в периодах и группах;
- Что такое ионная связь и виды ионов по заряду;
- Основы металлической связи;
- Как читать формулы веществ.
Задание: определить тип химической связи для следующих веществ: H₂, HCl, NaCl, Ca.
4. Изучение нового материала
- Объяснение понятия степени окисления — условный заряд, который принимает атом в соединении, исходя из распределения электронов.
- Правила определения степени окисления (например, степень окисления простых веществ равна 0; водород в соединениях +1, кислород -2 и т.д.).
- Примеры определения степени окисления на формуле: H₂O, CO₂, NaCl.
5. Практическое задание
Задание для работы в парах:
Рассчитайте степень окисления элементов в следующих веществах: NH₃, SO₂, KBr. Обсудите результаты с соседним парой.
6. Первичное закрепление
- Краткий тест (устно или письменно) с вопросами по теме.
- Взаимопроверка и обсуждение ошибок.
7. Домашнее задание
- Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: H₂SO₄, CaCO₃, CH₄.
- Подготовить небольшой рассказ о значении степени окисления в химии.
8. Рефлексия
Учитель задаёт вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что было самым сложным?
- Как вы можете применить эти знания?