СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Красота природы в искусстве"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Красота природы в искусстве"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Красота природы в искусстве"»













Конспект

открытого урока-концерта

в 7 кл на тему:

«Красота природы в живописи,

музыке и поэзии»






Подготовила и провела: Земисева А.Ю.

Учитель музыки и классный руководитель 7б

Согласовано:Тарабрина О. В.

завуч по ВР









2017 г.


«Красота природы в живописи, музыке и поэзии»


Дата проведения: 21. 12. 2017 г.



Цель: формирование любви  и бережного отношения к природе через творчество композиторов художников и поэтов



Задачи: 

Образовательные: 

- на примере произведений о временах года показать взаимосвязь музыки и поэзии, как основы любой песни;

- активизировать воображение, нравственно-эстетические и эмоциональные переживания воспитанников на основе восприятия природы; 

- углубить и расширить понятие «прекрасного музыке и поэзии»;

- познакомить с творчеством русских и зарубежных художников, поэтов и композиторов, чьё творчество украшает нашу жизнь;

Развивающие: 

- развивать умение размышлять о музыке и поэзии, их единстве и красоте, необходимости нести людям радость и удовольствие;

- развивать умение сравнивать, обобщать;

- развивать творческие способности;

- совершенствовать выразительность чтения стихов;

- развивать у воспитанников умение соотносить по настроению музыкальные и поэтические образы, обогащать образную речь;

- через эмоциональное восприятие дать воспитанникам знания о передаче картин разных времён года в инструментальной и вокальной  музыке, поэзии, живописи.

Воспитательные: 

- создать положительный эмоциональный настрой;

- воспитывать интерес к классической музыке, любовь к музыкальному искусству, поэтическому слову;

- воспитывать умение видеть прекрасное в музыке и поэзии;

- формирование чувства ответственности и любви к природе;

- вызвать эмоциональный отклик на музыкальные и поэтические образы;

- воспитывать эстетический вкус;.


Методы и приёмы:

- рассказ кл руководителя;

- прослушивание и просмотр аудио и видео записей;

- просмотрслайдов презентации;

- чтение стихов воспитанниками;

- объяснительно-иллюстративный;

- звуковой и зрительной наглядности;

- наблюдения, обобщения.


Предшествующая работа:

- разучивание стихов и песен;

- повторение программных стихов о природе.



Тип занятия: 

- интегрированное



Оборудование: 

- портреты художников, композиторов, поэтов;

- репродукции картин;

- музыкальные произведения;

- презентация по теме.

Предполагаемый результат:

Вызвать эмоциональный отклик, желание прочитать стихи поэтов, послушать музыку композиторов о временах года. Включить в работу на уроке наибольшее количество обучающихся.

Ход занятия

СЛАЙД 2.Анимация Природа с муз сопровождением


Учитель

Всё, что нас окружает вокруг, мы называем природой. Каждому из нас дан дар видеть, чувствовать аромат, слышать звуки окружающей нас природы. Ей сегодня мы посвятим наше занятие.


СЛАЙД 3.Картинки с изображением природы

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться с исключительной бережливостью.


СЛАЙД 3.Картинки с засорённой природой

Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней.Бездушное, бесхозяйственное отношение к природе может принести большие беды. 


СЛАЙД 4.Анимация Смена времён года

Природа вокруг нас постоянно меняется, одаривая своей недолговечной красотой и преподнося чудесные моменты гармонии всего живого и неживого.


СЛАЙД 5. Высказывание

Умение сохранить в вечности мгновения природной красоты дано талантливым художникам и поэтам, писателям и музыкантам. Их произведения, тая́щие в себе чудо природного совершенства, становятся настоящим богатством культуры и истории еще и потому, что освещены внутренней красотой создавших их творцов.

Сформулируйте тему занятия.

СЛАЙД 5. Тема


Стихи, музыкальные произведения, живопись, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.


Учитель

И сегодня мы вместе с композиторами, художниками и поэтами совершим небольшие путешествия по каждому времени года.


ВЕСНА


СЛАЙД 12.

Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. (Стихотворение Тютчева «Весенние воды»).

Учитель

Что же называет автор гонцами весны? (ручьи, талые воды)

Ф. И. Тютчев писал, что природа -

"не слепок, не бездушный лик,

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык"




Ну, а мы двигаемся дальше. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Просыпаются животные от зимней спячки.

Колябушев Егор «В мире животных»


В мае воздух наполняется чудесным ароматом. Распускаются замечательные долгожданные цветы. Композитор С.В. Рахманинов, по стечению обстоятельств вынужден был навсегда покинуть свою Родину. Но одно прекрасное майское утро в саду поместья навсегда осталось в его памяти. И будучи уже в эмиграции композитор сочиняет свой самый известный романс, который мы сейчас с вами услышим. «Сирень»


ЛЕТО


СЛАЙД 14

Июнь. Длинные, летние дни, прозрачные вечера, нежная голубизна неба, чистота кучевых облаков. Природа в рассвете сил. И в музыке мы слышим такое же спокойствие, величавость, неторопливость.

Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Вот что писал великий русский композитор П.И. Чайковский.

«Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка. Степь, деревья вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет русский родимый пейзаж».


Чернецкая Надежда «Хохлома»


А как вы думаете, только русские творческие личности были влюблены в красоту родной природы? Однако не всем дано услышать и понять язык природы. Для поэтов и композиторов природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. 

Алиулов Никита «Под небом Парижа»


СЛАЙД 15.Цветы

А сейчас немного поговорим о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники природы

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят. (Альберт Камю)


Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой.

Учитель

Все цветы прекрасны, ведь их создала сама природа, а композитор П.И.Чайковский сочинил великолепный «Вальс цветов» для своего балета «Щелкунчик».

СЛАЙД 16.Видеоролик «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (2.45 мин)

ОСЕНЬ


СЛАЙД 17.

Фотоотчет Колотова Юлия и Непряхина Татьяна

Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями.

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа раскрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго.



Учитель

А кто из русских поэтов воспевал пейзажи осени? Как вы думаете почему? (Пушкин любил осень и ждал её прихода)

Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение.


Морковин...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Учитель

Почему Пушкин называет осень унылой порой? (Дожди, сорванные листья, ветер...)

Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Сможете перечислить признаки осени, которые очаровывают? (Деревья, плачущие желтыми листьями; тропинки, порытые разноцветными листьями; широкий простор...)

Почему красу осени Пушкин называет прощальной? (Природа засыпает, чтобы проснуться весной).

Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово  СОН -  в это время  природа готовится ко сну:  улетают птицы,  деревья  теряют листву.  Но одно остаётся неизменным:  осень красивейшая  пора года,  и за  это её  очень любят и поэты, и писатели,  и художники, и композиторы.



ЗИМА


СЛАЙД 19.

Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный – 
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


Учитель

Природа и любовь – эти два слова, которые часто стоят рядом, одухотворяют человека. 




Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


Есенин С.А.


Учитель

С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.

Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя.


Танец «Метель»


Зима идет на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день, проснется от зимнего сна природа, зашумят весенние воды, и начнется обновление природы. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Учитель

Какая же тема прозвучала сегодня на уроке? (Тема природы, Родины) Вы почувствовали, как поэзия и музыка выражают одни и те же мысли переживания. Какие мысли и чувства возникли у вас?

Наша любовь к родной природе естественна и безгранична. Природа дарует людям высокие эстетические наслаждения, учит глубоко понимать красоту, воспитывает вкус, обогащает наш духовный мир. 

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком. 



Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Вывод: Музыка, поэзия – это нравственные наставники. Всех русских поэтов, музыкантов связывает между собой трепетное лирическое чувство любви к природе, к человеку. 

СЛАЙД 22. ролик «Давайте сохраним!»




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников Н.В. Три века русской поэзии М.1987 г. 

2. Журнал «Воспитание школьников» 
3. Быстров А. Сборник стихов. 
4. Тунгусова Т. «Душа не знает выходных» Киров 2004г.

5. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008 г.

6. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986 г.

7. Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988 г.