СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Лиственница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Лиственница"»

Колачева Анисия Борисовна учитель начальных классов

МОБУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

Урок окружающего мира во втором классе по теме « Лиственница»

Цель:

  • Ознакомить с общими признаками хвойных растений нашей местности;

  • Дать представление о характерных особенностях лиственницы;

  • Развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение);

  • Воспитывать бережное отношение к природе.


Данная работа предлагается на этапе изучения и закрепления знаний .

Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.

В ходе урока формируются коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли;

познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, поиск и выделение необходимой информации.

регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение, контроль, коррекция, самооценка.


Оборудование:

Фотографии лиственниц, гербарии хвойных растений, разрезы лиственничного дерева, изделия из лиственницы.



Ход урока


  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Какое у вас настроение?

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира. Сегодня вы будете работать в группах (1-я группа «Зайчата», 2-я группа «Лисята», 3-я группа «Бельчата», 4-я группа «Медвежата».



  1. Введение в тему урока.

Загадка.

Весной одевается, осенью раздевается (лес).


- Сегодня мы будем путешествовать по просторам леса. Посмотрите на картинки «Деревья».


  1. Повторение общих признаков растений..

Актуализация знаний. Группировка растений.

- На какие две группы делятся деревья? (Хвойные и лиственные)

- Назовите хвойные деревья.


  1. Показ гербариев. Работа над сравнением хвоинок хвойных деревьев. Работа в группах. Раздаются карточки для заполнения таблицы.


  1. Новая тема

1


Посмотрите на слайд «Хвойные деревья осенью». Какое дерево отличается от других? Лиственница.

Но почему у нее такое название? (Хвоя желтеет и опадает осенью, как листья) О каком дереве пойдет речь?


Показ слайдов.

  • Лиственница представлена крупными деревьями, высотой до 35-40 метров, диаметром ствола до 1 метра, хвоинки мягкие, узкие. Хвоя распускается рано весной, осенью желтеет и опадает. Живет в среднем 350-400 лет.

  • Лиственница самая холодостойкая и морозоустойчивая порода из всех деревьев. Легко переносит жестокие до -60-ти градусов морозы Якутии. В то же время безболезненно переносит летнюю жару до +40 градусов.

  • Молодая лиственница может дать прирост в высоту до 1-го метра за лето.

  • Древесина лиственницы как строительный материал вошла в историю человечества. Из нее строили фундаменты домов, крепостей и церквей.

  • Полюбилась лиственница и кораблестроителям. Другие деревья под водой гниют, лиственница же и под водой и на воздухе не разрушается, а становится еще тверже и прочнее.

  • Лиственница широко используется в строительстве домов, вагонов, мостов, кораблей, а так же в качестве шпал для железных дорог, столбов высоковольтных и телегрфных линий.

  • Якутские мастера изготовляли из древесины лиственницы массивные чаши: кытыйа, кытах и чороны. Интересно то, что якуты выдерживали древесину в болоте с осени до весны для придания дополнительной твердости.


  • Башня якутской крепости, построенная в 1685-1686 годах из лиственницы, стояла без особых изменений до 2002 года(к великому сожалению, она сгорела, сейчас построена ее копия) и являлась ценным памятником древней русской военной архитектуры в Сибири.

  • Якуты, передавая огромное значение долголетию и разнообразному использованию лиственницы в жизни человека, считали ее священным деревом. Обожествляли могучие деревья, растущие на видном месте и украшали тряпочными гирляндами и другими предметами. Эта хорошая традиция продолжается и в настоящее время. Это и есть дань уважительного отношения народа Саха к родной природе.


Работа по учебнику. Стр. 111. Чтение текста. Выполнение задания № 3.




  1. Физкультминутка (под "Звуки леса")

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклоны вперед.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места.

(Повороты влево - вправо.)

Снова мы идем по лесу!

(Ходьба на месте)


А вокруг - так интересно!

( Потягивание - руки в стороны)

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенек.

(Дети садятся за парты.)



6. Постановка проблемной ситуации. Показ распила лиственницы.

- А кто знает, как определить возраст дерева? Ваши предположения:

- Сегодня мы научимся определять возраст дерева.

- Рассмотрите внимательно распил. Светлый слой нарастает за лето. Темные прослойки образуются зимой. От сердцевины ученики измеряют длину радиуса южной и северной стороны дерева.


  1. Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Не рвать цветы.

Не топтать грибы.

Не разорять гнезда.

Не бросать мусор

Не ломать деревья

Не жечь костры.

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.

Будь осторожен с огнем!


  1. Итог урока:

1 Понравился вам урок?

2 Что вы узнали о лиственнице?

3 Где пригодятся эти знания?

4 Как мы будем относиться к природе?


Выставление оценок.

5 Как вы оцениваете свою работу на уроке?


  1. Домашнее задание

Творческая письменная работа. Написать небольшой рассказик на вашу фантазию о лиственнице. Поощряется любой вид работы.


  1. Наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.