Колачева Анисия Борисовна учитель начальных классов
МОБУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых»
Урок окружающего мира во втором классе по теме « Лиственница»
Цель:
Ознакомить с общими признаками хвойных растений нашей местности;
Дать представление о характерных особенностях лиственницы;
Развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение);
Воспитывать бережное отношение к природе.
Данная работа предлагается на этапе изучения и закрепления знаний .
Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.
В ходе урока формируются коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли;
познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, поиск и выделение необходимой информации.
регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение, контроль, коррекция, самооценка.
Оборудование:
Фотографии лиственниц, гербарии хвойных растений, разрезы лиственничного дерева, изделия из лиственницы.
Ход урока
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Какое у вас настроение?
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира. Сегодня вы будете работать в группах (1-я группа «Зайчата», 2-я группа «Лисята», 3-я группа «Бельчата», 4-я группа «Медвежата».
Введение в тему урока.
Загадка.
Весной одевается, осенью раздевается (лес).
- Сегодня мы будем путешествовать по просторам леса. Посмотрите на картинки «Деревья».
Повторение общих признаков растений..
Актуализация знаний. Группировка растений.
- На какие две группы делятся деревья? (Хвойные и лиственные)
- Назовите хвойные деревья.
Показ гербариев. Работа над сравнением хвоинок хвойных деревьев. Работа в группах. Раздаются карточки для заполнения таблицы.
Новая тема
1
Посмотрите на слайд «Хвойные деревья осенью». Какое дерево отличается от других? Лиственница.
Но почему у нее такое название? (Хвоя желтеет и опадает осенью, как листья) О каком дереве пойдет речь?
Показ слайдов.
Лиственница представлена крупными деревьями, высотой до 35-40 метров, диаметром ствола до 1 метра, хвоинки мягкие, узкие. Хвоя распускается рано весной, осенью желтеет и опадает. Живет в среднем 350-400 лет.
Лиственница самая холодостойкая и морозоустойчивая порода из всех деревьев. Легко переносит жестокие до -60-ти градусов морозы Якутии. В то же время безболезненно переносит летнюю жару до +40 градусов.
Молодая лиственница может дать прирост в высоту до 1-го метра за лето.
Древесина лиственницы как строительный материал вошла в историю человечества. Из нее строили фундаменты домов, крепостей и церквей.
Полюбилась лиственница и кораблестроителям. Другие деревья под водой гниют, лиственница же и под водой и на воздухе не разрушается, а становится еще тверже и прочнее.
Лиственница широко используется в строительстве домов, вагонов, мостов, кораблей, а так же в качестве шпал для железных дорог, столбов высоковольтных и телегрфных линий.
Якутские мастера изготовляли из древесины лиственницы массивные чаши: кытыйа, кытах и чороны. Интересно то, что якуты выдерживали древесину в болоте с осени до весны для придания дополнительной твердости.
Башня якутской крепости, построенная в 1685-1686 годах из лиственницы, стояла без особых изменений до 2002 года(к великому сожалению, она сгорела, сейчас построена ее копия) и являлась ценным памятником древней русской военной архитектуры в Сибири.
Якуты, передавая огромное значение долголетию и разнообразному использованию лиственницы в жизни человека, считали ее священным деревом. Обожествляли могучие деревья, растущие на видном месте и украшали тряпочными гирляндами и другими предметами. Эта хорошая традиция продолжается и в настоящее время. Это и есть дань уважительного отношения народа Саха к родной природе.
Работа по учебнику. Стр. 111. Чтение текста. Выполнение задания № 3.
Физкультминутка (под "Звуки леса")
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперед.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места.
(Повороты влево - вправо.)
Снова мы идем по лесу!
(Ходьба на месте)
А вокруг - так интересно!
( Потягивание - руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенек.
(Дети садятся за парты.)
6. Постановка проблемной ситуации. Показ распила лиственницы.
- А кто знает, как определить возраст дерева? Ваши предположения:
- Сегодня мы научимся определять возраст дерева.
- Рассмотрите внимательно распил. Светлый слой нарастает за лето. Темные прослойки образуются зимой. От сердцевины ученики измеряют длину радиуса южной и северной стороны дерева.
Знаете ли вы правила поведения в лесу?
Не рвать цветы.
Не топтать грибы.
Не разорять гнезда.
Не бросать мусор
Не ломать деревья
Не жечь костры.
Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.
Будь осторожен с огнем!
Итог урока:
1 Понравился вам урок?
2 Что вы узнали о лиственнице?
3 Где пригодятся эти знания?
4 Как мы будем относиться к природе?
Выставление оценок.
5 Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание
Творческая письменная работа. Написать небольшой рассказик на вашу фантазию о лиственнице. Поощряется любой вид работы.
Наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились.
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.