Литературное чтение
ТЕМА: ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (СТИХОТВОРЕНИЯ, РАССКАЗЫ).
А. БАРТО «ЖУК», Н. СЛАДКОВ «НА ОДНОМ БРЕВНЕ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями А. Барто «Жук», Н. Сладкова «На одном бревне», для формирования положительного отношения к учению, развития умения рассказывать по плану близко к тексту, развития познавательной активности, читательского интереса, внимания, наблюдательности, ответственности; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: различают основные нравственно-этические понятия, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
метапредметные: регулятивные - анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные - высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают героев произведения: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, различать стихотворение, сказку; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведений.
Сценарий урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Ребята, по-вашему, что такое чудо? (Что-то необыкновенное, сверхъестественное.)
Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!».
Сегодня вы начинаете знакомиться с произведениями нового раздела, и если кто-то из вас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.
Знакомство с новым разделом. Изучение нового материала.
Работа по теме урока.
Прочитайте название нового раздела.
Откройте содержание книги и прочитайте названия и авторов произведений такого же раздела, которые вы уже читали. Какие из них вам понравились и запомнились? Какие стихи вы можете прочитать наизусть?
Изучение нового раздела мы начинаем с чтения стихотворения А. Барто и сказки Н. Сладкова. Что вы знаете о Барто, о её творчестве? (Барто писала стихи для детей.)
Слово об авторе.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан в семье Барто с горем - в мае 1945 года погиб ее сын.
Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Она похожа на передачу «Найти человека», только та шла по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто верила в людей, в их доброту, душевную чуткость.
Артикуляционная разминка.
Эта буква широка и похожа на жука И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Речевая зарядка.
ЖУК
(считалочка)
«Жу» да «жу» - слетелись в круг Майский жук, июньский жук,
Жук-носорог, жук-плавунец,
Жук-сынок и жук-отец,
Жужелица, жук-жучок Все попались в мой сачок!
Работа со стихотворением А. Барто «Жук».
Учитель выразительно читает стихотворение.
На доске образцы обложек книг А. Барто, которые отличаются цветом треугольника: один жёлтый, другой зелёный.
Самостоятельное чтение стихотворения с соблюдением знаков препинания.
-Каким голосом вы будете читать начало стихотворения и его конец? Поработаем над логическими ударениями и паузами в стихотворении.
Учитель читает стихотворение вместе с детьми, расставляя логические ударения и паузы по строчкам.
Я нашла себе жука На большой ромашке. //
Не могу держать в руках, /
/ /
Пусть сидит в кармашке. //
Лапок шесть, / а глаза два, /
Трещинка на спинке. //
Г
- Вот хорошая трава,/
На, / поешь травинку! //
Ах, упал, упал из рук! //
Нос измазал пылью! //
Улетел зелёный жук, /
Улетел на крыльях! //
Далее выразительное хоровое чтение учеников вслед за учителем.
Кто герой этого стихотворения - мальчик или девочка? Выполнение заданий учебника.
Как, по-вашему, девочка относится к жуку? Какова главная мысль в этом стихотворении?
Какие другие стихи Агнии Барто вы знаете? («Веревочка», «Резиновая Зина», «Уехали», «Катя», «Мы с Тамарой», «Сверчок», «Всё на всех».)
Выполнение заданий в тетради (под руководством учителя).
Тонко-тонко запищит И куснёт до боли.
Восвояси улетит,
Как напьётся крови.
(Комар.)
Всё стрекочет он в траве,
Усики на голове,
А заметен-то едва - Весь зелёный, как трава.
(Кузнечик.)
Кто летит, как вертолёт?
Чей стремительный полёт?
Чьи огромные глаза?
Это чудо - ... (стрекоза).
Он живёт в семье большой, Тащит всех к себе домой: 310
И личинку, и жука,
Муху или паука.
Нет его в труде шустрей - Это рыжий ... (муравей).
Нам сыграет вечерком,
Сидя под своим листком,
Лишь возьмётся за смычок,
Этот музыкант - ... (сверчок).
Для защиты - жало Поострей кинжала.
Полосатая краса,
С тонкой талией ... (оса).
Беседа об опасных насекомых.
Многие насекомые переносят инфекции, укус некоторых из них может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию.
Не приближайтесь, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делайте резких движений.
Не разоряйте осиные гнёзда.
Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним. Откройте пошире окно и подождите, когда насекомое улетит.
Помните: насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.
Учитель читает стихотворение.
Если очень шуметь около берлоги,
То придётся потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами!

М. Пляцковский
Физкультминутка
ЖУК
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
(Дети показывают полёт жука.)
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
(Дети машут руками.)
Низко-низко наклоняюсь.
(Нагибаются.)
Работа с произведением Н. Сладкова «На одном бревне».
Чтение сказки Н. Сладкова «На одном бревне» по абзацам.
Лексическая работа.
Прибывает - приближается.
Сиганула - прыгнула.
Хорошо устроилась - удобно устроилась.
Оскалила зубы - обнажила зубы.
Зловредная - очень вредная, пагубная.
Объясните значения слов, найдите их в тексте и прочитайте предложения с этими словами.
Докажите, что это сказка.
Слово об авторе.
Творчество Н. Сладкова интересно тем, что он законы природы показывает в сказочной форме. Его сказки-не сказки полны загадок, юмора, там много «звериных» диалогов. Часто писатель осуждает охоту - любовь к природе «с ружьём в руках».
«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, - говорит он, - её красота, тайна, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книги мои о ней».
Выставка книг. (Учитель делает краткий обзор книг Н. Сладкова.)
Выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике.
Составление плана и обучение подробному пересказу.
Выполнение задания 1 в тетради (под руководством учителя).
Кто в сказке положительный герой, а кто отрицательный? Дайте характеристику героям сказки. Какие поступки они совершали?
Какое событие главное в сказке? Прочитайте.
Какое настроение вызвало у вас прочитанное?
Работа над пословицами.
Выполнение задания 2 в тетради (под руководством учителя).
Упражнение в правильном и выразительном чтении пословиц и выполнение заданий в учебнике.
Творческая работа (задание 3 в тетради).
III. Итог урока.