СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения, 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 1 класс»





Краткая аннотация содержания материала урока.

Актуальность:

Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностый характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений в:

- организации образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;

- содержании учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;

-обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы ( личностных, метапредметных и предметных)

Методическая особенность урока

В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учащихся к школьному образованию. Именно поэтому поиски и достижения способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Считаю, что целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с первого класса. Особенностью организации исследовательской деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. В приобщении детей к исследовательской деятельности я нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Насколько важно правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить проблемный диалог с учащимися (на подготовительном этапе), чтобы они сами поставили учебную задачу и предложили способы её решения.

Планируя свою деятельность, я исхожу из особенностей учащихся, т. е. иду «от ученика», от его запросов. Я учу ребёнка думать, добывать знания, а не только применять их в готовом виде. На каждом уроке я ставлю конкретные цели, нахожу новые методы, средства и формы организации обучения, соответствующие современной школе. Но при этом не забываю мудрого наставления К. Д. Ушинского: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…»

Методической особенностью моего урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

















Технологическая карта урока литературного чтения.

УМК «Школа России»

Тема «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.

Класс 1

Цели:

  • Создать условия для формирования новых знаний о звуке и букве «эф».

  • формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

  • развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а также работать над выразительностью чтения;

  • формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

  • познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. .



Оборудование к уроку:

  • -«лента букв»,

  • учебник «Русская азбука»,

  • плакат с буквой Ф; буква р, сложенная вдвое;

  • карточки с текстом скороговорки;

  • книга со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

  • карточки с буквами слова «дружба»

  • презентация к уроку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока.

Этапы:

  1. Организационный этап. Мотивация.

  2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация субъектного опыта при совместном формулировании темы урока и учебных задач.

  3. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.

  4. Этап первичной проверки понимания изученного материала.

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия







Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по обучению грамоте, 4- изд., М., «ВАКО», 2013.

  2. Учебник «Русская азбука», авторы Горецкий М., «Просвещение», 2013г.

  3. «Учимся играя», В. Волина, М., «Просвещение», 2012г

  4. Материалы Интернет.

























Информационно-технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока

1

Организационный этап

Слайд №2 . Психологический настрой на урок.

2

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд № 3. Работа с предметными картинками.

3

Этап изучения нового материала

Слайд № 4 - 10

4

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Слайд № 11 - 14

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд № 15



























Технологическая карта урока.

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт игровую ситуацию. (слайд № 2)


-читает четверостишие



- напоминает главное правило на уроке:

внимательно слушай учителя и своих товарищей.


2.Проверяет готовность к уроку




Проговаривают стихотворение, вспоминают главное правило на уроке.


Быстро включаются в деловой ритм.


Регулятивные:

Организация рабочего

места под

руководством учителя.


Личностные:

Развитие

самостоятельности.

2

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.












1.Проводит фонетическую зарядку с изученными буквами .


2.Повторяет изученные буквы и звуки.



3. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей. Предлагает отправиться в путешествие по стране букв ( использует ленту букв).


4. На основании предыдущих заданий и слайда 3 организует совместное формулирование темы урока и учебных задач.


Отвечают на вопросы учителя.



Активно и заинтересованно участвуют в игре.


Договаривают предложения - вопросы учителя.




Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.











Коммуникативные:

Постановка вопроса .




Познавательные:

Построение речевых высказываний.




Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.



Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.


3


Этап изучения нового материала



























































Учитель организует детей на исследовательскую работу, делит их на две группы (слайд 4)



Учитель предлагает детям подвести итог исследований.



Учитель организует работу в парах.





Учитель организует диалог с учащимися по слайдам с картинками.










Учитель, организуя диалог с учащимися по слайдам.

Предлагает ответить на вопросы на что похожа буква «эф» (слайды №5,6,7)




.







Учитель предлагает детям подвести итог и определить место буквы на ленте букв




Учащиеся повторяю правила работы в группах. Каждая группа получает свое задание.


Анализируя звуковые схемы дети делают вывод, что новый звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Дети выполняют практическую работу, составляют звуковые схемы слов.

Каждая пара высказывает свое мнение.


Учащиеся выполняют задание с помощью сигнальных карточек синего и зелёного цвета.









Учащиеся рассматривают картинки, читают стихи и высказывают свои предположения.












Учащиеся определяют место для буквы «эф» на ленте букв.




Коммуникативные :

умения слушать и

понимать речь других



Коммуникативные:

Формирование умения

слушать и слышать,

ясно и чётко

повторять за учителем.











Познавательные:

Формировать умения

выдвигать гипотезу и обосновывать её.


Познавательные.

осознавать звуки,

соотношение звуков и

букв, слова, речь

(устную и письменную),

речевое поведение как

объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

операции анализа,

синтеза, сравнения, классификации,

обобщения,

подводить факты

языка под освоенные

понятия;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

в общей беседе,

выполняя при этом

принятые нормы

речевого поведения,

культуры речи; задавать

вопросы, слушать

собеседников,

стремиться сделать

свою речь понятной,

стараться понять мысль

другого.

Личностные.

помочь учащимся

осознать

социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала,

ценность

совместной деятельности;


4.








































































5.



































Этап первичной проверки понимания изученного материала.



















Физкульт-минутка.








Работа по иллюстрации учебника.





Чтение отрывка стихотворения

А. С. Пушкина












Работа над стихотворением – отрывком из сказки А.С.Пушкина.













Подведение итогов. Рефлексия.



Учитель организует первичную проверку материала (чтение слогов, игра « засели в домики).

Учитель объясняет трудные слова с помощью слайдов (8, 9, 10)




















Учитель организует физкультминутку.










Организует беседу по иллюстрации.

(с. 194-195 учебника)





Вступительный рассказ учителя о создании флота в России и о том, как А.С. Пушкин об этом написал.

(показ слайдов 11,12)













Далее – работа над другим стихотворением (с. 194) и беседа по вопросам.

Показ книги со сказками и слайда – картинки парусного судна.

(слайд № 13, 14)












Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию


Учащиеся заселяют слоги в домики – слияния в соответствии со схемами и придумывают слова с каждым слогом.





























Отвечают на вопросы и слушают

подготовленное выступление ученика об Андреевском флаге.




Учащиеся слушают рассказ учителя.


Затем самостоятельно читают стихотворение и объясняют значение выражения

« В Европу прорубить окно».











Стихотворение читает ученик. Дети отвечают на вопросы учителя.

Выразительное чтение парами.














Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные:

вступать

в учебное

сотрудничество с

учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;


Познавательные УУД:

знаково- символическое моделирование




Коммуникативные:

формирование умения

слушать и слышать.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров



Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.







Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.









Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.