Урок литературного чтения, 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России».
Тип урока: «Урок открытия нового знания».
Тема урока: Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.( с помощью учителя). Ф.Тютчев "Весенние воды"
Цели: создать условия для ознакомления со стихотворением о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.
Коммуникативные:
обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
-индивидуальная, парная, фронтальная, групповая
Средства обучения:
-ПК, мульти проектор, учебник, мультимедийная презентация
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Личностные УУД (самоопределение) | Настрой на работу Кто с работой дружен, Нам сегодня нужен? (-Нужен!) -Кто с учёбой дружен, Нам сегодня нужен? (-Нужен!) - С чтением кто дружен, Нам сегодня нужен? (- Нужен!) -Таким ребятам хвала и честь, -Такие ребята в классе есть? (- Есть!) | Приветствуют друг друга и учителя улыбкой. |
Целеполагание | Личностные УУД (освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу) | Отгадайте загадку Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... О каком времени года мы будем говорить на уроке? -Какой главный признак весны в неживой природе? 2. Мим -зарядка -Смотрим на солнышко и повторяем мимику 3. Возьмите карточку Речевая разминка - Чтение слоговых таблиц и скороговорок. - Прочитайте 5 строчку. К какому виду рнт относится это высказывание? -Что такое скороговорка? -Какой звук повторяется? | -Весна. Ярко светит солнце и греет все вокруг. Читают на время Скороговорка Повторяется звук Звук с |
Проверка д/з Актуализация знаний «Открытие» нового знания детьми Первичное знакомство с текстом | Познавательные УУД (передача содержания в сжатом виде) Личностные УУД (формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство со стихотворениями поэта) Познавательные УУД (осмысление способов переработки информации, преобразования её) Личностные УУД (эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать) | Сегодня проверяем д/з «Учитель-ученик», 1в-учитель, 2в-ученик. Оценки фиксируем в карточке ученика. Кто не согласен с оценкой своего товарища-делайте пометку-я проверю. -Вспомним правила выразительного чтения (Памятка) Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева, прочитаем его стихотворение «Весенние воды» Давайте вместе сформулируем цели урока: Мы познакомимся… со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Будем учиться…читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации; представлять картины весенней природы; находить в стихотворении слова, которые помогают представить эти картины; Будем объяснять… слова и выражения в стихотворении. - Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта. Он вам знаком? Скажите, кто-нибудь может рассказать его биографию, какие важные моменты были в его жизни? -Родился в семье помещика и получил домашнее образование. -С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. -22 года прожил за границей, работал дипломатом. -Написал много стихотворений о русской природе. -Сегодня мы познакомимся еще с одним его стихотворением, которое называется «Весенние воды». -Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? -Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением. Слушание аудиозаписи стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды». -Понравилось ли стихотворение? -Какое настроение хотел передать автор? | Ученика читают стихотворения наизусть Формулируют цели урока Слушают стихотворение Тютчева «Весенние воды» Высказывают свое мнение |
Словарная работа | Познавательные УУД (осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения; поиск фактов и неизвестных слов) | - А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли в нём слова, незнакомые вам. Брег – берег. Гонцы – гонец: так в старину называли человека, которого посылали куда-то со срочным известием.(В стихотворении весна посылает своих гонцов(ручьи) рассказать о её приходе). В конце учебника в словаре найдите пояснение к словам БРЕГ, ГОНЦЫ | Читают текст, стихотворения с целью поиска незнакомых слов. Слова: брег, гонцы |
Физкульт-минутка | Личностные УУД (проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения) | «Бабочка» | Повторяют за учителем слова и движения. |
Первичное закрепление | Регулятивные УУД (планирование действий в соответствии с поставленной задачей) | -Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение? - Что бы вы могли нарисовать? - Как приходит весна, как мы узнаем о её приходе? - О чем говорят весенние воды? - Кто идет следом за весной? -Скажите ребята, какой литературный прием применяет автор для того, чтобы легче было представить картины природы? -что такое олицетворение? | Испытывает радость, счастье, вдохновение. Восторга, веселья. Звон капели, журчание ручьёв, таяние снега Олицетворение |
Работа в парах | | -Найдите в тексте все примеры олицетворения. - О каких приметах весны вы знаете? -Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? | (Весна идёт, она выслала вперёд ручьи; брег(берег)спит; дни толпятся; воды бегут. |
Эмоциональная пауза | | Прослушивание записи весенних звуков -Что услышали в звуках весны? -Узнали их? | Это звуки капели,ручья |
Самостоятель-ная работа Включение в систему знаний и повторений Подведение итогов. Рефлексия. | Регулятивные УУД (учебная задача: что уже известно и что ещё не известно) Коммуникативные УУД (умение сотрудничать в группе. Контроль за своей работой и работой своего товарища) Познавательные УУД Определять главную мысль произведения, устанавливать причинно-следственные связи; находить знакомые средства выразительности(сравнение, олицетворение) На данном этапе идёт проходит поисково- исследовательская работа. Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания в устной форме с помощью учителя) Познавательные УУД (понимание смысла текста, применение первоначальных способов поиска информации. Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) | -Какая из пословиц более точно передаёт замысел автора? -Сможете ли вы сейчас описать настроение лирического героя и определить его характер? -Можно ли утверждать, что весна в стихотворении присутствует, как живое существо? -Давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока. -Выполнили их? -Выразите свое отношение к уроку и закончите график Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его. Вам понравился урок? Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица. Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово. ОТЛИЧНО. Домашнее задание: выучить стихотворение «Весенние воды наизусть. Всем спасибо за работу на уроке. | Ученики выполняют задания по группам (самопроверка: 1-2;2-3; 3-1) используют листы самооценки Ребята первой группы находят в тексте примеры олицетворения (Весна идёт, она выслала вперёд ручьи; брег(берег)спит; дни толпятся; воды бегут. Ученики составляют ластер Шумят, бегут, будят, блещут, гласят. Ученики соединяют левую и нужную правую часть. Матушка весна-/ всем красна. Апрельские лучи/ землю будят. Март с водой, апрель с травой,/ а май с цветами. -Чтобы более точно сравнить природу с миром людей. -Весну. -Гонцы. Шумят, бегут, будят, блещут, гласят. Каждый ученик из группы читает пословицу. Мы считаем, что первая пословица Скорее всего испытывает восторг, он умеет замечать изменения в природе и радоваться им. Ответы детей. Нам нужно было определить настроение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Чувства радости и восхищения. Ответы учеников. |
Разработка урока литературного чтения
Тема урока: Ф. И. Тютчев « Весенние воды»
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые предметные результаты:
- познакомить с биографией и стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенние воды»;
-развивать память, внимание, навык чтения;
-формировать навык сравнения и анализа;
-прививать любовь, бережное отношение к природе и русской словесности.
Планируемые личностные и метапредметные результаты
Личностные УУД:
-освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу
-эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать;
- оценивание разного вида деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
-понимание смысла текста;
- применение первоначальных способов поиска информации.
Коммуникативные УУД:
-ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения;
-умение слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
-планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
- выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно, усвоить.
Основные понятия: олицетворение, поэзия.
КРАТКАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор разработки | Троегубова Наталья Юрьевна |
Тема урока/занятия | Ф. И. Тютчев «Весенние воды» |
Основной учебник | Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В. Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение, 2018 |
Класс | 2 класс |
Технические средства и материалы, необходимые для проведения урока (маркеры, магнитно-маркерная доска, проектор, интерактивная доска и т.п.) | Проектор, экран, магнитно-маркерная доска. Карточки для групповой работы. |
Самоанализ урока Современная система образования направлена на формирование у учеников самостоятельности. Разработанный и проведённый урок отвечает всем требованиям ФГОС. На протяжении всего урока прослеживается формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. Для достижения целей урока использовала технологию здоровьясбережения, критического мышления, которое является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Используемый кластер в групповой работе один из его приёмов. Был подготовлен дидактический материал (автобиография поэта, карточки для домашнего задания и групповой работы на уроке). В уроке прослеживается межпредметная связь с уроком окружающего мира. В наши дни экологическое воспитание подрастающего поколения занимает одну из ведущих ступеней. Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Использовала виды контроля на уроке: ученик-ученик, самоконтроль, ученик-учитель. Считаю, что я сумела обеспечить ученикам умение самостоятельно искать и усваивать знания, формировала компетенцию «научить учиться». Рефлексия показала, что цели и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. |
Дата : 08. 01. 2021
Подпись :Троегубова Н. Ю.
Карточки с заданиями для групповой работы
Первая группа
Найти в стихотворении изобразительно выразительное средство: олицетворение. Это приём, где неодушевлённым предметам приписаны, свойство одушевлённых.
-Вторая группа
Составить кластер ( работа у доски)
-На доске карточки со словами, вы должны выбрать и оставить только те, которые передают действия весенних вод.
Третья группа
Работа с пословицами. На Руси было много пословиц связанных с наступлением весны. Для вас я подготовила листочки с началом и концом пословиц. Прочитайте и постарайтесь соединить так, чтобы получилась пословица. Выберите ту из пословиц, которая более точно передаёт главную мысль автора.
Матушка весна-/ всем красна.
Апрельские лучи/ землю будят.
Март с водой, апрель с травой,/ а май с цветами.
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая «милый»
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?
Не то, что мните вы, природа
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Третья группа
Рассказ о поэте Ф. И. Тютчеве
Ф. И. Тютчев-русский пот. Он родился 23 ноября в 1803 году в Орловской губернии, в дворянской семье. Его отец Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек. Мать будущего поэта Екатерина Львовна женщина умная. Занималась хозяйством и воспитанием сына. Начальное образование получил дома. Его учителем был Семён Егорович Раич. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Тютчев обучался в университете Москвы на отделении словесности. По окончании университета долго работал за границей. В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. Стихи он начал писать ещё подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критиками, ни читателем. О его творчестве узнали гораздо позднее. В большинстве своих стихотворений Тютчев пишет о природе. Одушевляя её, он показывает, что она не менее важна, чем сам человек. Он написал более 400 стихотворений. 15 июля 1873года поэт скончался. Фёдор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы