СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 2 класс»


Урок литературного чтения, 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России».

Тип урока: «Урок открытия нового знания».

Тема урока: Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.( с помощью учителя). Ф.Тютчев "Весенние воды"

Цели: создать условия для ознакомления со стихотворением о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.

Коммуникативные:

обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

-индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мульти проектор, учебник, мультимедийная презентация




Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(самоопределение)

Настрой на работу

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

-Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

- С чтением кто дружен,

Нам сегодня нужен?

(- Нужен!)

-Таким ребятам хвала и честь,

-Такие ребята в классе есть?

(- Есть!)

Приветствуют друг друга и учителя улыбкой.

Целеполагание

Личностные УУД

(освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу)

  1. Отгадайте загадку

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

О каком времени года мы будем говорить на уроке?


-Какой главный признак весны в неживой природе?


2. Мим -зарядка

-Смотрим на солнышко и повторяем мимику

3. Возьмите карточку

Речевая разминка

- Чтение слоговых таблиц и скороговорок.

- Прочитайте 5 строчку. К какому виду рнт относится это высказывание?

-Что такое скороговорка?

-Какой звук повторяется?







-Весна.





Ярко светит солнце и греет все вокруг.







Читают на время


Скороговорка



Повторяется звук

Звук с

Проверка д/з










Актуализация знаний





















«Открытие» нового знания детьми





















Первичное знакомство с текстом















Познавательные УУД

(передача содержания в сжатом виде)

Личностные УУД

(формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство со стихотворениями поэта)


Познавательные УУД

(осмысление способов переработки информации, преобразования её)

Личностные УУД

(эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать)

Сегодня проверяем д/з «Учитель-ученик», 1в-учитель, 2в-ученик. Оценки фиксируем в карточке ученика. Кто не согласен с оценкой своего товарища-делайте пометку-я проверю.

-Вспомним правила выразительного чтения (Памятка)


Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева, прочитаем его стихотворение «Весенние воды»

Давайте вместе сформулируем цели урока:

  1. Мы познакомимся… со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

  2. Будем учиться…читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации; представлять картины весенней природы; находить в стихотворении слова, которые помогают представить эти картины;

  3. Будем объяснять… слова и выражения в стихотворении.



- Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта. Он вам знаком? Скажите, кто-нибудь может рассказать его биографию, какие важные моменты были в его жизни?

-Родился в семье помещика и получил домашнее образование.

  • -С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.

  • -22 года прожил за границей, работал дипломатом.

  • -Написал много стихотворений о русской природе.

-Сегодня мы познакомимся еще с одним его стихотворением, которое называется «Весенние воды».

-Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

-Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением.



Слушание аудиозаписи стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

-Понравилось ли стихотворение?

-Какое настроение хотел передать автор?






Ученика читают стихотворения наизусть















Формулируют цели урока





































Слушают стихотворение Тютчева «Весенние воды»



Высказывают свое мнение

Словарная работа









Познавательные УУД

(осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения; поиск фактов и неизвестных слов)

- А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли в нём слова, незнакомые вам.

Брег – берег.

Гонцы – гонец: так в старину называли человека, которого посылали куда-то со срочным известием.(В стихотворении весна посылает своих гонцов(ручьи) рассказать о её приходе).

В конце учебника в словаре найдите пояснение к словам БРЕГ, ГОНЦЫ

Читают текст, стихотворения с целью поиска незнакомых слов.

Слова: брег, гонцы

Физкульт-минутка

Личностные УУД

(проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения)


«Бабочка»

Повторяют за учителем слова и движения.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД

(планирование действий в соответствии с поставленной задачей)

  • 1.Жужжащее чтение всего класса.

-Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение?

- Что бы вы могли нарисовать?

  • 2.Выборочное чтение по вопросам учителя

- Как приходит весна, как мы узнаем о её приходе?

- О чем говорят весенние воды?

- Кто идет следом за весной?

-Скажите ребята, какой литературный прием применяет автор для того, чтобы легче было представить картины природы?

-что такое олицетворение?


Испытывает радость, счастье, вдохновение.




Восторга, веселья.


Звон капели, журчание ручьёв, таяние снега



Олицетворение

Работа в парах


  • -Найдите в тексте все примеры олицетворения.

  • - О каких приметах весны вы знаете?

  • -Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать?

(Весна идёт, она выслала вперёд ручьи; брег(берег)спит; дни толпятся; воды бегут.

Эмоциональная пауза


  • Прослушивание записи весенних звуков

  • -Что услышали в звуках весны?

  • -Узнали их?

Это звуки капели,ручья

Самостоятель-ная работа






































Включение в систему знаний и повторений


















Подведение итогов.




















Рефлексия.

Регулятивные УУД (учебная задача: что уже известно и что ещё не известно)

Коммуникативные УУД

(умение сотрудничать в группе. Контроль за своей работой и работой своего товарища)

Познавательные УУД

Определять главную мысль произведения, устанавливать причинно-следственные связи; находить знакомые средства выразительности(сравнение, олицетворение)









На данном этапе идёт проходит поисково- исследовательская работа.












Коммуникативные УУД

(построение речевого высказывания в устной форме с помощью учителя)


Познавательные УУД

(понимание смысла текста, применение первоначальных способов поиска информации.












Личностные УУД

(оценивание разного вида деятельности на уроке)










Регулятивные УУД

(выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)

-Какая из пословиц более точно передаёт замысел автора?

-Сможете ли вы сейчас описать настроение лирического героя и определить его характер?



-Можно ли утверждать, что весна в стихотворении присутствует, как живое существо?




















-Давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока.

-Выполнили их?

-Выразите свое отношение к уроку и закончите график

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий,  познакомились  со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.

Вам понравился урок? Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица.

Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово. ОТЛИЧНО.


Домашнее задание: выучить стихотворение «Весенние воды наизусть.

Всем спасибо за работу на уроке.

Ученики выполняют задания по группам (самопроверка: 1-2;2-3; 3-1) используют листы самооценки

Ребята первой группы находят в тексте примеры олицетворения (Весна идёт, она выслала вперёд ручьи; брег(берег)спит; дни толпятся; воды бегут.



Ученики составляют ластер







Шумят, бегут, будят, блещут, гласят.



Ученики соединяют левую и нужную правую часть.

Матушка весна-/ всем красна.

Апрельские лучи/ землю будят.

Март с водой, апрель с травой,/ а май с цветами.









-Чтобы более точно сравнить природу с миром людей.






-Весну.

-Гонцы.


Шумят, бегут, будят, блещут, гласят.




Каждый ученик из группы читает пословицу.


Мы считаем, что первая пословица

Скорее всего испытывает восторг, он умеет замечать

изменения в природе и радоваться им.


Ответы детей.




Нам нужно было определить настроение стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды».


Чувства радости и восхищения.








Ответы учеников.

























Разработка урока литературного чтения

Тема урока: Ф. И. Тютчев « Весенние воды»

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

- познакомить с биографией и стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенние воды»;

-развивать память, внимание, навык чтения;

-формировать навык сравнения и анализа;

-прививать любовь, бережное отношение к природе и русской словесности.

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Личностные УУД:

-освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу

-эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать;

- оценивание разного вида деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-понимание смысла текста;

- применение первоначальных способов поиска информации.

Коммуникативные УУД:

-ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения;

-умение слушать и понимать речь других


Регулятивные УУД:


-планирование действий в соответствии с поставленной задачей;

- выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно, усвоить.
Основные понятия: олицетворение, поэзия.

КРАТКАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор разработки

Троегубова Наталья Юрьевна


Тема урока/занятия

Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Основной учебник

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В. Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение, 2018

Класс

2 класс

Технические средства и материалы, необходимые для проведения урока (маркеры, магнитно-маркерная доска, проектор, интерактивная доска и т.п.)

Проектор, экран, магнитно-маркерная доска.

Карточки для групповой работы.



Самоанализ урока

Современная система образования направлена на формирование у учеников

самостоятельности. Разработанный и проведённый урок отвечает всем требованиям ФГОС. На протяжении всего урока прослеживается формирование личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. Для достижения целей урока использовала технологию здоровьясбережения, критического мышления, которое является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Используемый кластер в групповой работе один из его приёмов. Был подготовлен дидактический материал (автобиография поэта, карточки для домашнего задания и групповой работы на уроке). В уроке прослеживается межпредметная связь с уроком окружающего мира. В наши дни экологическое воспитание подрастающего поколения занимает одну из ведущих ступеней. Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Использовала виды контроля на уроке: ученик-ученик, самоконтроль, ученик-учитель.

Считаю, что я сумела обеспечить ученикам умение самостоятельно искать и усваивать знания, формировала компетенцию «научить учиться». Рефлексия показала, что цели и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.



Дата : 08. 01. 2021

Подпись :Троегубова Н. Ю.

Карточки с заданиями для групповой работы

Первая группа

Найти в стихотворении изобразительно выразительное средство: олицетворение. Это приём, где неодушевлённым предметам приписаны, свойство одушевлённых.



-Вторая группа

Составить кластер ( работа у доски)

-На доске карточки со словами, вы должны выбрать и оставить только те, которые передают действия весенних вод.



Третья группа

Работа с пословицами. На Руси было много пословиц связанных с наступлением весны. Для вас я подготовила листочки с началом и концом пословиц. Прочитайте и постарайтесь соединить так, чтобы получилась пословица. Выберите ту из пословиц, которая более точно передаёт главную мысль автора.

Матушка весна-/ всем красна.

Апрельские лучи/ землю будят.

Март с водой, апрель с травой,/ а май с цветами.




Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая «милый»
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Не то, что мните вы, природа
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

Третья группа

Рассказ о поэте Ф. И. Тютчеве

Ф. И. Тютчев-русский пот. Он родился 23 ноября в 1803 году в Орловской губернии, в дворянской семье. Его отец Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек. Мать будущего поэта Екатерина Львовна женщина умная. Занималась хозяйством и воспитанием сына. Начальное образование получил дома. Его учителем был Семён Егорович Раич. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Тютчев обучался в университете Москвы на отделении словесности. По окончании университета долго работал за границей. В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. Стихи он начал писать ещё подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критиками, ни читателем. О его творчестве узнали гораздо позднее. В большинстве своих стихотворений Тютчев пишет о природе. Одушевляя её, он показывает, что она не менее важна, чем сам человек. Он написал более 400 стихотворений. 15 июля 1873года поэт скончался. Фёдор Иванович Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы