СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Былины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Былины»»

Урок литературного чтения «Былины» в 4 классе

ТемаБылины

Учитель : Эльмурзаева Л.Т.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием былина. Знакомство с произведением былинного характера.

Задачи урока:

- Образовательные:

-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.

-совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.- Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное слуховое восприятие, речь.

Планируемые результаты.

Предметные.

-Знать о былине как произведении устного народного творчества

-применять в речи литературоведческие понятия «былина»«зачин»«повторы»«преувеличение»«сказители-былинщики»;

Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

Метапредметные.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные: Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;

Коммуникативные:оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, слушать мнения других

Оборудование к уроку: Картина Васнецова «Три Богатыря», портреты собирателей русских былин (презентация, песня и музыка «Богатырская наша сила»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки, выборочное чтение.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Вспомните. какие жанры русского народного творчества вы знаете? (дети перечисляют)

(открывается запись на доске: загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы, поговорки, сказки, былины)

- Какое новое слово? (былины)

- Как вы понимаете слово былины?

А) Работа с записью на доске, понятие былины.

Былина- это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли. Это не просто пересказ истории, её задача прославить богатыря и его подвиги, которые имеют решающее значение для русского народа.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Былины пели, именно пели (в старину былины назывались песней), распевали распевно под гусли, а старцев называли гуслярами (рисунок гуслей). Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли. Они передавались из уст в уста, поэтому и дали до наших времён, благодаря собирателям былин, которые ездили по деревням и записывали их. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия.

(Портреты собирателей былин на слайдах)

- Павел Николаевич Рыбников. Собиратель былин. Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, в 1861 – 1867 изданы 4 тома (165 былин)

- Алексей Федорович Гильфердин «Онежские былины записанные А. Ф. Гильфердингом.»

- Кирша Данилов (кто он до сих пор не установлено). Его сборник содержит 26 былин с 1804 года.

- Ну а теперь давайте перейдём к героям былин.

4. Актуализация знаний.

- Кто из героев былин является олицетворением смелости, героизма? (богатыри)

-Кого из русских богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич., Микула Селянинович, Никита Кожемяка)

- Какими качествами были наделены богатыри? Вспоминаем, мультфильмы о богатырях. (мужественные, смелые, мудрые, преданные Руси, защитники народа, сильные, отважные и т. д.)

5. физминутка

6. Изучение нового материала. Путешествие в историю.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Богатыри – это собирательный образ русского народа, защитника Родины. Герои богатыри жили тысячу лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.

(Звучит музыка и песня «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа» и идёт рассказ о трудных годах на Руси.)

Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные (между русскими князьями) войны, разоряли деревни, губили урожай. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Русский народ показал на поле брани чудеса храбрости.

Чтение учителем :

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красоте царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Встать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

7. Применение знаний в новой ситуации.

- Ну а теперь поговорим о богатырях и о их жизни в былинах.

На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста.Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре или Калыване, как его её прозвали. И был тот Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля – матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалась.

-Почему Святогора так прозвали? (его могли выдержать только горы. Вот там он и проживал)

- Какие подвиги он совершил? (никаких)

Во всех былинах Святогор мученик своей силы. Заключалась она в нём как в темнице, девать её некуда, а она день ото дня прибывала. Святогор – воплощение непремеримой, бесполезной силы, образ древнего великана, обреченного на гибель. А землю – русскую от степняков не защищал народ, его стал забывать.

Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой мериться, а побратались они.

- Кто расскажет как братались богатыри? (рассказ ученика)

(раскинули шатёр, отпустили коней по лугу зелёному, порассказали друг другу всё, золотыми крестами поменялися, да поцеловалися. Святогор – богатырь да будет большим братом, а Илья Муромец – да будет младшим братом.

- А умер Святогор так. Пошли они по Руси зашли на край земли, а там стоит гроб, лёг Илья Муромец в каменный гроб. Который они со Святогором нашли, да не подошёл ему гроб. Лёг тогда Святогор в каменный гроб – он ему в пору пришёл. Решил тогда богатырь, что пришло его время умирать. Отдал он свою силу Илье, да не всю взял Илья, а только столько. Сколько нужно человеку. И стал Илья защищать землю русскую. Да не один. Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря.

Микула Селянинович – один из самых народных героев – богатырей, крестьянин, пахарь, скромный труженик. Любит мать – землю мужика – пахаря, поэтому и наделён сказочной силушкой, носит с собой суму с «тягой земной» (тяжесть хлебопашеского труда). (силой всей Русской земли, которую не может поднять даже сам Святогор.

Вольга Святославович – волхв (волшебник, оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла, совершил путешествие в Индию.

Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению.Самых известных из них три: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди).

Илья Муромец - родился в городе Муроме, селе Карачарове. Отчество его Иванович (Илья Иванович) Илья Муромец– крестьянском сыне, защитнике вдов, сирот и малых детушек. Он сам себе ковал оружие.. Илья – самый старший, опытный из богатырей. Он всегда говорил князю Владимиру правду, но не по сердцу князьям была правда, за неё и попадал он в не милость, закрывали его и в погреб и за железные засовы. Есть предположение, что Илья Муромец – лицо историческое. Он жил якобы около 1188 г и его мощи и доныне покоятся в Киево – Печёрской лавре. Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.

Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).

День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно

- Следующий богатырь Добрыня Никитич – родился в Рязане, родом из «честной зажиточной семьи», носил прозвище «Тихий» Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя)Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич.Он обладает особенными умениями: поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, стреляет лучше всех. Добрыня ближе всех к князю и выполняет его поручения.. Каждый богатырь имеет свои достоинства,свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец.

- Алёша Попович – родился в Ростове, из семьи священнослужителя., Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный. Алёша Попович с самого детства был очень сильным, он не мог играть с остальными детьми. «Из –за неимоверной силы Алёша в детских играх у его сверстников руки – ноги отрывались. Кого возьмёт за руку – рука прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь». Алёша Попович самый молодой на «заставе богатырской». Подобно другим богатырям, он приезжает в Киев из северо – восточной Руси (Ростова Великого) Выполо на его долю побороться с сыном змея Горыныча – Тугарином. Одолел он его не столько силой, сколько хитростью. Этот герой вообще хитроват,лукавец и насмешник: там, где другие богатыри открыто сражаются и порою бывает побеждают, Алёша непременно придумывает какую – нибудь увёртку и одолевает, пусть не всегда честно. Алёша был хвастлив, кичлив. Недаром ему присвоено прозвище Попович – поповских сыновей народная молва всегда полагала особенно хитрыми, пронырливыми. Но когда дело доходило до защиты русской земли, Алёша всегда показывал свою смелость и доблесть и не отступал перед опасностью.

Исторический прототипом считают Александра Поповича, который согласно летописи, погиб в 1224 году в битве при реке Калке.

8. Закрепление (если останется время, начать читать статью «Былины» на стр. 64, учебника.

9. Итог урока

- Ребята, нужны ли были богатыри земле русской? (Нужны)

- Как вы считаете, существуют ли богатыри в наше время?

- Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова:

«Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!»

- Чему вас научили подвиги богатыря?

давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам. (составляют предложения – заветы из слов)

1. свою беречь Защищать Родину, и. (Защищать и беречь свою Родину)

2. бедных Защищать,, стариков слабых и детей. (Защищать стариков, детей, бедных и слабых)

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным. (Быть храбрым, сильным, отважным, мужественным)

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину. (Любить свою землю, свой народ и свою родную страну, Родину)

10 Рефлексия

(Раздать бумажные листочки дуба)

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.

11. Домашнее задание

Стр. 64 (учебника, читать)