СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Ещё про Мальку"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Ещё про Мальку"»

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какое произведение вы читали на предыдущем уроке? О ком или о чем говорилось в произведении? Как называется произведение и кто его автор? Кратко перескажите прочитанную часть.

- Сегодня мы будем читать «Еще про Мальку». По заголовку можете ли вы определить автора? Почему вы так думаете?

Что вы уже знаете про БелОва Василия Ивановича?

Василий Иванович Белов - писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Имя отца было Иван Белов, он умер во время войны. Его мать Анфиса сама вырастила детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист обучался в сельской школе на протяжении семи лет, работал столяром, также был сельским рабочим. Проходил службу в армии на период с 1952 до 1955 годов в городе Ленинград. Стал членом партии в 1956 году. Опубликовал свои произведения и стихотворения в газетах и журналах. С 1959 по 1964 годы обучался в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960 годов переехал в город Вологда.

он получил Государственную премию СССР за повествования "последних лет". Также с 1980 года входил в состав Союза писателей РСФСР, а с 1981 года был в составе СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году ему было удостоен титула Почетного гражданина города Вологды, за огромный вклад в развитие отечественной словесности.

Василий Белов рассказывает о простой жизни сельхозников. Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и потехами, с трудностями в его жизни. он показал, что крестьяне стали привычными для русских произведений, эти колхозники принимают трудную жизнь и еле сводимые концы с концами как должное.

он показывает различия между городской и деревенской жизнями. заметки написаны автором, чтобы люди не забыли о потерянной житье-бытье крестьян, о ее присоединёности в природную гармоничность. Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренную взаимосвязь с крестьянами, они содержат много элементов крестьянской психологии. Василий сохранил разговорный язык крестьян в диалогах и рассказе, используя слова и обороты этого стиля, которые необычны для литературного стиля. Умер 12 декабря в 2012 году в городе Вологда. На восьмидесятом году своей жизни.




Словарная работа:

-  В тексте нам встретятся непонятные слова.  Давайте объясним их значение. В этом нам поможет толковый словарик.

 Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

            Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство.

Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки.

Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.



- Попробуйте представить те события, о которых я буду читать.



С 70. Чтение по цепочке «Ещё про Мальку».

- Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему?



Работа по вопросам.

- Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует? Найдите их в тексте.

 - Соотнесите авторские слова с его чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

вдруг поплыла                                                         желание помочь

маленькая беспомощная собачка                          волнение

с волнением глядел                                                 неожиданность, удивление

бросил дощечку           жалость


Вывод: Авторские слова (авторская оценка) помогают проследить взаимоотношения действующих лиц.


«Взаимоотношения действующих лиц»

- Рассмотрим отношение людей к собаке.

- Как Федя относился к Мальке?

- Какими словами он ее называет? (выборочное чтение)

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

«Мотивы поведения»

            - Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

            - Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

                                                          (дискуссия)

             - А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

             - Почему они так поступили?

             - О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)

Вывод:  Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если  кому-то рядом нужна ваша помощь.   Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.

Открывается 5 страница: «Характеристика героя»

              - Какой была Малька?  Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)

(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).  

              -  Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь)

              - Найдите и зачитайте по тексту те предложения, в которых прослеживается ее находчивость,  верность, настойчивость.

              - Есть поговорка (на доске): «Без матушки пропадут и ребятушки», можно ли эту поговорку соотнести с  прочитанным произведением? Почему?

              -  Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, так же как и  человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим  пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам.

Вывод: Характеристика героя помогла нам разобраться в своих личных отношениях к главному  персонажу.

 Открывается  6 страница «Личное отношение»

            - Разбирая авторское отношение, взаимоотношения, мотивы поведения, рассматривая   характеристику героя, мы выражали и свое личное отношение к событиям и персонажам  рассказа.

 - Соотнесите авторские слова с чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

                                     

вдруг поплыла                                                         желание помочь

маленькая беспомощная собачка                          волнение

с волнением глядел                                                 неожиданность, удивление

бросил дощечку           жалость


- Соотнесите авторские слова с чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

                                     

вдруг поплыла                                                         желание помочь

маленькая беспомощная собачка                          волнение

с волнением глядел                                                 неожиданность, удивление

бросил дощечку           жалость


- Соотнесите авторские слова с чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

                                     

вдруг поплыла                                                         желание помочь

маленькая беспомощная собачка                          волнение

с волнением глядел                                                 неожиданность, удивление

бросил дощечку           жалость

























4