Проверка домашнего задания.
- Вспомните, какое произведение вы читали на предыдущем уроке? О ком или о чем говорилось в произведении? Как называется произведение и кто его автор? Кратко перескажите прочитанную часть.
- Сегодня мы будем читать «Еще про Мальку». По заголовку можете ли вы определить автора? Почему вы так думаете?
Что вы уже знаете про БелОва Василия Ивановича?
Василий Иванович Белов - писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Имя отца было Иван Белов, он умер во время войны. Его мать Анфиса сама вырастила детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист обучался в сельской школе на протяжении семи лет, работал столяром, также был сельским рабочим. Проходил службу в армии на период с 1952 до 1955 годов в городе Ленинград. Стал членом партии в 1956 году. Опубликовал свои произведения и стихотворения в газетах и журналах. С 1959 по 1964 годы обучался в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960 годов переехал в город Вологда.
он получил Государственную премию СССР за повествования "последних лет". Также с 1980 года входил в состав Союза писателей РСФСР, а с 1981 года был в составе СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году ему было удостоен титула Почетного гражданина города Вологды, за огромный вклад в развитие отечественной словесности.
Василий Белов рассказывает о простой жизни сельхозников. Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и потехами, с трудностями в его жизни. он показал, что крестьяне стали привычными для русских произведений, эти колхозники принимают трудную жизнь и еле сводимые концы с концами как должное.
он показывает различия между городской и деревенской жизнями. заметки написаны автором, чтобы люди не забыли о потерянной житье-бытье крестьян, о ее присоединёности в природную гармоничность. Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренную взаимосвязь с крестьянами, они содержат много элементов крестьянской психологии. Василий сохранил разговорный язык крестьян в диалогах и рассказе, используя слова и обороты этого стиля, которые необычны для литературного стиля. Умер 12 декабря в 2012 году в городе Вологда. На восьмидесятом году своей жизни.
Словарная работа:
- В тексте нам встретятся непонятные слова. Давайте объясним их значение. В этом нам поможет толковый словарик.
Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.
Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство.
Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки.
Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.
- Попробуйте представить те события, о которых я буду читать.
С 70. Чтение по цепочке «Ещё про Мальку».
- Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему?
Работа по вопросам.
- Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует? Найдите их в тексте.
- Соотнесите авторские слова с его чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):
вдруг поплыла желание помочь
маленькая беспомощная собачка волнение
с волнением глядел неожиданность, удивление
бросил дощечку жалость
Вывод: Авторские слова (авторская оценка) помогают проследить взаимоотношения действующих лиц.
«Взаимоотношения действующих лиц»
- Рассмотрим отношение людей к собаке.
- Как Федя относился к Мальке?
- Какими словами он ее называет? (выборочное чтение)
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
«Мотивы поведения»
- Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?
- Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.
(дискуссия)
- А как поступили люди, увидев, что собака тонет?
- Почему они так поступили?
- О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)
Вывод: Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.
Открывается 5 страница: «Характеристика героя»
- Какой была Малька? Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)
(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).
- Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь)
- Найдите и зачитайте по тексту те предложения, в которых прослеживается ее находчивость, верность, настойчивость.
- Есть поговорка (на доске): «Без матушки пропадут и ребятушки», можно ли эту поговорку соотнести с прочитанным произведением? Почему?
- Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, так же как и человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам.
Вывод: Характеристика героя помогла нам разобраться в своих личных отношениях к главному персонажу.
Открывается 6 страница «Личное отношение»
- Разбирая авторское отношение, взаимоотношения, мотивы поведения, рассматривая характеристику героя, мы выражали и свое личное отношение к событиям и персонажам рассказа.
- Соотнесите авторские слова с чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):
вдруг поплыла желание помочь
маленькая беспомощная собачка волнение
с волнением глядел неожиданность, удивление
бросил дощечку жалость
- Соотнесите авторские слова с чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):
вдруг поплыла желание помочь
маленькая беспомощная собачка волнение
с волнением глядел неожиданность, удивление
бросил дощечку жалость
- Соотнесите авторские слова с чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):
вдруг поплыла желание помочь
маленькая беспомощная собачка волнение
с волнением глядел неожиданность, удивление
бросил дощечку жалость
4