Тема «Гласные буквы Я, я»
Цели:
-формировать умение находить в словах букву Я;
- знать, какие звуки она обозначает;
- читать слова с этой буквой;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,
отвечать на вопросы по содержанию;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
5) После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)
Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
3. Речевая разминка.
4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- Круглые, румяные
Мы растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )
( Сегодня за работу на уроке вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)
- Произнесите слово яблоки по слогам.
-Сколько в слове слогов? (3 слога)
Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)
Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)
Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)
Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]
Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]
Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]
Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте
А теперь Посмотрите на экран.
5.Знакомство с буквой.
Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.
И сегодня она королева нашего урока..
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!
А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.
6. Изучение новой буквы.
Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.
Рая
Звукобуквенный анализ слова .
Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает 2 звука [й а ]
Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.
Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]
Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный
. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [ а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)
Давайте найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.
7. Физминутка.
Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
8.Работа по учебнику.
А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему.
Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров.
А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.
VI. Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Прочитайте вывод урока в учебнике.
– Его надо выучить дома.
– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
– Урок окончен.
Сказка про букву «Я»
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.