СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения М. Зощенко «Ёлка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю урок открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М. Зощенко «Ёлка»»

Литературное чтение

  • Степанова Светлана Ивановна, учитель 4 класса МОУ «Школа №26 г. Тореза»

Тема: М. М. Зощенко «Ёлка»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать устойчивое внимание и воображение ; пополнять словарный запас; развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим, ответственное отношение к своим поступкам.

Оборудование: портрет М.Зощенко, карточки-задания, нарезные цветные полоски, пастила, иллюстрации к произведению, музыкальное сопровождение.


Ход урока


I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, подарите им свою улыбку. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. И на такой приятной ноте мы начнем урок.

ІI. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка

Подготовьте выразительное чтение отрывка стихотворения И.Токмаковой «Живи, ёлочка».


Мне елку купили! Мне елку купили! А елка лесная осталась живая

В лесу на опушке ее не рубили. Стоит на опушке, макушкой кивая.

А сделали елку на добром заводе Кому? Никому! Просто — ветру, метели,

Хорошие дяди, веселые тети.,. Такой же красивой неспиленной ели!

2. Артикуляционная гимнастика.

  Скороговорка . У елки иголки колки.


3. Проверка домашнего задания

- Чтение диалога Э.Грига и Дагни (К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)


- Рассказать о добрых делах Грига и Дагни:

Григ : Делает подарки для взрослых. Провел дочь лесника до дома. Помог девочке донести корзину с еловыми шишками. Приглашал в гости друзей. Выполнил обещание : написал музыкальную пьесу для Дагни.

Дагни: Стирала пыль с лодки. Пригласила попутчика в гости.

- Какова главная мысль произведения.



III. Сообщение темы и определение задач урока.

- Прослушивание новогодних композиций.

- Сегодня на уроке мы вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей. Познакомимся еще с одним эпизодом из жизни этих детей. рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали веселый новогодний праздник, гостей и, конечно, подарки.


ІV. Подготовка к первичному восприятию 

1. Рассказ о М.М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт . Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.


2. Работа над толкованием слов и словосочетаний.

Золотушный ребенок – больной ребенок.

Длинновязая – высокая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Крымские яблоки – яблоки, привезенные с Крыма.

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины.


3. Чтение рассказа М. Зощенко «Ёлка».

– Понравился рассказ?

– Кто главные герои рассказа?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Какими вам показались дети?

– Почему долгожданный праздник был испорчен?

– Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными, самыми важными? Прочитайте их.

– Как вы думаете, почему писатель запомнил эту елку на всю жизнь?

– Чему учит этот рассказ?

– Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

– Чем наряжали елку в то время?

4. Гимнастика для глаз


V. Повторное чтение и анализ произведения

1.Выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Сколько лет было автору, когда произошел этот случай?

– Как отмечали Новый год в их семье?


– Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?


– Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?


– Какой сюрприз приготовили родители для гостей?


– Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет…

– Как хотела наказать мама Лёлю?

– Какую пословицу использует одна из приглашенных мам?

– Что произошло с фарфоровой куклой?

– Что хотела мама подарить Миньке?

– Чему удивилась мама?

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения


– Чему учит этот рассказ?

– Обратите внимание на слова «тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

– Прочитайте и объясните пословицы:

• На что и клад, если в семье лад.

• Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

• Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

– Почему не нужен клад, если в семье дружно?

– Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

– Сравните двух главных героев – Лёлю и Миньку. Заполните таблицу


Сопоставление характеристик двух главных героев Лели и Миньки. 

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусывает

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел



2. Рассказ детей об организации встреч.

3.Физкультминутка – танец.

4. Самостоятельная работа. Тестирование (стр. 249, 250)

VІ. Рефлексия

Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После этого урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел..

VІІ. Итог урока

Дать советы Миньке и Леле.

VІІІ. Домашнее задание.

Придумать продолжение рассказа с радостным концом.