УРОК 61 ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. А. Н. ВЕРТИНСКИЙ. «ДОЧЕНЬКИ»; И. А. ГОФФ. «РУССКОЕ ПОЛЕ»; Б. Ш. ОКУДЖАВА. «ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ...» Основное содержание урока Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Песни в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. I. Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства Прослушивание «Песни о песне» (музыка Б. Фиготина; слова Е. Черных) в исполнении Л. Лещенко, или песни Б. Окуджавы «Песенка, короткая, как жизнь сама...» (по выбору учителя). Может прозвучать стихотворение Б. Окуджавы о романсе: Русского романса городского слышится загадочный мотив, музыку, дыхание и слово в предсказанье судеб превратив. За волной волна, и это значит: минул век, и не забыть о том... Женщина поёт. Мужчина плачет. Чаша перевёрнута вверх дном. В какой строке поэт указывает на синтетическую природу песни и романса? («...Музыку, дыхание и слово...») Как вы понимаете эту строку? II. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление смысла терминов песня и романс. ПЕСНЯ 1) Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения. 2) Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение П. связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические П.. Лирические П. являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические П. относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и авторские П. (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.). См. также авторская песня ( бард ). Словарь литературоведческих терминов. РОМАНС (исп., от позднелат. - по-романски, то есть на испанском, а не на латинском языке) — небольшое по объему лирическое стихотворение без отчетливых жанровых признаков с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на музыкальное переложение, главным образом посвященное любовной тематике. Обычно романс представляет собой строфическое произведение с рифмованным стихом. К романсной форме относятся широко известные положенные на музыку стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Я.П. Полонского, А.А. Блока, С.А. Есенина и других поэтов. Словарь литературоведческих терминов. Вступительная беседа: — Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». — Почему песню и романс называют синтетическими жанрами искусства? Чьи творческие поиски они объединяют? — Что является основой песни и романса? (Поэтический текст.) — Что вносит в песню или романс композитор, положивший стихи на музыку? (Мелодию и личные, субъективные интонации.) — Что добавляют в песню или романс актёры-исполнители? (Новые оттенки в понимании текста, колорит своего голоса, индивидуальную манеру исполнения, особенности инструментального сопровождения.) II. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Песни в актёрском исполнении Групповая работа: Группа 1. И. А. Гофф. «Русское поле»: cм. текст стихотворения ниже. Слушать песню в исполнении Я.Френкеля. Муз. Я.Френкеля (4:08). Группа 2. Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге...»: cм. текст стихотворения ниже. Слушать песню в исполнении Б.Окуджавы (2:08). Группа 3. А. Н. Вертинский. «Доченьки»: cм. текст стихотворения ниже. Слушать песню в исполнении А.Вертинского (5:44). ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТЫ ГРУПП 1. Краткий рассказ о поэте. 2. Выразительное чтение стихотворения. 3. Выявление настроения стихотворения и его основной мысли. 4. Выявление композиции текста и наличия в нём композиционных элементов, характерных для музыкально-поэтического произведения: куплеты, припевы, рефрены, повторы, анафоры, параллелизмы и др. 5. Выявление изобразительно-выразительных средств языка (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. 6. Прослушивание и обсуждение стихотворений и песен в актёрском исполнении. О чём эти песни? Чем они вас поразили? Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». 7. Написание сочинения-миниатюры «Сходство и различие актёрского чтения стихотворения и исполнения песни на эти стихи» (по группам). И т о г о в ы й в о п р о с: Что изменяется в стихотворении, когда оно становится песней? Домашнее задание Письменно ответить на итоговый вопрос урока или написать отзыв на песню (по выбору учащихся). Групповое задание. Подготовить коллективный учебный проект. Проект. Составление электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, важные для каждого россиянина» либо сценария литературно-музыкального вечера «Тихая моя Родина...». |