СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме В. Д. Одоевский " Городок в табакерке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме В. Д. Одоевский " Городок в табакерке»

К УРОКУ ДОПУЩЕН


К УРОКУ ДОПУЩЕН


/


/



/


/

подпись


Фамилия И.О. учителя



подпись


Фамилия И.О. рук. практики


«


»


20


г.


«


»


20


г.



Предмет:

Литературное чтение

УМК:

«Школа России»

Дата:

24.11.2022г.

Учитель:

Замятина Лариса Николаевна

Фамилия И.О. практиканта:

Тайтаков Мерген Игоревич


Тема урока:

В.Д. Одоевский «Городок в табакерке»

Тип урока:

Открытие новых знаний

Класс:

Цель урока:

создание условий для знакомства обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского, формирование представления о научно-познавательной сказки «Городок в Табакерке».


Задачи:


Дидактические:

научить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев.

Развивающие:

продолжать развивать речь и словарный запас, содействовать развитию памяти, мышления;

Воспитательные:

проявлять дружеское отношению друг к другу.


Планируемые результаты:


ПРЕДМЕТНЫЕ

Умение определять жанр произведения; овладение элементарными приёмами анализа художественных текстов; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


познавательные

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

регулятивные

Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

коммуникативные

Умение работать в парах и группе, умение слушать и понимать речь других.

ЛИЧНОСТНЫЕ

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;


Дидактические средства, оборудование:

Учебник литературное чтение 4 кл,1 часть, презентация , интерактивная доска






ОТМЕТКА ЗА УРОК





/


/



подпись


Фамилия И.О. рук. практики



«


»


20


г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Мерген Игоревич, и сегодняшний урок литературы проведу у вас я.

-Садитесь.

-Проверьте порядок на партах, посмотрите, всё ли на месте. Готовы к уроку?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

ф

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

- Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной.(Слайд)

Одоевский родился в 1803г в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С. Пушкиным.

-Сегодня мы с вами начнем читать сказку.



-Но, прежде, как мы перейдем к работе с текстом, хочу задать вам вопрос:

-Чем отличается литературная сказка от народной?



- Прослушайте мелодию.

- Что она вам напоминает?

- Эта музыка механическая или живая?

- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри…





















Литературную сказку написал автор

Народную сказку придумал народ, пересказывал из поколения в поколение.



- Звуки шкатулки.

- Механическая, ведь её играет не

инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей


Ф

и

  1. Выявление места и причины затруднения

- Сегодня на уроке мы будем работать со сказкой «Городок в табакерке».

Что такое табакерка ? (показ картинки на слайде)











-Как сказка может рассказать об устройстве шкатулки?





- Значит, какая будет цель нашего сегодняшнего занятия?


Предположения детей

Табакерка – это небольшая шкатулка. В сказке она предстает в виде пестрой черепаховой коробочки. У нее была утонченная крышка, на которой были изображены башенки, домики, ворота и деревья.



- Узнать, как работает табакерка.


Ф

и

  1. Построение проекта выхода из затруднения

-Что нам нужно будет делать с текстом сказки сегодня на уроке, чтобы достичь цели?

Прочитать и обсудить произведение

ф

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи






- Сказка «городок в табакерке» была написана в 1834 году, почти 200 лет назад, и в ней использованы слова и выражения, которые в наше время не употребляются. Давайте познакомимся с этими словами.

(слайд)

По иллюстрации на слайде скажите, что обозначает слово…?

Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки)

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Свод - верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.

Ставни – деревянные затворы к окнам

Шатёр – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды

А также непонятные современному читателю слова:

Авось - может быть,

с сими словами- с этими словами

Затеплились звёздочки – начали загораться,

Почел долгом – посчитал,

Право – действительно,

Счесть нельзя – сосчитать нельзя,

Учтиво – очень вежливо,

Одинакие - одинаковые ,

Опамятоваться –опомниться,

Досадно –обидно,

Набольший –старший ,



-Давайте прочитаем начало сказки (до слов «Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!» стр.118-119)



-О чем говорилось в этой части?

-Как зовут мальчика?

-С чего начинается сказка?

-Что папенька показал Мише?

-Откуда слышна музыка?

-Как мы можем назвать эту часть сказки?



- Давайте прочитаем вторую часть произведения (до слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише и тише….» стр.119-120 (2 часть)



-Куда хотел войти мальчик?

- Почему он хотел попасть туда?

-Что удивило мальчика, когда он впервые увидел ее?

-Кто живет в табакерке?





























































Ф

и

  1. Физминутка

Ветер дует к нам в лицо,

Закачало с деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

А деревцо все выше, выше выше.

Все выполняют физминутку

ф

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Давайте прочитаем 3 часть 



-Кто выбежал из дверцы городка?

-Какие звуки издавал мальчик-колокольчик?

-Почему Миша думал, что не пролезет в последние своды?

-Почему они казались ему маленькими?

-Какую история Миша рассказал, что у него не получалось нарисовать? Почему?



- Давайте прочитаем 4 часть 



-Кого Миша послушал?

-Миша оглянулся и что увидел?

-От чего Миша удивился?

-Кого же Миша хотел нарисовать? Почему?






-мальчик-колокольчик

Динь-динь-динь

-потому что ему они казались маленькими



-потому что они были далеко

-как он не смог нарисовать маму и папу




и

  1. Включение в систему знаний

-Сейчас найдите в тексте диалог Миши и мальчика-колокольчика.

-Как вы думаете с какой интонацией нужно прочитать слова каждого их героев?

-Сейчас вы подготовитесь и по парам выйдите и прочитаете диалог с нужными эмоциями.



-На подготовку я вам даю 1 минуту.

Миши-любопытный

Колокольчик-добрый и ласковый.


  1.  Рефлексия учебной деятельности

Подведем итог урока.



-Какую сказку мы начали читать?

-Кто автор данной сказки?

-Какую цель урока мы ставили в начале урока?

-Как мы достигли ее?

Ребята, оцените свою работу на уроке. Посмотрите на слайд и закончите предложение…



Домашнее задание:

Молодцы! Наш урок подошел к концу. Всем спасибо, до свидания!





Ф

и