СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения " Е. Благинина. Посидим в тишине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок построен с применением приемов критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения " Е. Благинина. Посидим в тишине"»

Урок литературного чтения во 2 классе на тему:

" Вн. Чт. Е. Благинина. Посидим в тишине".

Насанова Жанар Абдрасулаевна- учитель начальных классов

Класс 2 Б

Школа №17 имени Лермонтова

Г.Шымкент Южно-Казахстанская область

Предмет

Чтение

Четверть Урок №

Третья

Класс 2

Тема урока

ВН. Чт. Е. Благинина. Посидим в тишине

Ссылки

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса, хрестоматия, дополнительная литература, презентация

Цели урока

познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой и произведением «Посидим в тишине»; учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

развивать навыки выразительного, правильного чтения;

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

Результаты обучения для учащихся

предметные: понимать специфику художественного слова, уметь выразительно читать, анализировать, сравнивать;

личностные: проявлять умение правильно излагать свою точку зрения, давать свою оценку прочитанного, видеть красоту.

системно-деятельностные: применять приемы анализа текстов: наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение. Находить средства выразительности, давать оценку действиям.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Использование мультимедийного проектора, выполнение постера для выделения главного по теме, знакомство с работой в новых стратегиях ,групповая работа.

Задания


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Психологичес

кий настрой.




3 мин

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И чтение начнем.


Ответы детей 

2.Вызов




5 мин

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для ребят, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

Совсем скоро наступит весна, будут петь птицы, светить и греть солнышко. На доске у нас висят три рисунка: солнца, облачка и тучки. Скажите, какой рисунок соответствует вашему настроению? Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

А какое отношение имеет слово мама к тишине?

Какие у вас вызывают ассоциации слово тишина?

( покой, умиротворение, спокойствие, умение в тишине слушать и чувствовать другого человека).

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Е. Благининой « Посидим в тишине».

И узнаем об этом…

Добрые слова-пожелания друг другу.

















Деление на группы.

Выбор лидера.

Оценивание по драгоценным камням.

3.Осмысление






















32 мин
















Слово учителя.

Эпиграф к уроку

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама...

Проверка д/з

Игра « Байга».

Выбери любого скакуна и выполните задание. Оценивание драгоценными камнями.

  1. Выразительное чтение стихотворения

В. Руссу « Моя мама»

  1. Выразительное чтение стихотворения

М. Пляцковский « Ты на свете лучше всех,мама!»

  1. Выразительное чтение стихотворения

Г. Виеру « Вот подснежник на поляне»

  1. Выразительное чтение стихотворения

А. Майков « Моя мама»

  1. Выразительное чтение стихотворения

Т. Белозеров

« Подснежники»

  1. Назови авторов и названия пяти пройденных стихотворений о маме и весне.

Восприятие стихотворения и его анализ.

Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением «Посидим в тишине». Написала его Елена Благинина. Но сначала несколько слов я скажу об этой поэтессе. (Слайды)

А сейчас послушайте стихотворение. Чтение с пометками.

Повторное чтение стихотворения детьми.(тихое, спокойное, быстрое,с выражением)

Игра «Заморочки из бочки» .

1. Почему девочка не играет в игрушки?

2.Любит ли она маму?

3.Что девочка сказала лучу?

4.Трудно ли ей сидеть в тишине?

 5.Какие звуки передают тишину?

Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч].

6.Как нужно читать стихотворение, каким голосом?

Тихим, спокойным.

7.Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? Плавная, медленная.  Похожая на колыбельную.

8. Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.Луч.

9. Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. Золотой.

10. В каком значении употреблено слово золотой? «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.

 Изменится ли стихотворение без этого слова? Да. А что изменится? В нем не будет теплоты, нежности.

11. Чему учит стихотворение?  К маме нужно относиться с любовью и заботой.

12.У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему, как вы думаете? Солнце даёт свет, тепло, дарит жизнь. И мама-самый светлый, самый лучший и дорогой человек для каждого из нас.

13.Кого мы зовём на помощь в трудную минуту?

14.Кто раньше всех встаёт, позже ложится? Мама заботится о вас, радуется и горюет вместе с вами.

15.Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?

Инсценировка «Три мамы».


Действующие лица
Роль исполняет учитель:
Ведущий
Роли исполняют дети:
Камила
Мама Асем
Бабушка Вика


У доски стол, три стула.
На одном из стульев
сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).
 
Ведущий: 
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Камила под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила: 
Входит Камила, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки. 
Камила:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Камилина мама с работы пришла
И дочку спросила: 
Входит мама, садится на стул около Камилы. 
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила: 
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул. 
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки. 
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми? 
Все трое: Ох, как не просто быть мамами! 

Коллективная работа

Физминутка

Вам нравится, когда вас ласково называют? Ребята, ваши мамы тоже любят слушать ласковые слова. Давайте сделаем мамам приятно. Представьте, что у меня в руках сердце ваших мам, давайте каждый скажет, как он ласково называет свою маму.

(Учащиеся говорят и передают сердечко другому)

Молодцы ребята, каждая мама почувствовала теплоту ваших слов.

Работа в группах.

1.Центр изобразительного искусства.

Вы - художники. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. Опишите свою картину словами.

2.Центр народной мудрости.

Прием « Перепутанные логические цепочки»

Составь пословицы на русском языке? Найди перевод на казахском, установи соответствие и прочитай их. Обсудите в группе и объясните смысл пословиц.

*Ағайын көп, ана біреу-ақ.

Многочисленна родня, а мать всегда одна.

*Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада.
Мать думает о ребенке, ребенок об играх.
*Күннің шуағы – жылы.
Ананың құшағы – жылы.
Солнечные лучи - теплы
материнские объятия –теплы.

* Өз шешең – бауырсақ, өгей шеше – сарымсақ.
Родная мать словно сладкий бауырсак, мачеха – горький чеснок.

*Баланың жақсыны сүйініш, жаманы – күйініш.
Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу матери конец.

3. Центр развития речи.

Составьте синквейн о маме.

Придерживаясь правил:

1строчка.

1 слово-Мама

2строчка

2 слова- синонимы ,имена существительные о маме.(Как называем ласково маму?)

3строчка

3 слова-имена прилагательные, характеризующие маму.(Какая мама?)

4 строчка 3 слова-глагола, действия мамы.(Что делает мама?)

5 строчка

Итог. Вывод. Предложение о маме.


4. Центр внимания.

Расставить строки стихотворения согласно тексту. Прочитать выразительно стихотворение.

5. Центр развития КМ

- Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?

Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? Выполните в виде кластера. Какая у вас мама?


МАМА







Какими должны быть мы?








правильным послушный

добрый

ласковый

тихий

спокойный

нежный

понимающий

заботливый


- На какой вопрос отвечают эти слова? Какая это часть речи?


- Как нужно относиться к маме?


- О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни.

6 .Центр тестирования.

Разгадав, тест вы узнаете, какое слово зашифровано.

1.Родители – это…

Д) сын и дочь;

О) бабушка и дедушка;

С) мать и отец;

2. Колыбель на казахском языке звучит , как…

С) кровать;

Е) бесік;

Н) жастық;

3.Люди с одинаковыми именами

У) тётки;

М) тёзки;

А) детки;

4. Не является членом семьи

Ъ) мама;

Ы) сын;

Ь) сосед;

5. Признак хорошей семьи

Я) взаимоуважение;

Н) ругань;

А) ссора;










Выступление.Защита групп.

Оценивание.

Лидеры групп оценивают работу членов своих групп.

4.Рефлексия



5 мин

Одноминутное эссе

поможет учителю выявить, в какой степени усвоен

данный урок.

Каждый член группы пишет одноминутное эссе:

1.Что самое главное ты узнал сегодня?
2. Какие вопросы остались для
тебя непонятными?

- Кому вы подарите свое сердечко ? Тучке, облачку, Солнышку?

А как вы думаете кто же для наших мам самое главное? А что нужно делать, чтобы их не огорчать?

Не забывайте говорить мамам каждый день как вы их сильно любите! Ведь они делают для вас все возможное и даже иногда что невозможно.

Источники, оснащение и оборудование:

Презентация, бумага ламинированная формата А-3, маркеры, стикеры в виде сердечек, сердечко, названия команд, фишки- драгоценные камни, тарелочки, картинки « Солнышко», « Облачко», « Тучка», «Байга», «Скакуны», портреты и фотографии мам, листы оценивания.

Последующие задания и чтение

д/з  хр с 101 выучить стихотворение.

Анализ и оценивание урока



Изменения к уроку





























6 группа

Центр тестирования.



5группа

Центр развития критического мышления.



4 группа

Центр внимания.





1группа

Центр изобразительного искусства.



3группа

Центр развития речи.



2 группа

Центр народной мудрости.







Центр изобразительного искусства.

Вы - художники. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. Опишите свою картину словами.




1. Почему девочка не играет в игрушки?

2.Любит ли она маму?

3.Что девочка сказала лучу?

4.Трудно ли ей сидеть в тишине?

 5.Какие звуки передают тишину?

Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч].

6.Как нужно читать стихотворение, каким голосом?

Тихим, спокойным.

7.Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? Плавная, медленная.  Похожая на колыбельную.

8. Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.Луч.

9. Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. Золотой.

10. В каком значении употреблено слово золотой? «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова.

 Изменится ли стихотворение без этого слова? Да. А что изменится? В нем не будет теплоты, нежности.

11. Чему учит стихотворение?  К маме нужно относиться с любовью и заботой.

12.У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему, как вы думаете? Солнце даёт свет, тепло, дарит жизнь. И мама-самый светлый, самый лучший и дорогой человек для каждого из нас.

13.Кого мы зовём на помощь в трудную минуту?

14.Кто раньше всех встаёт, позже ложится? Мама заботится о вас, радуется и горюет вместе с вами.

15.Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»?


  1. Выразительное чтение стихотворения

В. Руссу « Моя мама»

  1. Выразительное чтение стихотворения

М. Пляцковский « Ты на свете лучше всех,мама!»

  1. Выразительное чтение стихотворения

Г. Виеру « Вот подснежник на поляне»

  1. Выразительное чтение стихотворения

А. Майков « Моя мама»

  1. Выразительное чтение стихотворения

Т. Белозеров « Подснежники»

  1. Назови авторов и названия пяти пройденных стихотворений о маме и весне.












Составь пословицы на русском языке? Найди перевод на казахском, установи соответствие и прочитай их. Обсудите в группе и объясните смысл пословиц.


*Ағайын көп, ана біреу-ақ.

Многочисленна родня, а мать всегда одна.


*Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада.
Мать думает о ребенке, ребенок об играх.


*Күннің шуағы – жылы.
Ананың құшағы – жылы.
Солнечные лучи - теплы
материнские объятия –теплы.


* Өз шешең – бауырсақ, өгей шеше – сарымсақ.
Родная мать словно сладкий бауырсак, мачеха – горький чеснок.


*Баланың жақсыны сүйініш, жаманы – күйініш.
Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу матери конец.


Посидим в тишине

Елена Благинина

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..



Разгадав, тест вы узнаете, какое слово зашифровано.

1.Родители – это…

Д) сын и дочь;

О) бабушка и дедушка;

С) мать и отец;

2. Колыбель на казахском языке звучит , как…

С) кровать;

Е) бесік;

Н) жастық;

3.Люди с одинаковыми именами

У) тётки;

М) тёзки;

А) детки;

4. Не является членом семьи

Ъ) мама;

Ы) сын;

Ь) сосед;

5. Признак хорошей семьи

Я) взаимоуважение;

Н) ругань;

А) ссора;












- Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму?

Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? Выполните в виде кластера. Какая у вас мама?



МАМА






Какими должны быть мы?


















Составьте синквейн о маме.

Придерживаясь правил:

1строчка.

1 слово-Мама

2строчка

2 слова- синонимы ,имена существительные о маме.(Как называем ласково маму?)

3строчка

3 слова-имена прилагательные, характеризующие маму.(Какая мама?)

4 строчка 3 слова-глагола, действия мамы.(Что делает мама?)

5 строчка

Итог. Вывод. Предложение о маме.