2.Вызов
| 5 мин | Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для ребят, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового. Совсем скоро наступит весна, будут петь птицы, светить и греть солнышко. На доске у нас висят три рисунка: солнца, облачка и тучки. Скажите, какой рисунок соответствует вашему настроению? Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. А какое отношение имеет слово мама к тишине? Какие у вас вызывают ассоциации слово тишина? ( покой, умиротворение, спокойствие, умение в тишине слушать и чувствовать другого человека). Сегодня мы познакомимся со стихотворением Е. Благининой « Посидим в тишине». И узнаем об этом… | Добрые слова-пожелания друг другу.
Деление на группы. Выбор лидера. Оценивание по драгоценным камням. |
3.Осмысление
| 32 мин
| Слово учителя. Эпиграф к уроку Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама... Проверка д/з Игра « Байга». Выбери любого скакуна и выполните задание. Оценивание драгоценными камнями. Выразительное чтение стихотворения В. Руссу « Моя мама» Выразительное чтение стихотворения М. Пляцковский « Ты на свете лучше всех,мама!» Выразительное чтение стихотворения Г. Виеру « Вот подснежник на поляне» Выразительное чтение стихотворения А. Майков « Моя мама» Выразительное чтение стихотворения Т. Белозеров « Подснежники» Назови авторов и названия пяти пройденных стихотворений о маме и весне. Восприятие стихотворения и его анализ. Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением «Посидим в тишине». Написала его Елена Благинина. Но сначала несколько слов я скажу об этой поэтессе. (Слайды) А сейчас послушайте стихотворение. Чтение с пометками. Повторное чтение стихотворения детьми.(тихое, спокойное, быстрое,с выражением) Игра «Заморочки из бочки» . 1. Почему девочка не играет в игрушки? 2.Любит ли она маму? 3.Что девочка сказала лучу? 4.Трудно ли ей сидеть в тишине? 5.Какие звуки передают тишину? Дети читают, выделяя звуки [с], [ш], [ч]. 6.Как нужно читать стихотворение, каким голосом? Тихим, спокойным. 7.Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? Плавная, медленная. Похожая на колыбельную. 8. Найдите в стихотворении предмет, который стал живым, одушевленным.Луч. 9. Найдите красочное слово, которое можно отнести к лучу. Золотой. 10. В каком значении употреблено слово золотой? «Ласковый, светлый, теплый, нежный». Это переносное значение слова. Изменится ли стихотворение без этого слова? Да. А что изменится? В нем не будет теплоты, нежности. 11. Чему учит стихотворение? К маме нужно относиться с любовью и заботой. 12.У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему, как вы думаете? Солнце даёт свет, тепло, дарит жизнь. И мама-самый светлый, самый лучший и дорогой человек для каждого из нас. 13.Кого мы зовём на помощь в трудную минуту? 14.Кто раньше всех встаёт, позже ложится? Мама заботится о вас, радуется и горюет вместе с вами. 15.Какие чувства вызвало у вас стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»? Инсценировка «Три мамы». Действующие лица Роль исполняет учитель: Ведущий Роли исполняют дети: Камила Мама Асем Бабушка Вика У доски стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками). Ведущий: Наши дети так упрямы! Это каждый знает сам. Говорят им часто мамы, Но они не слышат мам. Камила под вечер С прогулки пришла И куклу спросила: Входит Камила, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки. Камила: Как, дочка, дела? Опять ты залезла под стол, непоседа? Опять просидела весь день без обеда? С этими дочками просто беда, Скоро ты будешь, как спичка, худа. Иди-ка обедать, вертушка! Сегодня к обеду ватрушка! Ведущий: Камилина мама с работы пришла И дочку спросила: Входит мама, садится на стул около Камилы. Мама: Как, дочка, дела? Опять заигралась, наверно, в саду? Опять ухитрилась забыть про еду? Обедать кричала бабуся не раз, А ты отвечала: сейчас да сейчас. С этими дочками просто беда, Скоро ты будешь, как спичка, худа. Иди-ка, обедать, вертушка! Сегодня к обеду ватрушка! Ведущий: Тут бабушка — мамина мама — пришла И маму спросила: Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул. Бабушка: Как, дочка, дела? Наверно, в больнице за целые сутки Опять для еды не нашлось ни минутки, А вечером съела сухой бутерброд. Нельзя же весь день сидеть без обеда. Уж доктором стала, а все непоседа. С этими дочками просто беда. Скоро ты будешь, как спичка, худа. Иди-ка обедать, вертушка! Сегодня к обеду ватрушка! Все едят ватрушки. Ведущий: Три мамы в столовой сидят, Три мамы на дочек глядят. Что с дочками сделать упрямыми? Все трое: Ох, как не просто быть мамами! | Коллективная работа Физминутка Вам нравится, когда вас ласково называют? Ребята, ваши мамы тоже любят слушать ласковые слова. Давайте сделаем мамам приятно. Представьте, что у меня в руках сердце ваших мам, давайте каждый скажет, как он ласково называет свою маму. (Учащиеся говорят и передают сердечко другому) Молодцы ребята, каждая мама почувствовала теплоту ваших слов. Работа в группах. 1.Центр изобразительного искусства. Вы - художники. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. Опишите свою картину словами. 2.Центр народной мудрости. Прием « Перепутанные логические цепочки» Составь пословицы на русском языке? Найди перевод на казахском, установи соответствие и прочитай их. Обсудите в группе и объясните смысл пословиц. *Ағайын көп, ана біреу-ақ. Многочисленна родня, а мать всегда одна. *Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. Мать думает о ребенке, ребенок об играх. *Күннің шуағы – жылы. Ананың құшағы – жылы. Солнечные лучи - теплы материнские объятия –теплы. * Өз шешең – бауырсақ, өгей шеше – сарымсақ. Родная мать словно сладкий бауырсак, мачеха – горький чеснок. *Баланың жақсыны сүйініш, жаманы – күйініш. Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу матери конец.
3. Центр развития речи. Составьте синквейн о маме. Придерживаясь правил: 1строчка. 1 слово-Мама 2строчка 2 слова- синонимы ,имена существительные о маме.(Как называем ласково маму?) 3строчка 3 слова-имена прилагательные, характеризующие маму.(Какая мама?) 4 строчка 3 слова-глагола, действия мамы.(Что делает мама?) 5 строчка Итог. Вывод. Предложение о маме. 4. Центр внимания. Расставить строки стихотворения согласно тексту. Прочитать выразительно стихотворение. 5. Центр развития КМ - Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму? Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? Выполните в виде кластера. Какая у вас мама? 
МАМА      Какими должны быть мы?     правильным послушный добрый ласковый тихий спокойный нежный понимающий заботливый - На какой вопрос отвечают эти слова? Какая это часть речи? - Как нужно относиться к маме? - О маме слагали поэты стихи, художники рисовали картины, композиторы и поэты писали песни. 6 .Центр тестирования. Разгадав, тест вы узнаете, какое слово зашифровано. 1.Родители – это… Д) сын и дочь; О) бабушка и дедушка; С) мать и отец; 2. Колыбель на казахском языке звучит , как… С) кровать; Е) бесік; Н) жастық; 3.Люди с одинаковыми именами У) тётки; М) тёзки; А) детки; 4. Не является членом семьи Ъ) мама; Ы) сын; Ь) сосед; 5. Признак хорошей семьи Я) взаимоуважение; Н) ругань; А) ссора;
Выступление.Защита групп. Оценивание. Лидеры групп оценивают работу членов своих групп. |