1. Знакомство с автором (тексты) Что вы узнали о писателе? «РОМАШКА»: (по группам) 1. Где и когда родился Е. Пермяк? 2. Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии? 3. Кто воспитывал писателя в детстве? Где учился писатель? 4.Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем? 5.Что часто описывал в своих рассказах Е. Пермяк? Какие рассказы Е. Пермяка вы знаете ? (проверка по вопросам учителя) - У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека. Добрый Умный Трудолюбивый Мудрый Фантазёр Шутливый 2. АМО «Дерево предсказаний» - О чем пойдёт речь в рассказе? (записываю на доске) - Что вы хотите узнать?  3. АМО «Рассыпанные события» - Прочитайте бегло отрывки из рассказа, подумайте, что было сначала, что потом. - Наклейте на листы. После знакомства мы увидим, кто был ближе к авторскому тексту. 4. Первичное восприятие текста. Приём «Чтение с остановками». 1 часть рассказа «Пичугин мост» - с. 46. - О чем любили разговаривать мальчики по пути в школу? Какой из перечисленных поступков был для вас «подвигом»? А вы знаете, что такое подвиг? 2часть. С. 47 - Какой дорогой они ходили в школу? - Почему эта дорога считалась опасной? - Что задумал Сема Пичугин? - Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе дальше? 3 часть. С. 47 – 48 - О ком заботился Сема Пичугин, когда рубил старую иву? Кто ему помог? - Что из этого получилось? - Как его поступок оценили взрослые? Что было дальше? 3 часть рассказа – с. 48 Ваша задача: самостоятельно прочесть третью часть, придумать вопросы и задать классу. - Какие вопросы придумали по содержанию этой части? - Почему новый мост все люди называли по-старому и не думали ему менять название? 5. Проверка восприятия. - Совпало ли ваше предположение о последовательности событий? - Поделитесь своими впечатлениями от рассказа? - Вернёмся к «Дереву ожиданий». Оправдались ли ваши предположения? (убираю, если не оправдались) 6. «Расширяем кругозор» - Когда вы слушали рассказ, были ли слова, непонятные вам? - Я нашла толкование этих слов в словаре, где ещё можно найти? (в учебнике) Ветла – дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки. За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу. Жерди – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев. Колхоз – сельскохозяйственная организация, населенный пункт Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях (на доске появляется). 6.Знаковый диктант (+, - ) Три мальчика были родными братьями. Первый мальчик мечтал о полёте на Луну. Речка называлась Быстрянка. Сёма Пичугин тоже думал о подвигах . Перильца для мостика делали вместе с ребятами. Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу. 7.Повторное чтение рассказа про себя. 8. АМО «Раскадровка». «Игра «Хорошо – плохо» - Кто главный герой произведения? - Заполняя таблицу можно воспользоваться учебником. С. – ни о чём не думал (тихий) | Трудно Дед | ?подвиг | Ребята - мечтали | _ | Мечтатели | (таблица заполняется на доске вместе с детьми) - Почему мосты менялись, а название оставалось прежним? (люди помнят хорошие дела) - Посмотрите на таблицу, попробуйте подобрать пословицы к рассказу. - О чем заставил задуматься вас рассказ? 7. Творческая работа. 1гр. : «Собери пословицы» - Выберите ту, которая раскрывает основную мысль или идею рассказа. 2гр. группа. Сделать обложку книги. - Возьмите лист бумаги и положите перед собой вертикально. - Кто написал этот интересный рассказ? Евгений Пермяк – это автор «Пичугин мост» - это название - Что мы читаем? (Рассказ, сказку, повесть, стихотворение, басню?) -Какова тема рассказа? О добром деле. - О ком рассказывается в рассказе? О мальчике. «Главная мысль». Это наши пословицы. Выберите ту, которая выражает главную мысль рассказа. « Жизнь дана на добрые дела». Евгений Пермяк Рассказ Пичугин мост Доброе дело Мальчик 3 группа: «Портрет Сёмы» (в помощь – вопросы) Каким вы увидели Сёму в начале рассказа? Почему Сёма стал строить мост? (заботливый, чуткий, думал о людях) Как проявил себя в этой работе? (трудолюбивый, старательный, настойчивый) (выберите слова, наклейте их на листы: Тихий, мечтатели, любящие поговорить, грубые, заботливый, невнимательный, чуткий, думал о людях, фантазёры, обманщики, трудолюбивый, настойчивый, хитрый, молчаливый) 4группа: «Восстановите модель рассказа» (на листе) - Защита групп. | Сема Пичугин | | Речка Быстрянка | | Мостишко | | Настоящий мосток | | Мечты о подвигах | | Большой мосток | |