ГБОУ «Малониколаевская ООШ I-III ступеней»
Открытый урок
Литературное чтение
2 класс
Тема: «О братьях наших меньших»
Тип урока: Урок обобщения знаний
и умений
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Горлова Ирина Викторовна
Тема: Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».
Педагогические цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.
Планируемые результаты
(предметные)
Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирают адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний.
Личностные результаты Эмоционально «переживают» текст
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи
рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и
средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические
– владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных
видов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания,
смысловое чтение, анализ поступков героев произведения, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи.
Ход урока
1.Организационный этап
Добрый день, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения.
- Что вы почувствовали, приветствуя друг друга с наступлением нового дня? Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки.
2. Читательская разминка
– Слышите, стрекочет сорока. (рисунок сороки) Это с ней происходят все странности. Она приготовила нам скороговорку.
(РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКОЙ)
Сорок сорок в короткий срок съели сырок
Памятка:
- прочитайте вслух, чётко произнося каждое слово;
- шёпотом;
- вполголоса;
- вслух.
- Молодцы!
3. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на урок?
Давайте назовем их: медведь-музыкант, мудрая сова, ёжик, храбрый утёнок, утка с утятами.
(На доске появляются изображения героев прочитанных произведений)
- Как вы думаете, они пришли к нам на урок, с какой целью?
- Кто сможет определить тему нашего урока?
4. Работа по теме урока
- Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших».
- Кого называют «братьями меньшими»?
- А какие писатели рассказали нам о них? (портреты писателей)
Михаил Михайлович Пришвин
Виталий Валентинович Бианки
Евгений Иванович Чарушин
Борис Степанович Житков
Николай Иванович Сладков
Валентин Дмитриевич Берестов
- Какими качествами должны обладать писатели и поэты, чтобы написать данные произведения?
1). Игра «Лукошко»
Учащимся выдаются заготовки с изображением даров леса (грибы, шишки, ягоды, цветы и т.д.), на которых дети пишут положительные качества личности. Учитель обходит всех по кругу и собирает в «лукошко» эти листочки и вывешивает их на доску (повторяющиеся черты личности откладываются).
Из полученного списка учащиеся выделяют в отдельный столбик черты толерантной личности. Затем им предлагается сравнить этот список со списком в заранее заготовленном бланке. В ходе обсуждения список корректируется.
Черты толерантной личности
1. Любознательность
2. Способность к сопереживанию
3. Расположенность к другим
4. Терпение
5. Снисходительность
6. Гуманизм
7. Умение слушать
8. Чувство юмора
9. Чуткость
10. Доверие
11. Умение владеть собой
12. Доброжелательность
13. Терпимость к различиям
- Итак, будем учиться толерантности (быть терпимым) по отношению к окружающему миру и отправляемся в путешествие по прочитанным произведениям раздела
«О братьях наших меньших»
2). Задание «Отгадай произведение».
(Ученик выходит к доске, выбирает карточку, выразительно читает отрывок из произведения, называет название произведения и автора (если ребенок затрудняется в названии автора, то нужно обратиться к учебнику и найти)).
Карточка1.
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг?
Карточка 2.
Старик подкрался из–за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела.
Карточка 3.
Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.
Карточка 4.
- Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо- тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, - говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.
Карточка 5.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец – то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.
Карточка 6.
Был у кошки сын приёмный,
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Ответы:
(1. «Сова» В. Бианки, 2. «Музыкант» В. Бианки, 3. «Храбрый утёнок» Б. Житков,
4. «Страшный рассказ» Е. Чарушин, 5. «Ребята и утята» М. Пришвин, 6. «Кошкин Щенок» В. Берестов).
Физминутка
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп, немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
3). Инсценирование сказки « Сорока и заяц»
- Сейчас я хочу, чтоб вы вспомнили сказку Николая Сладкова «Сорока и
заяц ».
- Сейчас мы с вами попробуем эту сказку инсценировать. Кто хочет быть сорокой? А зайцем?
-Давайте представим: на красивой заснеженной полянке встречаются сорока и заяц, и между ними происходит разговор.
(дети выходят, надевают маски – шапочки и инсценируют сказку)
- Молодцы! У вас замечательно получилось!
- Почему зайцу осина кажется слаще мёда?
4). Чтение диалога.
- А сейчас, в парах прочитаем диалог «Медведь и барсук».
(чтение в парах). Договоритесь с соседом, кто будет читать за барсука, а кто – за зайца.
- Готовы? (дети читают диалог по ролям)
- Ребята, какая пара прочитала лучше?
- Какой вывод можно сделать из прочитанного?
«Всему своё время».
- Поэтому Сладков озаглавил сказку пословицей «Всему своё время».
Релаксация.
(звучит шум прибоя)
Реснички опускаются,
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Наши глазки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
5). Выборочное чтение.
- Рассмотрите рисунок. Что это за рассказ? Прочитайте соответствующий отрывок к рисунку из рассказа.
( В. Бианки «Музыкант»)
6). Игры.
- А сейчас мы с вами поиграем.
1. «В каком рассказе встретились»
А) Скрипка, ручей, щепка, музыкант, медведь. («Музыкант»)
Б )Дача, мальчики, ёжик. («Страшный рассказ»)
в) Хозяин, слон, тигр. («Как слон спас хозяина от тигра»)
2. «Убери лишний персонаж»
А) Ребята, утка, кот, утята.
Б) Аришка, Федора, медвежонок, лиса.
В) Заяц, тигр, медведь, барсук.
3. К какому рассказу можно отнести данные пословицы.
А) «Пуганая ворона и куста боится»
(«Аришка – трусишка»)
Б) «У страха глаза велики»
4. Откуда этот эпизод?
«Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу»
(«Лиса – плясунья»)
- Ребята! А у вас дома наверное тоже есть животные. И вы их конечно же любите и заботитесь о них. Без животных невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают у человека улыбку.
7). Упражнение «Изобрази» Поработаем в группах, ведь вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Давайте возьмёмся за руки, образуя круг, и передадим частичку своего тепла, желание работать вместе – сотрудничать.
«Мы группа, значит, мы способны действовать!»
- Для успешной работы определите правила работы.
1. Помогать друг другу.
2. Вежливо и доброжелательно общаться.
3. Говорить тихим голосом.
3. Работать активно, серьёзно относясь к порученному
заданию.
4. Умей слушать других
(Каждая команда получает карточку с названием персонажа. С помощью жестов, мимики и пантомимики нужно изобразить этот персонаж так, чтобы участники других команд угадали..
УТЁНОК ЁЖИК СОВА КОШКА ЩЕНОК
8). Синквейн
Предлагаю вам написать синквейн на тему «Животные» - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк.
Помощь при написании синквейна
Тема 1. Животные
2. Характерные признаки предмета – какие? (2 слова)
Ласковые, пушистые, колючие, злые, маленькие, большие, зубастые,
талантливые, хитрые, добрые, заботливые.
3. Характерные действия – что делают? (3 слова)
3. Играют, летают, бегают, ползают, прыгают, пугают, кричат, поют, заботятся, добывают.
4. Что автор думает? (фраза из четырёх слов)
всех, береги, меньших, братьев.
7. Обобщение.
(разговор продолжается на фоне музыки «Маленький принц»)
В конце разговора давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
Каждый по- своему чем-то хорош:
Поганка и ёжик, лягушка и уж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота!
Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь
« Всё прекрасное на земле
от солнца, а хорошее от человека!
Природу может спасти
только наша любовь.
5. Подведение итогов урока.
- Что мы сохраним на земле, если не будем обижать животных?
- Пусть всем будет комфортно на этой большой земле.
- Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке?
- Сохранилось у вас хорошее настроение до конца урока?
На память о нашем уроке я дарю вам сердечки. На сердечках надписи:
«Самому доброму и чуткому».
«Величие души раскрывается не в великом, а в повседневном».
6. Рефлексия
- Вам понравился урок?
- Что понравилось больше всего?
- Кто хотел бы себя похвалить? За что?
- Как сработали в группе? В паре?
- За что поблагодарите товарищей?
-Что значит быть толерантным?
- Вы сегодня все работали замечательно, и достойны хороших оценок.
- Спасибо за урок!
7. Домашнее задание: нарисовать любое животное и написать к рисунку загадку об этом животном.