СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Изображение прихода весны в произведениях разных видов искусства" 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе»

Урок литературного чтения в 1 классе


САВКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7» им Л.С. Новиковой

г. Кызыла Республики Тыва


Тема. Изображение прихода весны в произведениях разных видов искусства.

Цель. Показать, как в разных видах искусства изображено приход весны; учить понимать образы, заложенные в произведениях художников, композиторов, поэтов и писателей. Совершенствовать навыки чтения и пересказа. Развивать произвольное внимание, воображение, память, связную речь, наблюдательность. Воспитывать художественный вкус, любовь к природе.

Планируемые результаты:

 Личностные: проявление познавательного интереса.

 Метапредметные:

 1)Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

2)Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

3)Регулятивные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.

Предметные: научатся анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; называть основные признаки весны, знать их последовательность.

Оборудование: аудиозапись отрывка из альбома П.И.Чайковского «Времена года» «Апрель. Подснежник», репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», выставка книг о природе, рисунки весенних цветов, программа урока, цветные карандаши, карточки со словами для словарной работы.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите в окно, какая прекрасная погода, светит солнце, поют птицы и у нас с вами поднимается настроение. Что же происходит в природе?

- Сегодня на уроке мы увидим, как показан приход весны в произведениях художников, композиторов, поэтов и писателей. А поможет нам работать на уроке - программа урока. Посмотрите, у каждого из вас на парте она есть. В этой программе записаны все виды работы. Напротив каждого этапа урока нарисовано солнышко и тучка. Вы сами оцените, понравилась вам эта работа или нет. Если вам понравился данный вид работы - закрасьте солнышко, а если не понравился - закрасьте тучку. В конце урока мы подведем итог.

3. Поэтическая минутка.

- Давайте начнем нашу работу с поэтической минутки.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- О каких признаках весны говорится в этом стихотворении? Давайте вспомним весенние месяцы.

Анаграммы. - Составьте названия месяцев из этих букв.

АРТМ ПРАЛЬЕ АМЙ

Чтение стихотворения.

Апрель. Апрель. На дворе звенит капель.

По полям бегу ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Слушание музыки.

- Ребята, сейчас мы послушаем отрывок из музыки П.И. Чайковского «Времена года». П.И.Чайковский - известный русский композитор. Он написал балет «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы, симфонии. И одним из прекрасных его произведений является цикл пьес для фортепиано «Времена года».

В этом альбоме 12 пьес по месяцам года. Сегодня мы послушаем отрывок из пьесы «Апрель», которая называется «Подснежник».

Звучит отрывок из пьесы «Апрель» П.И.Чайковского. На фоне музыки учитель читает слова.

…Отшумели февральские вьюги. Отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые весенние цветы. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется покружиться в вальсе или просто закрыть глаза и помечтать под эту прекрасную музыку.

Учитель дает установку на восприятие музыки.

-Закройте глаза и постарайтесь себе что-то представить.

-Что вы представили, слушая эту музыку?

4. Проверка домашнего задания.

-Отгадайте загадки о весенних цветах.

1. Крошечные чашечки развесил

Словно бусы он на стебельке,

И, должно быть думает о лете

Солнечной лужайке и реке. (ландыш)

2.Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом подтянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

- Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна? (подснежник)

- Дома вы читали рассказ «Подснежник». (Чтение рассказа учениками.)

5. Работа над картиной.

- Не только подснежник сообщает нам о приходе весны. Перелетные птицы приносят на своих крыльях весну. Отгадайте загадку и узнаете, какую птицу называют вестником весны.

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех… грач.

- Весенние признаки, хлопоты изображают и художники на своих картинах. Перед нами картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». С раннего детства Саврасов любил рисовать и всю жизнь рисовал пейзажи. Он часто ездил в лес, в поле и любовался красотой природы. А потом передавал эту радость в своих картинах. Более ста лет назад он написал картину «Грачи прилетели». Название этой картины, как будто, нам сообщает: «Весна пришла!» Картина рассказывает о пробуждении природы.

-Что вы видите на первом плане картины? Что делают грачи?

(Грачи заняты важным делом, суетятся, перекликаются, спешат соорудить на березах гнезда, один грач поднял веточку с земли.)

-Какие цвета присутствуют на картине?

Цвета нежные, бледно-голубые, беловато-серые, светло-коричневы, как будто размытые.

-Этим художник хотел показать постепенное пробуждение природы.

-Какие признаки весны еще просматриваются на картине?

-Когда внимательно присмотришься к этой картине, то кажется что слышится поскрипывание берез, бульканье воды, шум птиц.

-А какие еще птицы прилетают к нам весной?

(Ласточки, жаворонки, журавли, утки…)

- Как животные встречают весну?

6. Работа над новым материалом.

а) вступительная беседа.

-Сегодня мы будем читать рассказ «Зайчик снимает зимнюю шубку». Написали этот рассказ Георгий Алексеевич Скребицкий и Вера Чаплина. Георгий Алексеевич очень любил природу. Во все времена года он умел найти в природе что-то удивительно-прекрасное. Особенно он любил весну. В своих рассказах и сказках Скребицкий знакомит юного читателя с тайнами леса, с повадками животных и учит любить и понимать природу. Вера Чаплина с раннего детства любила животных.

Долгие годы она работала в зоопарке и часами наблюдала за животными, кормила их, воспитывала и приручала. В своих книгах Вера Чаплина рассказывает детям о животных зоопарка.

В рассказе «Как зайчик снимает зимнюю шубку» авторы помогают детям разгадать загадку: почему зайчик зимой белый, а летом серый?

б) Чтение учителем.

- Что интересного вы узнали из этого рассказа?

в) Словарная работа.

Начинает линять – меняет шерстку.

По частым кустам - по густым кустам.

Клочок - кусок, часть шерсти.

Притаится - спрячется.

Молодые побеги молодые веточки.

г) Чтение рассказа самостоятельно. Чтение цепочкой.

д) Пересказ текста.

-Почему зайчик меняет свою шубку? Какой зайчик?

е) Выборочное чтение.

- Что вы узнали о зайчатах? Найдите в тексте и прочитайте это.

7. Физкультминутка «Зайчики»

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдыхать, как зайки станем,

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок.

А потом бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки.

8. Повторение ранее изученного материала.

Игра «Угадай животное».

-Весна хлопотливое время года для всех животных. У животных рождаются детеныши. Сейчас вспомним, с какими животными мы познакомились на предыдущих уроках. Угадайте, о ком это говорится.

«…Запустят в муравейник лапу, слижут муравьев и.. снова запустят.» (медвежата)

«Они играют около логова-норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат -- ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.» (волчата)

«Они мышь треплют, с ящерицей играют, приучаются охотиться» (лисята)

«Шкура у него в светлых пятнышках… Рядом пройдешь и не увидишь» (олененок)

«Губы толстые, ноги длинные и тонкие, кажется, что они вот-вот переломятся» (лосенок)

9. Дополнительное задание.

Чтение отрывка из сказки Г. Скребицкого «Самый упрямый»

«Ранним апрельским утром проснулось солнышко. Да как начало землю пригревать. И снег, и лед растопило. Побежал говорливый ручеек. Вдруг на своем пути ручеек заметил норку. Холодный ручеек забрался в норку и разбудил ежа. Ежик выбрался на лесную поляну, огляделся по сторонам и говорит:

- Ничего не пойму. Вчера, когда я ложился спать, лес был совсем не такой: на земле лежали опавшие листья, трава была серой, засохшей. И небо было совсем другим, все в низких, дождливых тучах. А теперь - солнышко светит, птицы поют, трава зеленеет. Чудеса, да и только!»

-Чему удивлялся ежик? Почему все изменилось?

10. Итог урока.

- С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке? Какие признаки весны изображены на картине Саврасова? В музыке П.И.Чайковского? В рассказе Г. Скребицкого? Всегда ли это можно увидеть и услышать в природе? Как нужно себя вести, чтобы разгадать тайны природы?

Многие писатели пишут рассказы и сказки о животных. На уроках мы читали рассказы Н Сладкова, К. Ушинского, В. Тюленина, сказки Б. Заходера. Посмотрите, какая у нас выставка книг о природе. В этих книгах можно прочитать о разных тайнах природы. Я думаю, что вам интересно будет прочитать эти книги.

- А сейчас мы посмотрим, как вы оценили свою работу на уроке.

(Самооценка учеников)