Урок литературного чтения по теме «Отношение человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыша».
Класс 4 «Б»
Учитель начальных классов Кузнецова Анна Валерьевна
Цели:- продолжать знакомство с произведением «Приёмыш»;
-развивать навыки связной речи, творческие воображение, навыки осознанного и выразительного чтения;
-выявить отношение человека и птицы через текст «Приёмыш»
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животному миру.
Оборудование:
выставка книг Д.Н Мамина-Сибиряка;
презентация на тему «О жизни Д.Н Мамина-Сибиряка»
карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Выявление цели урока через название темы.
(Выявить как человек относится к природе).
Рассказ об авторе (готовит отдельный ученик, рассказ сопровождается презентацией).
Работа над эмоциональным фоном рассказа (Какие чувства и ощущения у вас возникли во время чтения и после чтения? Составление клайстера)
Работа над содержанием текста.
Вопросы:
Предлагаются слова-помощники «Я думаю…Я считаю…По-моему…).
-Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?
Карточка (Что вы узнали о жизни Тараса)
Где жил? Когда поселился? Как выглядел?
- Найдите в тексте описание лебедя, его характера(работа с таблицей).
- Как лебедь оказался у Тараса?
Зачитайте отрывок, как дружили Соболько и Приёмыш.
Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.
Почему Тарас решил приютить лебедя?
Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса (летать-то не умеет…)
Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?
А как вы бы поступили на его месте?
Физминутка.
Игра «Кубизм»
-Понимал ли лебедь Тараса? Докажите.Как относился Тарас к лебедю.
-Сравните поведение лебедя летом и осенью.
-Проанализируйте: умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса?
-Почему расстались трое друзей?
-Легко расставаться с другом? Чему учит рассказ?
Общий вопрос:
Как вы думаете, как правильно нужно было поступить Тарасу:
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?
Подрезать крылья птице и навсегда сделать её ручной?
Силой удержать в избушке до зимних холодов, затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
(Дети выбирают первую версию, так как птице нужна свобода.)
Дискуссия
Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
Приёмыш наврядли вернётся к Тарасу, так как это свободная птица, ей нужна полная свобода. Лебеди, как известно, очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни.
И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью.
Такой любви нужно учиться у лебедей нам- людям.
А нам в первую очередь -беречь природу, птиц, любить окружающую нас среду.
Итог .
Какой вывод можно сделать по уроку?
Домашнее задание.
Составить рассказ на тему «История одного лебедя».