СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по повести "Ася"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  И. С. Тургенев. Любовь длиною в жизнь.

Класс: 8

Программа: под ред. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Цель:

  1. Обучающая – углубление представления о Тургеневе-писателе;
  2. Развивающая – развитие умений и навыков анализа эпического текста;
  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых писателем.

Задачи:

  1. Углубление представления о биографии Тургенева.
  2. Ознакомление с историей создания повести «Ася»
  3. Определение формы повествования.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести "Ася"»

Тема: И. С. Тургенев. Любовь длиною в жизнь.

Класс: 8

Программа: под ред. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Цель:

  1. Обучающая – углубление представления о Тургеневе-писателе;

  2. Развивающая – развитие умений и навыков анализа эпического текста;

  3. Воспитательная – включение учащихся в ситуацию обсуждения нравственных проблем, затронутых писателем.

Задачи:

  1. Углубление представления о биографии Тургенева.

  2. Ознакомление с историей создания повести «Ася»

  3. Определение формы повествования.


Оборудование: на доске написано число, классная работа и тема урока «И. С. Тургенев. Любовь длиною в жизнь». Годы жизни писателя (1818-1883) и эпиграф. На доске портрет писателя.

Ход урока

Учебные ситуации

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь! Скажите кого нет.

Все ли готовы к уроку? У всех ли есть тетради?

Хорошо. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока: «И. С. Тургенев. Любовь длиною в жизнь».




Отвечают.

Слово учителя.


"Любовь сильнее смерти и страха смерти; только ею, только любовью держится и движется жизнь". Эти слова Ивана Сергеевича Тургенева могли бы послужить эпиграфом к его творчеству, да и к его собственной жизни.

Чувством любви - возвышенной и романтической, всеобъемлющей и вечной - пронизаны страницы его лучших произведений, одухотворены его собственные помыслы и поступки.



Углубление представления о биографии Тургенева.

Начнем наш урок с того, что вспомним некоторые факты биографии Тургенева.

Безусловно, этот автор вам уже знаком, какие произведения Тургенева вы знаете?

(«Муму», «Бежин луг»)

Послушаем сообщение о детстве Тургенева.


Спасибо. Теперь давайте запишем в тетрадь. Родился И. С. Тургенев 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.


1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева оказался роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно встречи писателя с "центральным светилом" его жизни - молодой двадцатидвухлетней певицей Полиной Виардо-Гарсиа (портрет), выступавшей осенью в Петербурге в составе Итальянской оперы. Говорили, что родом она испанка, дочь и ученица знаменитого на всю Европу тенора Гарсиа, выходца из цыганского квартала Севильи. Никто не знал, что России она будет обязана своей славой и своим успехом, что Россию она назовет "вторым отечеством", испытывая к ней "вечную признательность".

Тургенев видит Полину на сцене и не может забыть. После этого он знакомится с ее мужем Луи Виардо.

Ю. В. Лебедев пишет, что любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной и странной. Что-то от средневекового рыцарства со священным культом "прекрасной дамы" проскальзывало в ней. В глазах Тургенева певица возносилась на высокий пьедестал, была недосягаема в своей божественной красоте и могуществе; хотелось пасть ниц к её ногам, целовать край её платья, ступни ног её и следы, которые она оставляет на земле. Малейший знак внимания с её стороны доставлял ему какое-то сладостное и мучительное наслаждение.

Восторг, возбужденный певицей в слушателях, был преходящим, но "в душу Тургенева этот восторг вошел до самой сокровенной ее глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого "однолюба" и, может быть, в некоторых отношениях исказив то, чем эта жизнь могла бы быть, - писал друг Тургенева Анатолий Федорович Кони. - Несомненно, что описание Тургеневым внезапно налетевшей на некоторых из его героев любви, вырвавшей подобно буре из сердца их слабые ростки других чувств, - и те скорбные, меланхолические ноты, которые звучат в описаниях душевного состояния этих героев в "Вешних водах", "Дыме" и "Переписке", имеют автобиографический источник.

Каждое произведение Тургенева несет на себе отпечаток этой любви. Повесть «Ася» не стала исключением.







Сообщение ученика.


Пишут.

(запись на доске).









1833-1836 – учеба в Московском университете.




1838 – уезжает за границу.












1843 – знакомство с Полиной Виардо.

История создания повести «Ася»

Давайте послушаем сообщение об истории создания повести «Ася».

В начале 1857 года в письме своему другу, литературному критику, одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову И. С. Тургенев писал: «Я переживаю – или, может быть, доживаю нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый вдребезги, либо… обновлённый!» В июне писатель приезжает в Зинциг на Рейне (возле Бонна) лечиться от невралгии, совершает большую прогулку по долине реки Ары. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Тургенев так рассказывал об этом: «Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа». Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже. «Странно было мне приниматься за перо, – признавался он, – после годового бездействия – сначала трудно было, потом пошло легче». Писалась повесть «с особенным настроением, похожим на вдохновение».

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.». Тургенев с волнением ждал отзывов. Анненков дал повести самую высокую оценку, прибавив: «И не я один буду тронут и потрясён». Некрасов писал, что «Ася» – «чистое золото поэзии». О повести с восторгом высказались многие писатели. В журнале «Современник» остро ставились общественно-политические вопросы. Не случайно о характере главного героя повести «Ася», господина Н. Н., – представителя либеральной дворянской интеллигенции – и в связи с этим персонажем о роли дворянской интеллигенции в русской общественной жизни вообще развернулись жаркие споры. В них приняли участие видные критики того времени: Н. Г. Чернышевский, П. В. Анненков, Д. И. Писарев.


Сообщение ученика.






























1858 – в ж. «Современник» «Ася. Рассказ Н. Н.».


Вопрос

Итак, мы переходим к изучению повести «Ася». Но для начала давайте уточним, что же такое повесть? Объясните, как вы понимаете этот жанр? К какому роду литературы принадлежит повесть? Это эпический, драматический, лирический жанр? Какие еще эпические жанры вы знаете? Как соотносится повесть с романом и рассказом?

Новелла (рассказ) отражает одно событие из жизни героя, повесть – ряд событий, роман – целую жизнь.

Повесть – в современной русской теории литературы это средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и повестью. Повесть охватывает определенную цепь эпизодов, а роман создает всестороннюю картину жизненного уклада (С. И. Кормилов, ЛЭТП).



Отвечают 1 – 2 ученика.






Записывают.

Вопросы на восприятие

Дома вы прочитали повесть. Расскажите о своем впечатлении. Понравилось или не понравилось вам это произведение? Тяжело ли вам было читать?

Как бы вы в нескольких словах сказали, о чем эта повесть?

Это повесть о любви, любви несчастной, несостоявшейся.

Как бы вы определили причину, по которой семейное счастье Аси и Н. Н. стало не возможно?

Это нерешительность Н. Н., для Н. Н. важнее разумные поступки, а не веления сердца.


Отвечают.

Определение формы повествования

Сейчас я прошу вас открыть начало повести. Давайте попробуем определить форму повествования в этом произведении Тургенева.

Но прежде давайте подумаем, от какого лица может вестись повествование?

Действительно, автор может организовать свой текст по-разному. Выделяют 3 возможных типа носителя речи:

  1. авторская точка зрения на действительность, выражением которой является все произведение;

  2. повествователь – носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте; То есть повествование идет от какого лица? (от 3 л)

  3. рассказчик – носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст. От какого лица повествование ведется в этом случае? (от 1 л).

Каков же носитель речи в повести «Ася»? Докажите примерами из текста.

Действительно это рассказчик, повествование ведется от 1 лица.

Назовите известные вам произведения, где использован тот же прием?


Что привносит в художественный текст этот прием?

Введение в текст рассказчика привносит атмосферу достоверности, документальности изложения. Это рассказ из первых уст. Рассказчик вспоминает свою юность. Найдите подтверждение в тексте.

«Мне было тогда лет двадцать пять», «Итак, лет двадцать тому назад..». Сколько лет рассказчику? (около 45).

Изменилось ли отношение рассказчика к жизни? Как это отражено в тексте?

«Молодость ест пряники золотые…» Чувствуется, что он осознает – в молодости слишком легко относился к жизни.

По какой причине герой оказывается в городке З.?

Искал уединения из-за несчастной любви.

Именно в этом городе герою суждено было повстречать Асю.





Отвечают.


Записывают.








Отвечают.





Отвечают.


Отвечают.

Выводы

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с фрагментами биографии И. С. Тургенева, с историей создания повести «Ася», приступил к анализу повести, определили форму повествования.



Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим работу над «Асей», вашим заданием будет – обратить внимание на образ главной героини, сделайте закладки в тексте. Для этого посмотрите вопросы в учебнике на стр 174-175 № 6, 7, 16.



8