Урок мастер-класс на конкурс «Учитель истории» в 6 классе СОШ №14 на тему: «Киевская Русь при Ярославе Мудром».

Провел учитель истории: Гамидова С.Х
Цель урока: доказать, что при Ярославе Мудром были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.
Задачи урока:
- выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;
- раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого; раскрыть историческую сущность «Русской Правды»;
- сформировать у учащихся умения построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, историческими картами, историческими документами;
- способствовать формированию чувства уважения к личности князя Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
учащиеся узнают
- о том, почему Ярослав получил прозвище Мудрый;
- о деятельности Ярослава Мудрого по укреплению государственности на Руси;
- о законодательной сущности «Русской Правды».
Предметные УУД:
учащиеся умеют
- работать с текстом учебника;
- объяснять смысл исторических понятий;
- давать характеристику историческим личностям по плану;
- извлекать необходимую информацию из изображений;
- называть хронологические рамки изучаемого периода истории России.
Метапредметные УДД
Коммуникативные УУД:
- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные УУД:
- формирование самостоятельности в поиске и выделении необходимой информации в тексте учебника.
Познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск информации;
- делать простейший анализ, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы и применять знания в практической работе;
- давать определения понятий.
Личностные УУД:
- формирование познавательного интереса к изучению нового;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях;
- социальная адаптация.
Основные термины и понятия: междоусобица, закон, вира, удел.
Основные ресурсы: учебник Е.В.Пчелова «История России», ИКТ, картина Я.Мудрого, суд во времена русской правды
Тип урока: урок комбинированный
Форма урока: урок исследование.
I. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания
1) Работа сдокументом (слайд 2)
-Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...
- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
(«Повесть временных лет»
2) Логическая цепочка дат на доске.(слайд 3)
8628829119459801111988
3) Игра «Да-нетка» (слайд 4)
1) Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)
2) Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)
3) Постоянные набеги на Русь до 11 века совершали племена печенегов (да)
4) Бог грома и молнии у славян Перун (да)
5) Вождем племени являлся знатный дружинник (нет)
6) Часть населения древних славян была зависимой (да)
7) Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)
9) Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)
10) Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за византийского императора (нет)
4) Викторина «Кто» (слайд 5)
- Кто заключил первый письменный договор с Византией
- Кто из русских князей первым принял христианство
- Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»
- Кто на Руси ввел погосты
5) Тесты
Изучение новой темы
План:
А) Усобица сынове Владимира
Б) Ярослав Мудрый – Киевский князь
В) Начало Русского законодательства
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
У каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Но в XI веке каждый родившийся ребенок имел только имя. У взрослых людей могли появиться прозвища. У князей Древней Руси тоже были прозвища: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский. – Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый».
Сегодня вы узнаете о киевском князе Ярославе, которого народ прозвал Мудрым.
Поэтому тема нашего урока называется… Я думаю, вы и сами догадались. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Конечно, о личности Ярослава Мудрого и о его деятельности по укреплению Древнерусского государства. Запишите тему урока в тетрадь.
– За что в те времена князя назвали Мудрым?
Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдна
А) Рассказ о наследниках Владимира Святославича
– Люди, изображение которых мы видели на слайде, были братьями. Как вы думаете, почему в государстве начались усобицы и к чему это привело?
Христианство, как все новое, утверждалось на Руси тяжело. Даже среди сыновей Владимира Святославича не было строгого следования главному правилу христианской морали: «Возлюби ближнего своего как самого себя». И это привело к трагическим последствиям.
В начале XI века Древнерусское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославич умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.
Основные наследники великого князя Владимира (слайд 6)

Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновленный племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наследником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Когда умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на печенегов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди. Они окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Еще живого, истекающего кровью, князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести единокровного брата Бориса — муромского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его юные дружинники растерялись. Отправленный Святополком отряд без труда захватил корабль Глеба и расправился с князем.
В открытую борьбу со Святополком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наемные печенеги Святополка были разбиты, а сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых.

Новый великий князь Ярослав Владимирович (1019—1054) был сыном гордой полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир силой заставил стать своей женой. С детства Ярослав был хромым, но этот недостаток не помешал ему водить в бой дружины. Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и изворотливость. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.
Б) Дела Ярослава Мудрого по укреплению государства
. Государственная деятельность Ярослава Мудрого.
? Почему князя Ярослава прозвали Мудрым?
Работа с документом «Похвала Ярославу Мудрому» (из «Повести временных лет»).
Выберете из документа факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в Словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.
Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.
Ярослав был прозван Мудрым потому, что:
распространял христианство, строил церкви.
Используя знания, полученные на уроках православной культуры, скажите, почему распространение христианства является мудрым делом? (В отличие от языческой морали «Око за око, зуб за зуб», христианская мораль «Возлюби ближнего своего как самого себя» позволяет людям выжить).
Открывал школы, поощрял переводы греческих книг на славянский язык.
В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда – Владимира и Святослава:
1) Укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.
2) Расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ.
3) Последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году.
Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анастасию — за венгерского короля Андрея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.
? Мудро ли поступал Ярослав, заключая династические браки? (Да, мудро, так как укреплялось положение Руси).
Заключал династические браки
Годы правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Древнерусского государства.
? Что свидетельствует об этом? (Об этом свидетельствует укрепление внутренних порядков и международных связей
Построил новые города для укрепления границ (Юрьев, Ярославль). Слайд 7
Укрепил столицу Руси Киев.
Разгромил печенегов.1036г. слайд 8
Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами. Слайд 8
Породнился с правителями других стран. Слайд 9
Начал чеканить русские монеты из серебра. Слайд 10
Назначал киевского митрополита из русских людей. Слайд 11
8. Строительство новых церквей и монастырей. Слайд 12
9. Впервые митрополитом стал русский священник Илларион.
10. Обучение всех желающих грамоте при церквях.
11. Открытие училищ для детей бояр, священников и горожан.
12. Библиотеки.
13. Начало летописания.
создал первый русский сборник законов «Русская правда» слайд 12
В) По правде русской
К XI веку Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи.
- В 1016 году появился первый свод русских законов «Правда Ярослава».
– Можно ли первый сборник законов считать проявлением мудрости князя?
Работа со слайдом на усмотрение учителя. В XI веке Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров между людьми. Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.
В 1016 году Ярослав Мудрый установил для Новгородской земли «Правду Ярослава» (то есть записал, как надо справедливо вершить суд). Потом он дополнял этот свод новыми законами.
Давайте познакомимся с тем, какие правила поведения установил Ярослав.
? Что Ярослав предложил людям вместо мести за преступление? (Вместо мести за преступление люди получают возмещение убытков деньгами).
? Что мудрее – месть или получение возмещения убытков деньгами? (Возмещение убытков деньгами мудрее мести, поэтому издание Правды Ярослава является мудрым решением).
Показаны лист Русской правды и краткая характеристика содержания документа.
Сейчас, вы познакомитесь с некоторыми законами «Русской правды».
Работа с документом
Закон из «Русской Правды» слайд 13
Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.
Вопрос:
Убийцу казнили;
убийца скрывался за границей;
убийца платил виру.
Закон из «Русской правды»
«Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина или граждан именитых – 80 гривен; за повара, конюха, купца, за всякого свободного человека – 40 гривен».
Чья жизнь ценилась дороже: знатных людей или простых свободных людей?
Стоимость понижалась в зависимости от социального положения убитого.
Законы Ярослава определяли денежное наказание и за всякое насилие: «За удар мечом обнаженным или его рукоятью, тростью и т. д.».
Видимо, такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег. Дети Ярослава затем отменят даже законную месть родственников.
Оградив безопасность людей, Ярослав постарался узаконить и некоторые уклады гражданской жизни. Например, нашедший у кого-нибудь украденную у него вещь мог взять ее тотчас же, или, если возник спор, надлежало вести вора на свод и допытываться, каким образом попала к нему украденная вещь. В случае неразрешимости спора между истцом и ответчиком дело решалось судом из двенадцати выбранных человек.
Без Ярославовой «Правды» мы не знали бы, что древние наши предки, подобно и некоторым другим народам, использовали железо и воду для определения истинного преступника. «Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правоту свою железом».
Работа по картине слайд 14
Обвиняемый брал в голую руку раскаленное железо или вынимал рукой кольцо из кипятка, после чего судья обвязывал и запечатывал рану. Если через три дня на руке не оставалось язвы или знака ожога на коже, то невиновность была доказана.
Самые древние законы были в основном уголовные.
За свою жизнь Ярослав сделал много, что достойно войти в великие княжеские деяния, но «Русская Правда» – самое главное его творение, за которое его и назвали Мудрым.
Тридцать пять лет правил Ярослав и оставил о себе память в народе как о мудром правителе. Умер он в 1054 году.
При Ярославе русское государство стало еще более крепким и могучим. Как вы думаете, какие из законов «Русской правды» могут использоваться в современном мире, а какие – ни в коем случае?
Можно использовать в современном мире: слайд 15
1. Самые важные преступления разбирал княжеский суд.
2. Сыновья Ярослава запретили кровную месть.
3. За увечье, оскорбление, кражу преступник платил компенсацию потерпевшему.
Нельзя:
1. «Божий суд» (рассмотреть иллюстрацию на с. 83).
2. Ярослав сохранил обычай кровной мести.
3. Жизнь людей оценивается по происхождению.
Любой ответ на этот вопрос должен быть аргументирован.
Выражение решения проблемы.
– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:
За что в те времена князя назвали Мудрым?
Правление Ярослава Мудрого считается расцветом
Древнерусского государства и культуры.
Закрепление
Беседа по вопросам:
Назовите годы правления Ярослава Мудрого.
Что сделал Ярослав для укрепления Русского государства?
Что такое «Русская правда»?
Кого прежде всего защищали законы «Русской правды»?
Как вы думаете, правильно люди прозвали князя Ярослава Мудрым?
Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой. (Н.М. Карамзин)
? Согласны ли вы с данной оценкой?
? Почему?
? Свидетельствует ли это о расцвете Древнерусского государства при Ярославе Мудром?
Итоги урока
Домашнее задание.слайд 16
– Ярослав правил тридцать пять лет и оставил завещание, разделил землю между сыновьями. Смогут ли они найти общий язык и жить дружно? Об этом вы прочитаете дома в § 8. Ответы на вопросы перед §.