Урок математики 6 класс
Тема урока: Вычитание.
Цели урока:
1) провести контроль знаний, умений и навыков по темам «Сложение чисел с разными знаками», «Сложение отрицательных чисел»;
2) напомнить учащимся, в чем состоит смысл вычитания чисел;
3) ввести понятие вычитания отрицательных чисел.
Ход урока:
Организационный момент
1) подготовка к уроку, сдать домашние тетради (1 мин)
2) записать домашнее задание: п.34, № 1093 (а –ж), 1097 (а,б), 1100
Устная работа (5 – 7 мин) (фронтальная работа)
1) Расскажите правило сложения отрицательных чисел
2) Расскажите алгоритм сложения чисел с разными знаками
3) Вычисли устно: (на доску до начала урока)
-20+17
5,8+(- 4,1)
3,9 + (-1,6)
– 48 + (- 29)
-200 + 92
-100 + (-58)
Найди букву, соответствующую ответу, расположи ответы в порядке убывания и получишь слово
Коды ответов
А | -3 |
Е | -158 |
И | -108; -0,7 |
О | 3 |
Б | - 1,7 |
В | 2,3 |
Н | -77 |
К | -42 |
Т | -1 |
Ч | 1,7 |
Р | - |
Ы | 2 |
Самостоятельная работа
самостоятельная работа на планшетах (индивидуальная работа по вариантам) (5 мин)
1 вариант | | 2 вариант | | 3 вариант | |
1) -12 + (-8) | | 1) -35 + (-24) | | 1) -36 + (-54) | |
2) 37+ (-56) | | 2) 48+ (-67) | | 2) 26+ (-83) | |
3) -5,4 + (-3,5) | | 3) -17,2 + (-5,9) | | 3) -22,9 + (-5,4) | |
4) – 43 + 75 | | 4) – 69 + 84 | | 4) – 48 + 53 | |
5) 4,61 + (-2,29) | | 5) 4,75 + (-2,83) | | 5) - 4,25 + 6,44 | |
6) -1,68 + (-1,68) | | 6) -0,48 + (-0,48) | | 6) -0,37 + (-0,37) | |
7) -3,08 + 1,69 | | 7) -6,5 + 8,23 | | 7) -6,07 + 5,93 | |
8) 0,66 + (-0,81) | | 8) 0,54 + (-0,83) | | 8) - 0,28+ 0,18 | |
9) | | 9) | | 9) | |
10) | | 10) | | 10) | |
Ф.И. | | Ф.И. | | Ф.И. | |
Изучение нового материала (7 – 10 минут)
1. работа с моделью термометра: назовите числа противоположные данной температуре
2. напомнить как называются компоненты при сложении и при вычитании (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность)
3. рассмотреть примеры
А
1) 13 – 7 =
2) 22 – 5 =
3) 100 -25 =
Б
1) 13 + ( - 7) =
2) 22 + ( -15) =
3) 100 + (-25) =
Чем они отличаются? (А - на вычитание чисел, Б на сложение чисел)
Какое число вычитают в столбике А, чему равно второе слагаемое в столбике Б?
Что вы можете сказать о числах 7 и -7?
4. сделаем вывод: вычитание чисел можно заменить сложением с числом противоположным вычитаемому, буквенная запись (учащиеся в тетрадь):
- это же словами
5. открываем стр.195 п.34 читаем правило, выделенное жирным шрифтом
6. любое выражение можно представить в виде суммы: -8 + 6 -3 = -8 + 6 + (-3)
7. Примеры:
1) 26 – 39 = 26 + (-39) = -13
2) 45 – (-23) = 45+23 = 68
3) -14 – 17 = -14 + 17 = 3
8. если уменьшаемое больше вычитаемого, то разность положительное число; если уменьшаемое меньше вычитаемого, то разность отрицательное число; если уменьшаемое и вычитаемое равны, то разность равна нулю.
Закрепление: (12 -15 минут)
№ 1077 (а, б, в) – один человек у доски, остальные в тетрадях
а) -28 – (-32) = -28 +32
б) -46-30 = -46 + (-30)
в) х – 80 = х + (-80)
№ 1075 (а, в, г, д, ж, и, к, л,) – с комментированием с места
а) 10 – (-3) = 10 +3=13
в) -21- (-19) = -21+19 =-2
г) -9 – (-9) = 9+9 =18
к) -7,62 – (-7,62) = 0
д) -1,4 – 1,4 = -1,4 + (-1,4) =- 2,8
ж) 2,5 – 8,5 = 2,5 + (-8,5) = -6
и) 0 – 64,8 = 0 + (-64,8) = -64,8
л) -0,21- 0 = - 0,21
№ 1080(а) – доска
(62-28)-40 = (62+ (-28)) + (-40) = -6
Итог урока. (2 мин) (на доску до начала урока)
тест с сигнальными картами:
1. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить:
а) модуль вычитаемого
б) противоположное вычитаемому число
в) вычитаемое
2. разность двух чисел отрицательна, если:
а) уменьшаемое равно вычитаемому
б) уменьшаемое больше вычитаемого
в) уменьшаемое меньше вычитаемого
3. 25 – 32 =
а) 57
б) – 57
в) -8
г) 8
4. 48 – (-15) =
а) 33
б) -33
в) 63
г) -63
Литература:
3