Конспект урока математики, 2Г класс
Учитель Соснина М.В.
Тема: Счет с помощью дополнительных мерок
Цель: научить использовать новый способ измерения и построения величин при помощи набора мерок и системы мерок.
Задачи:
рассмотреть новый способ измерения и построения величин, требующий использования системы дополнительных мерок;
развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки, в том числе умения самостоятельно оценивать результат.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Проверка Д/З, актуализация ранее полученных знаний.
Целеполагание, мотивирование на получений новых знаний:
- Сегодня на уроке мы попадём в сказочный город. Я расскажу вам одну историю:
"В одной сказке жили гномы-портные. Они очень любили шить. И вот один раз гномы всем жителям сказочного города сшили кафтаны в подарок. Они захотели украсить их красивыми пуговицами и петлями. Все петли должны быть одинаковой длины. Вот такой -
(демонстрируется образец петли - кусок шнура или бумаги длиной 5 см.)
Но вот беда, у гномов закончилась тесьма для петель. Тогда они попросили фею дать им еще тесьмы. Она дала, но это был большой моток»
Сейчас вам нужно помочь гномам-портным отмерить от данного клубка такую длину, чтобы ее хватило на петли для одного платья.
На доске имеется отрезок А (длина 95 см). Это как раз та длина, которая нужна. Как нам отмерить ее от клубка? Учтите, что прикладывать тесьму к доске нельзя. Как нам поступить?
Задача 1
Дети: Надо измерить отрезок на доске меркой-петлей, а потом на тесьме отложить столько же мерок, сколько получится.
Цель урока: (формулируют дети) найти новый способ измерения и построения величин с использованием дополнительных мерок
Усвоение новых знаний.
Учитель: Измеряем с одним условием - оказывается, что эти гномы умеют считать только до пяти. Как же они будут действовать в такой ситуации?
Дети: Они досчитают до пяти, а потом начнут сначала: 1,2,3,4,5,;1,2,3,4,5,: и т.д.
К доске выходят два ученика. Один прикладывает мерку, другой считает.
Учитель: Теперь надо отмерить кусок тесьмы. Что надо передать тем, кто будет отмеривать?
Дети: Мерку и число.
Учитель: Какое же из полученных чисел надо передавать?
Дети: Все четыре: 5, 5, 5, 4.
Учитель: Что мы делаем, когда повторяем мерку Е одинаковое количество раз?
Дети: У нас получается новая мерка, допустим К, только увеличенная.
Учитель: Тогда, как вы думаете, сколькими мерками мы пользовались, когда измеряли величину А?
Дети: Двумя разными мерками К и Е.
Учитель: Таим образом, можно сказать, что мы величину А измерили по частям?
У: Покажите это в схеме.
Дети:
Учитель: А можно ли это записать в таблицу?
Дети: Да, можно.
Учитель: Что же мы передадим отмеривателям?
Дети: Мерку Е и таблицу.
Учитель: Смогут ли они отмерить нужную длину?
Дети: Нет, нужна еще мерка К.
Учитель: А ведь у нас ее нет.
Дети: Ее можно сделать из мерки Е.
Учитель: А как?
Дети: Повторить мерку Е пять раз.
Учитель: Так вот, ребята, эта новая мерка К называется дополнительная, потому что она получена из мерки Е. А мерка Е называется основной. А раз эти мерки взаимосвязаны между собой, то и обозначать мы их будем одной буквой Е. Только для различения еще отмечать цифрой - Е1, Е2. Давайте, поправим таблицу с учетом того, что я сказала.
Учитель: Что-то еще в таблице надо указать?
Дети: То, что мерка Е2 состоит из 5 мерок Е1.
После этого отмериватели получают клубок, мерку и таблицу и отмеривают нужную длину. Затем выполняется проверка. Шнур прикладывают к доске. Отрезок и тесьма равны.
Закрепление новых знаний (первичное).
Учитель: Но к петлям нужны еще и пуговицы. Требуется отсчитать необходимое количество пуговиц равное количеству петель.(19 штук)
На доске изображено в беспорядке 19 точек. Пересчитайте точки и сделайте таблицу, по которой можно было бы отсчитать нужное количество пуговиц из тех, что имеются у меня на столе. (На столе у учителя лежит избыточное количество пуговиц). Но помните, что считать можно только до 5.
Дети группируют точки по 5.
Учитель: То, что получилось, запишите в таблицу.
Дети: таблица получилась такая же, как и раньше.
Учитель: А теперь отсчитайте нужное количество пуговиц.
Учебник: стр.33 №113, 114.
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели?
С чем было сложно разобраться?
Как получить дополнительную мерку?
Что показывают цифры в таблице?
Домашнее задание: стр.55 №187, 189