Урок математики по развитию функциональной грамотности «Решение практических задач»
Класс | 3класс А МБОУ «СОШ № 18 п. Теплоозёрск» |
Предмет | Математика с элементами финансовой, читательской грамотности. |
Тема урока | Решение практических задач |
Цель урока | Формирование математической ,финансовой, читательской грамотности посредством решения учебно-практических задач. |
Задачи урока | 1. Создать условия для формирования у учащихся : - умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, - умения работать впарах, - умения формулировать собственную точку зрения и излагать её в устной форме. 2. Развивать активность и самостоятельностьучащихся путём вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность. |
Планируемые результаты | Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе. Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание; Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение. Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности. | |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений. |
Форма ( вид) урока | Метапредметный урок математики + финансовая грамотность |
Образовательные технологии | Технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые. |
Перечень методик | Работа в парах, работа с понятиями, проблемно-диалогический метод, метод мини-исследования, словесно-иллюстративный метод, рефлексия. |
Оборудование | Карточки для индивидуальной и парной работы, рабочий лист для индивидуальной работы. |
1. Мотивация.( 1 слайд)
«Вы - талантливые дети!
Когданибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
-Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан-Жака Руссо. Удачи!
-В добрый путь за новыми знаниями!
-Присаживайтесь на свои места.
- У каждого из вас на партах лежат рабочие листы.
- Подпишите их.
- В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании каждого задания вы должны оценить свою работу:
«+» - если справился с задачей без затруднений
«+-» - если справился с задачей, но были ошибки (1-2)
«-» - если не справился с задачей.
- Также в течении урока вам нужно оценивать одноклассников. В конце урока подведём итог.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте математические понятия. Найдите лишнее понятие.
Условие, искомое, данные, вопрос, решение ( слайд 2)
-Дополните ряд слов недостающим понятием (ответ). Замените все понятия одним словом
(задача)
- Сформулируйте тему нашего урока. РЕШЕНИЕ (практических) ЗАДАЧ.( на доске)
-Как вы понимаете термин «практические» задачи?
-Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
1). Знать: и применять нужное действие в задачах.
2). Уметь: решать задачи разных видов, моделировать задачу, применять полученные знания в
жизни при решении задач.( на доске)
-Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения«жизненных задач». Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любойжизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
3. Актуализация опорных знаний.
1)Задача на внимание.
- На одной тарелке 6 груш, а на другой в 6 раз больше. Сколько яблок на другой
тарелке? (нисколько, т. к. на тарелке лежали груши)
ВЫВОД: важно быть внимательными при решении задач.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Задания на вычисления.
- Дайте характеристику числу 24, дате сегодняшнего дня.
(двузначное, четное, некруглое, разрядный состав - 2дес, 4ед.)
- Дополните до следующего десятка. (6)
- Произведение каких чисел дает 24? (6 и 4, 8 и 3)
- Из цифр 4, 2, 6 составьте и запишите наибольшее трехзначное число и наименьшее числа. (624,
246).
- Найдем сумму и разность этих чисел. (870, 378)
Проверяем
- У кого были ошибки?
- Почему были ошибки? (Много переходов из разных разрядов, занимали единицы другого разряда)
Проверка. Оцените свою работу в рабочем листе
ВЫВОД: важно правильно вычислять, решая задачи.!!!!
4. Блицопрос по решению простых задач. (записать только математические знаки- действия
1 . Увеличь 3 в 9 раз. *
2. Уменьши 42 в 7 раз. :
5. Во сколько раз 8 меньше, чем 24? :
6. На сколько 32 больше, чем 4? -
7. От пристани отплыли 4 лодки. В каждой лодке было по 3 человека. Сколько человек отплыло
на этих лодках *
8. Мише 4 года, а сестра старше его в 2 раза. Сколько лет сестре? *
9. В коробке 5 красных карандашей, а синих карандашей на 3 больше, чем красных. Сколько в
коробке синих карандашей? +
10 . В вагоне 9 купе, по 4 места в каждом. Сколько всего мест в вагоне? *
11. Мама испекла 18 блинчиков с мясом, а с творогом в 2 раза меньше. Сколько блинчиков с
творогом испекла мама? :
12. На полке 32 пластинки с песнями, а со сказками на 8 меньше. Сколько пластинок со сказками
на полке? -
13Цена тетради 20 руб. Сколько стоят 8 таких тетрадей? *
Проверка
Оцените свою работу в рабочем листе
ВЫВОД: важно правильно выбрать действие для решения задачи.
5. Подготовка к решению задач. Алгоритм решения задачи
Вспомним алгоритм решения задач
-анализ содержания задачи;
-поиск информации и понимание прочитанного;
-составление плана ее решения;
-поиск пути решения задачи;
-осуществление плана решения задачи. ( 3 слайд)
6. Применение знаний, умений и навыков по теме. Решение задач
Задача № 1 ( 1 ученик решает у доски, остальные самостоятельно)
Проверяем. Оцениваем в рабочем листе.. Не забудьте оценить работающего у доски
-Не возникло ли у вас никаких вопросов? Зачем мы решали эту задачу?
Для приготовления обеда маме понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в
2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограммов лука потратила мама?
Задача № 2
.Ящик с виноградом и три одинаковых ящика с яблоками весят 45 кг. Сколько весит один
ящик с яблоками, если ящик с виноградом весит 15 кг.
( обучающихся решают задачи на месте. Кто первым решит работает экспертом –проверяет
задачи у других. После решения задач заполняют листы самооценки.) Не забывайте оценивать
ребят, работающих зкспертами
Где мы можем применить эти знания?
Оцените свою работу в рабочем листе
7. Применение знаний, умений и навыков по теме. Решение задач
Задача № 1 ( 1 ученик решает у доски, остальные самостоятельно)
Проверяем. Оцениваем в рабочем листе.. Не забудьте оценить работающего у доски
-Не возникло ли у вас никаких вопросов? Зачем мы решали эту задачу?
Для приготовления обеда маме понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в
2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограммов лука потратила мама?
Задача № 2
.Ящик с виноградом и три одинаковых ящика с яблоками весят 45 кг. Сколько весит один
ящик с яблоками, если ящик с виноградом весит 15 кг.
( обучающихся решают задачи на месте. Кто первым решит работает экспертом –проверяет
задачи у других. После решения задач заполняют листы самооценки.) Не забывайте оценивать
ребят, работающих зкспертами
Где мы можем применить эти знания?
- Оцените свою работу в рабочем листе
8. ФИЗМИНУТКА
Сколько раз ногою топнем? (12:4) 3
Сколько раз в ладоши хлопнем? (36:9) 4
Сколько будем приседать? (15:5) 3
Сколько руки поднимать? (12:2) 6
Сколько раз подпрыгнем мы? (40:8) 5
Лучше всех мы, посмотри!
9. Самостоятельная работа с задачей . (Работа в парах)
-Прочитайте задачу. Определит, с какими величинами будете работать? (Задача на стоимость).
Мама отправляет Мишу с сестрой в магазин за продуктами. Дает 400 рублей. Мама просит
купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
-Какой возникает вопрос? ( Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
-Составляем план действий по данной проблеме.
-Ваши действия? Предложения детей.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
Выполните данную работу в парах.
Работа по таблице
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Работа по таблице
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
№ | Продукты | «Пенсионер» |
1 | Батон | 30 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 |
3 | Молоко (1 пакет) | 95 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 75 |
5 | Чай (1 пачка) | 46 |
6 | Сосиски ( 1 упаковка) | 210 |
7 | Сахар (1 пакет) | 72 |
8 | Кефир (1 пакет) | 45 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 430 рублей. Денег не хватит.
-Вывод: денег не хватит. Как можно выйти из ситуации? (отказаться от чего- либо).
10. Творческое применение и добывание знаний. (Мини- проект)
Работа в группах . Каждая группа представляет свою работу
Решение задачи для 1 группы.
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим. Пирожное в
магазине «Пенсионер» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук
потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей
домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Решите задачу самостоятельно. Представление работ. Оцените себя. Справились с задачей? Были
трудности?
1. 500:10=50(р.) – стоит 1 домашнее пирожное.
2. 80-50= 30(р.) – дешевле 1 домашнее пирожное.
Ответ: выгоднее испечь пирожные дома.
Решение задачи для 2 группы.
Для приготовления витаминного напитка из ягод и фруктов нужны фрукты.Узнай стоимость каждого фрукта по картинке.
- Проверка.
Решение задачи для 3 группы.
Настя пришла в столовую пообедать, у неё с собой 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Свекольник | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 55 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рубл |
-Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя.
-В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда.
- Проверка. Оценивание.
11. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.
Критерии оценивания задач
1.Выполнить задание в рабочем листе. Задачи по выбору. 1 любая задача на 3, 2 задачи на 4, 3
задачи на 5
12. Итог урока. Рефлексия.
Просмотрите «Рабочий лист». Подсчитайте количество правильно выполненных заданий.
Оцените себя.
-Критерии самооценки:
Ошибок нет – оценка «5».
Допущены 1-2 ошибки, исправления – оценка «4».
Допущены 3-4 ошибки – оценка «3».
Опрос учащихся.
13 Какую цель ставили на урок?
- Справились мы с решением «жизненных задач»?
- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Какой вывод сделаем?
Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни.
14. Продолжите ту фразу, которой вы бы хотели закончить наш урок.( слайд 4)
Было интересно…………..
Было трудно……………
Могу похвалить себя за то, что…………
Могу похвалить одноклассников за то, что…….
Мне показалось важным……
Учитель оценивает учеников.
Я оцениваю свою работу на уроке на …отлично, потому что вы были сегодня активными,
работоспособными
Учитель оценивает учеников.
№ | Продукты | «Пенсионер» |
1 | Батон | 30 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 |
3 | Молоко (1 пакет) | 95 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 75 |
5 | Чай (1 пачка) | 46 |
6 | Сосиски ( 1 упаковка) | 210 |
7 | Сахар (1 пакет) | 72 |
8 8 | Кефир (1 пакет) | 45 |
Настя пришла в столовую пообедать, у неё с собой 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Свекольник | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 55 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рубл |
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим. Пирожное в
магазине «Пенсионер» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук
потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей
домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?