Тема: «Отличное число»
Цель урока:
Формировать умение выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5.
Пропедевтика переместительного свойства сложения.
Пропедевтика вычитания чисел,основанного на знании состава чисел.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формировать мотивацию к учебной деятельности, нравственно-этическую направленность на ЗОЖ.
Регулятивные: учить работать по алгоритму, учить самооценке и самоконтролю, организации рабочего места.
Коммуникативные: обучать умению слушать, развивать монологическую и диалоговую речь, учить постановке вопросов.
Познавательные: учить состав числа 5, продолжить формирование соотносить количество предметов с числами, учить ориентироваться в строках и столбцах таблицы, умению определять тему урока, ставить УЗ, умение работать с информацией.
Этапы урока:
1.Орг.мом.
На нашем уроке мы вспомним состав чисел до 4-ёх и постараемся запомнить состав следующего числа,помогая героям из мультфильмов. Вы готовы помочь сказочным героям? ( Да).
2Актуализация знаний
задания на логическое мышление и повторение состава чисел до 4-ёх ( слайды №2-4).
3.Определение новой темы.
1) Демонстрация запоминающих образов ,связанных с числом 5.
Вопросы к рисункам:
-Что общего у всех рисунков на картинке? (У звезды- 5 концов,у руки -5 пальцев, у фигуры-5 углов, «5»-лучшая отметка в нашей школе).
-Кто догадался,состав какого числа мы сегодня изучаем? Где оно находится в числовом ряду?
4.Усвоение новых знаний.
1)Составление и запись равенств на состав числа 5 на основе деления целого рисунка на две части по определённым признакам и соотношения его с нужной схемой. (Работа по учебнику:с.78 №2 и в рабочей тетради:с.46 №2 ).
-Рассмотрите рисунок слева .Сколько всего чашек?
-По какому признаку его соединили с верхним схематическим рисунком? (1 большая чашка и 4 маленьких-по размеру).
-запишем в рабочей тетради сумму,которую можно составить,опираясь на верхнюю схему 5=1+4
2) Пропедевтика переместительного свойства сложения:
-Какие из написанных сумм состоят из одинаковых слагаемых? Соедините равенства с этими суммами дугой в пары. Какие равенства вы соединили ? (5-это 1и4 или 4и1 и т.д.).
-Как вы думаете,всегда ли слагаемые можно менять местами и значение суммы не изменится? (Ответы учащихся). Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.
3) Запоминание состава числа 5 с опорой на демонстрационную карту-состав числа 5.( Смотрим-запоминаем,закрываем глаза-повторяем).
5. Физминутка «Грибы».
6. Закрепление.
а)Работа по составу числа 5 ( слайд № 8)-Помогите Мышонку догнать Зайчика.
б)Самостоятельная работа по составу чисел в пределах 5-ти ( в рабочей тетради с.46 № 4).
7) Вариативная часть урока.
а) Индивидуальная дифференцированная работа на карточках ( суммы схематических квадратов с точками из нескольких слагаемых) с последующей самопроверкой (см. слайды № 9-10 ).
б)Работа по конструированию новой геометрической фигуры.
-Какая фигура у меня в руке? (Прямоугольник).
-Сколько у прямоугольника сторон? углов? вершин?( по 4).
-Я отрежу уголок у прямоугольника. Какая фигура получилась? ( Пятиугольник).
-Сколько у него сторон,углов,вершин? Покажите их на нашей фигуре.
-Как нужно отрезать угол у прямоугольника,чтобы вышел треугольник? (Выслушать разные варианты ответов. Верный ответ подтвердить,попросив разрезать ножницами прямоугольник того ученика, кто предложит разрезать по отрезку,соединяющему противоположные вершины,подарив ему эти треугольники в качестве поощрения).
7. Итог урока. Рефлексия.
-Состав какого числа мы сегодня изучили? ( Мы изучили состав числа 5. )
-Какие суммы мы можем составить,опираясь на знание состава числа 5?( С опорой на демонстрационную карту состава числа 5).( Сумма 4-ёх и 1-го равна 5-ти и т.п.).
Попробуйте составить разности,зная состав числа 5. ( 5-это 4 и 1,поэтому
5-4=1 и 5-1=4)