Урок математики. 3 класс
Тема: Виды треугольников (по сторонам).
Тип урока: Урок сообщения нового знания.
Цель: Учить различать треугольники по видам; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся научатся распознавать треугольники по сторонам: строить треугольники заданных видов; решать задачи с применением новых знаний, усложнять задачи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
ЛичностныеУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы обучения:
Наглядный метод
Частично – поисковый
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Французский писатель АНАТОЛЬ ФРАНС: "УЧИТЬСЯ НАДО ТОЛЬКО ВЕСЕЛО. ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ С АППЕТИТОМ." Это выражение образное, что оно обозначает? Что надо получать знания с ………….(с желанием) Я хочу, чтобы желание получать новые знания у вас было всегда, в том числе и на сегодняшнем уроке.
2.Актуализация знаний.
а. Устный счет. Несколько учеников работают по карточкам, остальные по слайду.
-Не называем действия, только результат.
290+10= 300 240 + 700= 940
860+40 = 900 50+450=500
920 – 600 = 320 720 -120= 600
560+70 = 630 310 - 200 = 110
96 : 2 + 3 = 51 24 · 3 + 2= 74
762 – 60 = 702 36 : 2 +12=30
б. Геометрический диктант
- Это линия ограничена только с одной стороны. В другую сторону ее можно продлить до бесконечности. Луч.
- Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
Точка.
- Линия, ограниченная точками с двух сторон. Отрезок.
- У этой фигуры все стороны равны. Квадрат.
- Что это за линия: вправо и влево - бесконечность. Прямая.
- У этой фигуры стороны равны попарно. Прямоугольник.
- Эта фигура имеет три стороны и три угла. Треугольник.
Проверка по слайду. В лист самооценки ставим + все правильно, + - 1-3 ошибки,
- больше трех ошибок.
3.Определение темы и задач урока
- Последняя фигура в геом.диктанте – треугольник. Какая фигура называется треугольником? Это свойство. Внимание на слайд.
Посмотрите на слайд и предположите, какое может быть задание? (распределить треугольники по группам)
- Давайте попытаемся это сделать.
- Как видите, вариантов получилось несколько. Можем ли мы утверждать, что выполнили все правильно? Нет, мы не знаем признаков деления на группы. Мы не знаем какие виды треугольников бывают.
- Давайте попробуем определить тему урока. Виды треугольников
- Какие задачи перед собой поставим. (Узнать какие есть виды треугольников, уметь их различать, решать задачи, используя эти знания.)
4. Исследовательская работа.
- Ребята, сейчас вы поработаете в парах и попытаетесь разобраться, на какие виды делятся треугольники. Работаете четко по инструкции, которая вам дана.
- Итак, что вы делали? Сообщите результаты своих исследований. Если все выводы вы сделали правильно, кроме названий видов треугольников, то ставим в лист самооценки +, если есть 1 ошибка полуплюс, если больше - .
- Давайте проверим ваши предположения. (Учебник с 73, + схема-таблица) Прочитайте теорет.часть, добавьте, что не было сказано.
Итак, подытожим: виды треугольников по сторонам
-Когда все стороны равны -… (равносторонние)
-Когда ж все разные даны -... (разносторонние)
-И если, наконец равны две стороны -…( равнобедренные).
- Что же нужно сделать, чтобы определить вид треугольника?
5. Закрепление. Уч. с.73.
а. Выполните индивидуально задание 1. Распределите данные треугольники на три группы. Запишите в тетради по образцу.
Разносторонние треугольники: 1,4.
Равнобедренные треугольники: 3,5.
Равносторонний треугольник: 2,6.
(Проверка на слайде) Отметка в листе самооценки. (нет ошибок +, 1-2 полуплюс, 3 и больше -)
ФИЗМИНУТКА.
б.Решение геометрической задачи (ЗАДАНИЕ 2)
Рассмотрите рисунки.
Подумайте, из какого куска проволоки сделали каждый треугольник .
Можно рассуждать так.
Первый кусок проволоки разделен на три равные части, поэтому из него можно сделать равносторонний треугольник. На рисунке он изображен третьим.
Второй кусок проволоки разделен на три разные части, поэтому из него можно сделать разносторонний треугольник. На рисунке он изображен первым.
Третий кусок проволоки разделен на три части, где две части имеют одинаковую длину, значит, из него можно сделать равнобедренный треугольник. На рисунке он изображен вторым.
Какие еще вопросы можно задать к этой задаче? (Найти Р. Формулу записать на доске. Найти в тетради самостоятельно.) .
Проверка на слайде. В лист самооценки нет ошибок +, 1 ошибка полуплюс, 2 ошибки –
- У всех ли одинаковые способы решения?
в.Построение различных видов треугольников на парте из палочек(равносторонний, равнобедренный, разносторонний) Р-та в паре: даны 14 палочек.
- Ск.палочек вам понадобилось для треугольника каждого вида?
Треугольник - "жесткая" фигура. Если заданы размеры сторон, то форму треугольника изменить нельзя. Это св-во придает треугольнику прочность. Как вы думаете где в жизни используется это свойство треугольника? В строительстве мостов и конструкций.
В лист самооценки построили три треугольника +, только 2 полуплюс, 1 -
6. Сам.дифференцированная работа
- Сегодня на уроке мы познакомились с различными видами треугольников.
Перед вами карточки. Там задания двух видов. Вы выбираете ту задачу, которая вам под силу и решаете.
1. Одна сторона треугольника равна 15 см, вторая - 18 см, а третья – 9 см. Найдите Р треугольника и определите его вид. (15 +18 +9 = 42 см )
2. Периметр равностороннего треугольника равен 48 см. Чему равна длина каждой его стороны?
48 : 3 = 16 см
7. Итог урока. Рефлексия.
- Приведите примеры сторон треугольника, предложите одноклассникам определить их вид.
- Все ли задачи, поставленные на урок, реализовали?
Поднимите руки те, кому все на уроке было понятно…..
Те, кому нужно еще в дом.задании почитать теорет.часть ………
Те, кто ничего не понял…..
Кому из одноклассников вы хотели бы сказать "спасибо " и за что.
В листе самооценки посчитайте, пожалуйста, количество плюсов и полуплюсов и выведите свою оценку за урок: 5 плюсов - 5, 3,5- 4,5 – 4, 3 – 3.ниже ……
- Кто может прокомментировать свою оценку
8. Домашнее задание.
С.73 N1,3.
Творч.задание: сделать из проволоки или пластилина треугольники разных видов.