Разработка урока математики в 5 классе
по теме «Углы и многоугольники»
учитель математики ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Машкина Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Базовый учебник: Е.А. Бунимович «Математика. Арифметика. Геометрия». 5 класс. Глава 5.
Класс: 5 Б. Всего 5 обучающихся. Все дети с ОВЗ, имеющие заключения ПМПК (с задержкой психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата), все – дети с инвалидностью, один обучающийся имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Класс обучается по адаптированной образовательной программе для детей, имеющих ЗПР.
Цели урока:
образовательные:
- обобщение и систематизация понятий «углы», «многоугольники», их видов и свойств;
- формирование представлений о выпуклых и невыпуклых многоугольниках;
- проверка степени усвоения учебного материала;
- систематизация знания обучающихся путем практической деятельности;
- формирование междисциплинарной основы изучения нового материала, интеграция математических знаний со знаниями об окружающем мире;
развивающие:
- развитие логического мышления, воображения, творческой активности учащихся, словесно-образного мышления;
- закрепление навыков работы с текстом;
- развитие коммуникативных навыков, формирование умений четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения;
воспитательные:
- продолжить формирование умения работать в группе, взаимодействовать с одноклассниками;
- развитие интереса к учебному предмету.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;
- ответственное отношение к учению на основе мотивации к учению и познанию.
Предметные УУД
- знать понятия угла и многоугольника, классификацию углов;
- строить, измерять и вычислять углы.
Метапредметные УУД
познавательные
- анализировать и обобщать;
- классифицировать;
- устанавливать аналогии (создавать модели объектов).
регулятивные
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- контролировать действия и его результат с заданным эталоном;
- развивать саморегуляцию;
-оценивать степень и способы достижения цели.
коммуникативные
- различать в речи другого мнения доказательства, факты;
- корректировать своё мнение;
- организовывать работу в паре;
- выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Формы работы обучающихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, тетрадь-тренажер, раздаточный материал (модели треугольников, многоугольников, «заготовки» к справочнику), ресурсы информационно-библиотечного центра (справочники по математики).
Сценарный план урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный этап. Мотивирование учебной деятельности. (2-3 мин) | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. У.: У нас сегодня необычный урок. Мы находимся не в привычном кабинете, а в информационно-библиотечном центре. Вы часто бываете в школьной библиотеке? В каких еще библиотеках вы бывали? Много ли там книг? Каких они жанров? Книги бывают художественные и научные. Справочники – вид научных книг, который можно использовать не для досуга, а для обучения. В них можно найти любые необходимые правила, формулы, теоремы, примеры решенных задач и т.п. Сегодня на уроке вы сами попробуете сделать справочник. | Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2 | Актуализация знаний. (Устная фронтальная работа, постанов-ка проб-лемной задачи – 10 мин) | На доске изображены углы и многоугольники. Вопросы к учащимся: - Назвать виды изображенных углов (острый, тупой, развернутый, прямой), многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник). - Назовите элементы этих фигур (для углов – вершина и стороны, для многоугольников – стороны и углы). Посмотрите на эти многоугольники. Назовите их (шестиугольник и двенадцатиугольник). Почему вы их именно так назвали? (по количеству углов и сторон) Давайте попробуем их назвать по-другому, по другому признаку. Предположите, как мы можем их назвать (ответы обучающихся). Возникла проблема, как проклассифицировать эти многоугольники по другому признаку. Для ее решения обратимся к учебнику. | Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы. |
3 | Решение проблемной задачи. (5 мин) | Работа по учебнику. (с. 89 «Выпуклые многоугольники») У.: Посмотрите на эти четырехугольники. Между ними есть существенное различие. Один четырехугольник является выпуклым, а другой нет. Если провести прямую, на которой лежит какая-нибудь из сторон выпуклого многоугольника, то весь многоугольник лежит по одну сторону от этой прямой. И это выполняется для каждой из его сторон. А невыпуклый многоугольник таким свойством не обладает. Вы видите, что существует такая прямая, на которой лежит сторона многоугольника и которая разбивает его на части, расположенные по разные от этой прямой стороны. Отсюда вывод: существуют еще виды многоугольников – выпуклые и невыпуклые. | Работают по учебнику, отвечают на вопросы, делают вывод. |
4 | Физминутка. (2-3 мин) | Организует работу с помощью электронного приложения, обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся. | Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
5 | Практическая работа. (15 мин) | Работа в группах по созданию справочника. У.: Давайте посмотрим на книги, стоящие на полках нашего информационно-библиотечного центра, и обратим внимание на вот эти книги. Они называются «Справочники по математики». Эти книги содержат основной материал школьного курса математики: понятия, аксиомы, теоремы, свойства и т.д. Данные пособия являются незаменимыми помощниками при изучении, закреплении и повторения тем. Давайте полистаем и посмотрим эти книги. А теперь давайте попробуем сделать собственные справочники по теме «Углы и многоугольники». Учитель раздает учащимися шаблон справочника (Приложение 1) и вырезанные из картона различные углы и многоугольники. Детям предлагается их проклассифицировать по общим признакам. На заготовленные листы для справочника учащиеся выбирают и приклеивают различные углы, треугольники, многоугольники, классифицируют их. Выступает в роли помощника для обучающихся. | Обучающиеся наклеивают заготовки углов и много-угольников на шаблон справочника, классифицируют их и записывают название рядом. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин) | Учитель проверяет полученные справочники и оценивание по результату (изготовленному справочнику, устным фронтальным ответам). Обобщает работу на уроке. Предлагает обучающимся оценить свою деятельность по успешности. У.: Я предлагаю вам подняться по лестнице успеха. Выберите цвет человечка, соответствующего вашей деятельности на уроке. Задает домашнее задание | Обучающиеся демонстрируют полученные справочники и оценивают свою учебную деятельность, слушают учителя и высказывают своё мнение, записывают домашнее задание |
Список использованной литературы
1. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2017
2. Гусев В.А. Математика: учеб.-справ. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2010 (Справочник школьника).
3. Справочник школьника. История мировой культуры / Сост. Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: ТКО «АСТ», 1996