Учитель Моисеева Г.В.
Урок математики в 8 классе по теме:
“Умножение смешанного числа на целое число”.
Цель: знакомство учащихся с правилом умножения смешанного числа на целое число в ходе решения примеров и задач;
Задачи: 1) совершенствовать навыки планирования и навыки работы по составленному плану;
2) развивать навыки устного счёта;
3) развивать мышление.
Оборудование:
Магнитофон.
Плакат “Арифметический ковер”.
Плакат
;
.
Краткая запись задачи с использованием предметных картинок.
Памятка “Умножение смешанного числа на целое число”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашней работы.
На дом было задано решение примеров № 311(2) на умножение обыкновенной дроби на целое число и задача № 310(3) из учебника [7].
Задача № 310(3)
Масса батона составляет
кг. Какова масса 10 таких батонов, 20 таких батонов, 50 таких батонов?
Учитель:
- Находили ли вы в домашней работе произведение чисел
и 10? Где?
Далее учитель обращается к конкретным ученикам:
- Расскажи условие задачи.
- Сформулируй первый вопрос.
- Почему выполняем умножение?
- Повтори правило умножения обыкновенной дроби на целое число.
- Сколько вопросов содержит задача? Из скольких предложений состоит ответ?
III. Устный счет.
1. Составить задачу по краткой записи и решить ее.
(Используются предметные картинки на магнитной доске)

В процессе решения задачи повторяется правило умножения обыкновенной дроби на целое число. Хорошо подготовленные ученики выполняют умножение чисел 3:4 и 4 в уме. Слабо успевающего ученика можно попросить записать решение на доске.
2. Вниманию учащихся предлагается плакат “Арифметический ковер”

Числа и фигуры на нем раскрашиваются в различные цвета.
Учитель: Ребята, внимательно послушайте стихотворение и
подумайте, какое задание нужно выполнить?
Звучит магнитофонная запись:
Из-за моря, из-за гор
Привезли царю ковер.
Никогда ковра такого
Он не видел до сих пор.
Царь ковер к стене прибил
И царицу пригласил:
“Каждой дроби здесь по паре”, -
Царь царице заявил.
Верно это или нет?
Не спеши давать ответ!
Учитель: Какое же задание нужно выполнить?
(При выполнении этого задания необходимо повторить два преобразования дробей: замена смешанного числа неправильной дробью и замена неправильной дроби смешанным числом. При необходимости следует обратиться к памятке “Обыкновенные дроби”, к ее первой странице “Преобразование дробей”.)
IV. Работа над темой урока.
1. Объяснение учителя
- Сейчас решим следующую задачу (Предлагает плакат)
На 1 платье -
м
На 3 платья - ?
- Составьте условие задачи по плакату.
- Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Почему?
- Записывать вопрос мы не будем, запишем только действие:
х 3 = ?
- Мы еще не умеем умножать смешанное число на целое число.
Кто предложит, как нам поступить?
Дополнительный вопрос: Мы умеем умножать дробь на целое число. Какое преобразование необходимо сделать со смешанным числом
? Обратиться к плакату:
;

(Подчеркиваем, что числа
и
равны, но имеют разную запись.)
- А умножать дробь на целое число мы умеем. Еще раз повторим правило умножения обыкновенной дроби на целое число (проговариваем правило).
- Выполняем действие:

(Учитель записывает решение примера на доске при комментировании учащихся с места).
- Значит, на 3 платья пойдет
метра ткани.
- Ребята, таким образом, мы умножили смешанное число на целое число. Составим теперь план решения.
- Скажите , какое преобразование мы выполнили, прежде чем выполнить умножение?
Ученик: Смешанное число заменили неправильной дробью.
Учитель прикрепляет на магнитную доску плакат с первым пунктом плана и опорным сигналом:
1. Смешанное число заменить неправильной дробью.
- По какому правилу умножаем обыкновенную дробь на целое число?
Ученик формулирует правило полностью.
Учитель прикрепляет на доску плакат со вторым пунктом плана:
2. Числитель дроби умножить на целое число, а знаменатель оставить тот же.
- Какое преобразование делаем с неправильной дробью?
Ученик: Неправильную дробь мы заменяем смешанным числом.
Учитель прикрепляет на доску плакат с третьим пунктом плана:
3. Неправильную дробь заменить смешанным числом.
- Прочитаем теперь план полностью
Один или два ученика читают составленный план:
1. Смешанное число заменить неправильной дробью.
2. Числитель дроби умножить на целое число, знаменатель оставить тот же.
3. Неправильную дробь заменить смешанным числом (числитель делим на знаменатель).
2. Закрепление материала
- Переходим к решению примеров.
а) Решить пример 
Этот пример решается на доске. Условие записывается под диктовку учителя. Ученик проговаривает ход решения, пользуясь планом.
б) Решить примеры № 316(1) на умножение из [7].
Эти примеры последователь решаются на доске и в тетрадях. Ученик у доски комментирует ход решения, учащиеся с мест помогают ему.
в) Самостоятельная работа.
Учащиеся, разделенные на группы, в зависимости от степени подготовленности , выполняют задания.
I группа:

II группа:

III группа: 
Проверка правильности вычислений выполняется самими учащимися по готовым решениям, записанным учителем заранее на обратной стороне доски.
г) Учитель раздает памятки с алгоритмом каждому ученику. Ученики читают алгоритм по памяткам.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
а) Переписать алгоритм в Памятку “Обыкновенные дроби” на четвертую страницу;
б) Решить примеры № 316(2) на умножение из учебника [7] на с. 108 .
Примечание. На уроке не решалась текстовая задача, так как нашей целью было знакомство с новым правилом и выработка навыков выполнения действий по алгоритмическому предписанию. Решение задачи отвлекло бы учащихся от этой цели.