Урок математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2 класс (1–4)
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы и методы обучения:
Частично-поисковый метод;
индивидуальная,
фронтальная,
работа в парах, в группах.
Цели:
1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием.
2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
5. Развивать навыки счета, математическую смекалку.
6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
7. Развивать интерес к предмету, математическую речь.
8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: девиз урока, опорные слова: слагаемое, сумма, проверка, карта этапов урока, девиз урока ( на ватмане), карточки обратной связи, карточки с разноуровневыми заданиями (примеры и задачи), флажки.
Основные виды учебной деятельности: Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения вычислений.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Знание, что действие сложение можно проверить вычитанием. Умение каллиграфически правильно записывать числа; решать прямые и обратные задачи.
Универсальные учебные действия: Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; оценивать правильность предъявленных вычислений; планировать ход решения задачи.
Метапредметные:
познавательные: способны понимать учебную задачу; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи;
регулятивные: оценивают свои достижения на уроке;
коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Ход урока
Организационный момент: Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку.
Дорогие ребята, начинаем урок математики. Пусть этот урок принесёт нам радость и хорошее настроение. Вы готовы к уроку?
-Для успешной работы на нужно хорошее настроение!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Сегодня мы отправляемся в путешествие.
Предлагаю сегодняшний урок математики провести под девизом “В математику тропинки одолеем без запинки”. (записан на доске)
А поможет нам в этом Карта путешествия ( карта на доске).
Сначала мы проведём устный счет на горе Секретов, затем попробуем ответить на вопрос “Как выполнить проверку сложения”, попав на гору Объяснений и Рассуждений. Отдохнем и снова в путь – потренируем мозги решением задач на горе Задач, потом мы преодолеем гору Счёта. А в конце нашего путешествия мы спустимся в Долину подведения итогов, задумаемся, подведем итог сделанному.
II. Устный счет: Развитие навыков устного счета
– Начнем урок с устного счета.
На доске зашифровано слово. Расшифруйте его.
Для этого вставьте буквы в соответствии с ответами в таблице.
– Один ученик пусть выходит к доске вставлять буквы в таблицу ответов. Остальные дети считают, показывают ответ на карточках обратной связи.
Ч | А | Д | У |
8 + 8 | 5 + 9 | 9 + 2 | 7 + 6 |
– Какое слово получилось? (Удача). Что значит удача?
- Я желаю вам удачи на уроке!
Задание из учебника (записано на доске).
Предлагает устно выполнить задание, вспомнить, как следует рассуждать, чтобы заполнить таблицу (дети показывают ответы на карточках).
Слагаемое | 7 | 9 | 12 | 30 | | |
Слагаемое | 8 | | 16 | | 20 | 60 |
Сумма | | 17 | | 38 | 28 | 64 |
Вы разгадали секрет первой горы. Прикрепляю флажок.
III. Постановка темы урока.
– Что общего в примерах из первого задания? (Это примеры на сложение)
– Произведем сложение следующих чисел с помощью квадратиков.
Один ученик пойдет работать к доске, на наборном полотне.
Остальные дети будут работать в парах на своих местах.
– Возьми и поставь на наборное полотно 5 желтых квадратиков. Придвинь к ним 6 розовых.
Сколько всего квадратиков? (11)
– Как узнали? 5 + 6 = 11 (Запись на доске).
Как называется в этом числовом выражении число 5? (cлагаемое), число 6? (cлагаемое), число 11? (cумма).
– Отодвинь в сторону 6 розовых квадратиков. Сколько квадратиков осталось? (5)
– Как узнали? 11 – 6 = 5 (Запись на доске).
Сравните этот пример с первым. Как получили 5, первое слагаемое? (Из суммы вычли второе слагаемое).
– Придвинь 6 розовых квадратов к желтым.
Сколько будет, если теперь из общего примера на сложение мы отодвинем 5 желтых квадратов? (Останется 6 розовых ).
– Как узнали? 11 – 5 = 6 (Запись на доске).
– Как получили 6, второе слагаемое? (Из суммы вычли первое слагаемое)
– Как вы считаете, для чего мы работали с квадратами? (Чтобы повторить компоненты сложения).
– Назовите их еще раз.
Дети называют, а учитель вывешивает на доске опорные слова:
Слагаемое + Слагаемое = Сумма
– К какому математическому выводу вы пришли, действуя с квадратами? (Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое).
Учитель вывешивает на доске опорные слова:
Сумма – Слагаемое = Слагаемое
– Откройте учебник на с.84 и прочитайте правило, к которому вы пришли.
Итак, сегодня на уроке ваша главная цель – научиться делать проверку в примерах на сложение.
– Посмотрите на доску. В каком месте мне прикрепить слово Проверка? (Между 1-м и 2-м шагом).
К какому выводу вы пришли в результате работы? Как выполнить проверку действия сложения?
IV. Первичное закрепление нового материала.
– Применим новое правило о проверке сложения при выполнении задания № 1 на с.84. (Устно с проговариванием правила)
Дополнительно в тетрадях и 2 человека у доски: 32 + 7; 84 + 10 ( в парах объясняют друг другу).
-Кто хорошо понял, как выполнять проверку сложения, поднимите руку.
-У кого есть сомнения, поднимите руку.
-Чему учились на горе Объяснений и Рассуждений?
– Я вижу, что на этой горе нам тоже задерживаться больше не стоит. Прикрепляю флажок.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙДЫ, МУЗЫКА)
V. Работа над пройденным материалом. Применение нового знания.
-Мы подошли к горе задач.
Прочитайте текст задачи на слайде и запишите решение.
1. Решите задачу. (читают текст задачи на слайде).
В одной книге 20страниц, в другой книге 12страниц. Сколько страниц в двух книгах? Составьте и решите две обратные задачи.
20+12=32
32-20=12
32-12=20
Посмотрите внимательно на эту тройку примеров, что заметили?
- Проговорите еще раз это правило.
- Где применяется это правило?
2.Решите ещё одну задачу. СЛАЙД.(дети читают со слайда).
Как-то раз в лесу густом
Еж построил себе дом
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей,
2зайчонка, 2 лисенка,
3 веселых медвежонка,
Сколько гостей позвал к себе ёж? Как узнали?
(один ученик записывает на доске)
2+2+3=7
Сколько слагаемых в записи?
Как вы думаете, подойдет изученный нами прием проверки сложения вычитанием для случая из нескольких слагаемых? Посоветуйтесь в парах. Запишите пример. Проверка у доски с проговариванием.
7-2-2=3 или 7-2-3=2
Какой вывод можно сделать?
Успешно справились и на этой горе Задач. Прикрепляю флажок.
- Ребята, нам осталось покорить еще одну гору - гору Счета. (раздаю карточки с разноуровневыми заданиями).
Выберите задание, которое вам по силам и выполните его.
1уровень
Реши примеры и выполни проверку:
54 + 4=... | 36 + 4=... | 62 + 5=... | 71 + 4=... |
58-...=... | 40-...=... | 67-...=... | 75-...=... |
58-…=…. | 40-…=… | 67-..=… | 75-…=… |
2уровень
Реши примеры и выполни проверку:
54 + 4 =.. | 36 + 4 =... | 62 + 5 =... | 71 + 4 =... |
…-…=.. | …-…=… | …-…=… | …-…=… |
…-…=… | …-…=… | ..-…=… | …-..=… |
3уровень
Реши примеры и выполни проверку:
54 + 4= 36 + 4= 62 + 5= 71 + 4=
Теперь проверим результат (взаимопроверка) СЛАЙД
- Около каждого примера, который решён правильно поставьте знак «+». Оцените работу. Передайте листочки на первые парты.
54 + 4 = 58 | 36 + 4 = 40 | 62 + 5 = 67 | 71 + 4 = 75 |
58 – 4 = 54 | 40 – 4 = 36 | 67 – 5 = 62 | 75 – 4 = 71 |
58 – 54 = 4 | 40 – 36 = 4 | 67 – 62 = 5 | 75 – 71 = 4 |
- Какое правило использовали при решении примеров?
- И эту вершину покорили. Прикрепляю флажок.
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну Математики, удивительно-интересную, с большим количеством тайн и загадок, лабиринтов и труднопроходимых чащоб. И я хочу сказать, что со всеми заданиями сегодняшнего урока мы с вами успешно справились.
Рефлексия:
– На уроке вы работали дружно, организованно. Подведем итог.
Какую главную цель мы ставили в начале урока? ( узнать правило проверки сложения). Достигли цели? Какое правило узнали и запомнили?
Проговорим правило хором его еще раз.
Следовали ли девизу урока?
Какое настроение вызвал у вас урок?
Молодцы! Хорошо поработали! Всем спасибо.
Урок окончен.