Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Организация учебного процесса - Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе? Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения. Что мы для этого должны сделать? | Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек. Приложение 1
Выяснить, что нам известно | личностные (самоопределение) готовность и способность к саморазвитию |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Организация учебного процесса на этапе 2 -В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?
-Вспомним план по которой идет изучение любой темы. (карточки с этапами плана вывешиваются на доску)
- Что из перечисленного мы уже изучили?
- К какому шагу приступим на этом уроке?
-С какого действия начнем? Сформулируйте тему урока?
-На что похожи десятичные дроби?
-Повторим алгоритм десятичной записи.
-А еще чем похожи натуральные числа и десятичные дроби?
- Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы изучить новый способ действий.
Задание «Светофор» записано на доске. Приложение 3
Табличку с алгоритмом прикрепить к доске. Приложение 4 Для сложения натуральных многозначных чисел вывесить табличку с алгоритмом «сложение в столбик». Приложение 5
- Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы? а) 7,08 + 3,25 и 7 + 3 б) 4,12 +5,27 и 4 + 5 
- Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью.
- Так каким образом можно сложить десятичные дроби?
Итак, что мы повторили?
-А как вы думаете каков будет наш следующий шаг? - То есть пробное действие.
-Всегда ли пробное действие получается сразу? -но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз (вывесить на доску) Не ошибается тот, кто ничего не делает!
Индивидуальное задание: 1,27 + 8,2674 - На выполнение дается 15 сек. - Время вышло. У кого нет ответа? - как выполняли задание?
- Почему не получилось?
Если кто-то выполнил, рассказывает свой способ действия. Возможно и сложение столбиком. -Какая же сложилась ситуация | Десятичные дроби 1.Определение 2.Свойства 3.Сравнение 4.Арифметические действия -Определение, свойства, сравнение десятичных дробей. -Будем изучать арифметические действия с дробями.
- Со сложения. -Сложение десятичных дробей. (тема записывается в тетрадях и на доске) -На натуральные числа (Один ученик собирает «мозаику» из частей алгоритма десятичной записи) Приложение 2 -Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами. -Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей. (ученики с помощью сигнальных карточек выполняют задание «Светофор») - Устно проговаривают алгоритмы сложения натуральных и чисел и смешанных чисел.
- а) Нет, т.к. целые части совпадают, а дробные – нет б) Да в этих суммах слагаемые одинаковые, но различаются записью. 4,12 +5,27 = 4 +5 = 9 = 9,39 -Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами. Выполнить действия по известным алгоритмам
Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел
- Попробуем выполнить сложение десятичных дробей.
-Нет.
Учащиеся поднимают руки. -Переходили к смешанным числам. - Не хватило времени, алгоритм очень громоздкий.
Ответы учеников: кто-то не успел, выполнили, но разные ответы. Нового алгоритма нет на доске и т.д. | регулятивные (саморегуляция); познавательные: общеучебные (построение речевого высказывания, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, логические (анализ, сравнение, сопоставление, обобщение). коммуникативные (постановка вопросов, умение слушать, делать запрос на разрешение собственного затруднения) |
Этап выявления места и причины затруднения Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Организация учебного процесса - Итак, какое задание надо выполнить?
- Вам это удалось? -В чем причина затруднения?
- Сформулируйте цель урока
- Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? Цель и задача вывешивается на доску. Цель: Научиться быстро складывать десятичные дроби Задача: Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей | -Сложить десятичные дроби. -Нет. -Нет учебного алгоритма сложения десятичных дробей. - Научиться быстро складывать десятичные дроби. - Вывести алгоритм сложения десятичных дробей.
| познавательные (установление причинно-следственных связей); |
Этап построения проекта выхода из затруднения Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Организация учебного процесса - Итак, в начале урока мы выяснили связь между десятичными дробями с натуральными и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что можно попробовать?
- Но не забудьте, что десятичные дроби – это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа. - Каким будет ваш план действий? | Обратиться к натуральным числам. Попробовать складывать в столбик.
Будем использовать сложение «в столбик», с учетом алгоритма сложения смешанных чисел | личностные (смыслообразование посредством выделения личного смысла для каждого); регулятивные (планирование, прогнозирование в совместной деятельности). |
Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Организация учебного процесса
После того как проанализировали результаты работ учащихся, неверные решения убрать с доски, оставить только правильные На доске: 1,2700 + 8,2674 9,5374
- Почему у вас в этой записи запятая записана по запятой?
Если в конце числа 1,27 нули не приписаны, задать вопрос: с чем сложить цифры 7 и 4 в числе 8,2674?
- Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей
-Какую задачу мы поставили перед собой?
-Вам это удалось? -Запишите в тетрадь, получившийся пример
- Как вы думаете, поможет ли данный алгоритм для достижения цели данного урока? | Работа в парах (можно на доске, карточках, чтобы потом вывесить на доску, проанализировать работу учащихся) -Связь со смешанными числами Целая часть складывается с целой, а дробная – с дробной. Добавим нули, чтобы уравнять число разрядов в обоих числах, т.к. приписывание нулей в дробной части не меняет десятичную дробь. Работа фронтально. Алгоритм вывесить на доску. Приложение 6 -Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей. -Да. Записывают в тетрадь пример. -Да. В паре проговаривают созданный алгоритм. | познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач), логические (анализ объектов, подведение под понятие, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование) коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли). |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Организация учебного процесса - Выполните действия: а)4,3 + 9,4; б) 29,54 + 1,47; в) 253,007+4,35 | У доски по очереди, с проговариванием вслух | регулятивные (самоконтроль, саморегуляция); познавательные общеучебные(логические); |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Организация учебного процесса Самостоятельная работа «Вертушка» Приложение7 | Каждый учащийся должен прорешать все варианты заданий | личностные (смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (самоконтроль, коррекция, саморегуляция);
|
Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Организация учебного процесса - Какое действие неразрывно связано с сложением? -Как выдумаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания? - Что нужно изменить, чтобы получить алгоритм вычитания? -Проверьте правильность своего предположения Вычислите: 9,5374 – 1,27 -Сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей Приложение 8 |
- Вычитание
-Нет -Слово сложить заменить вычесть
Вычисляют пример | познавательные; коммуникативные |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Организация учебного процесса - Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли ее достичь? -Выполнили ли основную задачу урока? -Какой еще алгоритм удалось получить? -Что более всего понравилось на уроке? - Оцените свою работу с помощью карточки самооценки Приложение 9 - Оцените свое настроение на уроке. Оценки за урок: «5», если все плюсы или один плюс-минус «4»- нет минусов, плюс-минус встречается более одного раза. | Отвечают фронтально на вопросы учителя | личностные; регулятивные (самооценка, осознание качества и уровня усвоения); общеучебные (рефлексия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные. |