СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Умножение чисел. Группировка множителей." 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«урок математики по теме "Умножение чисел. Группировка множителей." 4 класс»

МБОУ СОШ №32 г.Шахты

Учитель начальных классов Бороденко С.И.

УМК «Школа 2100», 4 класс.

Учебник: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких

«Моя математика. 4 класс. 2 часть».

Урок 1 (из 72) по разделу «Умножение и деление чисел».

Тема: Умножение чисел. Группировка множителей.

Основная предметная цель: обобщить известные детям алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число.

Основные общеучебные цели:

  • Учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы.

  • Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию

  • Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

  • Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.

  • Создавать условия для познавательной активности обучающихся.


Тип урока: урок обобщения знания.

Технология деятельностного метода.


Метод: проблемно – диалогический.

Оборудование: учебник «Моя математика», 4 класс, 2 часть; ИКТ.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Как важно уметь без ошибок считать

И правильно всё решать.

Потому что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Так всё устроено в мире

На великой чисел силе.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Проверка правильного положения тела и тетради при письме.

II. Актуализация и обобщение существующих у детей знаний.

-Чтобы лучше считать, нам необходимо вспомнить свойства умножения. Посмотрите на экран и выполните задания.

Задание 1.

Цель работы: вспомнить переместительное и сочетательное свойства умножение, вспомнить правило группировки множителей.

Фронтальная работа. Слайд.

Сравните выражения (,

(2 • 4) • (2 • 5) _____ (3 • 2) • (5 • 4) изменился порядок множителей, произведение НЕ изменилось

(2 • 4) • (2 • 5) _____ (3 • 5) • (4 • 2) изменился порядок множителей, произведение НЕ изменилось

(2 • 4) • (2 • 5) _____ 3 • (2 • 4) • 5 изменился порядок действий, произведение НЕ изменилось

?! Зависит ли произведение от порядка множителей или порядка действий?

Задание 2. Фронтальная работа. Слайд

98 • d _____ d • 98 (переместительное св-во сложения)

(98 • 100) • c _____ (98 • c) • 100 (сочетательное св-во сложения)

?! Зависит ли произведение от порядка множителей или порядка действий? Сделайте вывод. Слайд

Вывод : Произведение НЕ зависит от порядка множителей или порядка действий.

Множители можно переставлять и группировать любым удобным способом.

III. Определение темы и целей урока.

-Назовите тему урока

Слайд. Тема: Умножение чисел. Группировка множителей.

Откройте учебники на стр.28.

-Какие числа будем учиться умножать? (многозначные числа, оканчивающиеся нулями, т.е. круглые числа).

Цель: Учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей.

Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.

Слайд

У людей говорят:

«Не шути с огнём!»

А у нас говорят:

«Не шути с нулём!»

У нуля про запас

Сотни каверз и проказ,

Нужен глаз за ним

Да глаз!

IV.Подведение к окончательной формулировке общего алгоритма приема устного умножения круглых многозначных чисел.

Задание 3. ( в тетрадь) Слайд

Цель работы: вспомнить прием устного умножения многозначных чисел на однозначное и перенести его на большие числа.

300 • 2 120 • 3 3 000 • 2 180 000 • 4

2 • 400 3 • 150 2 • 4 000 5 •200 000

Смогли ли вы выполнить задание полностью? Появилась ли проблема при вычислении? Как вы рассуждали?(Взаимопроверка в парах, проверка по слайду, самооценка на полях. 8 -6 - 4) Сколько нулей в последнем примере? (6)

Задание 4. Цель работы: вспомнить правило группировки множителей. Фронтальная работа. Слайд

- Вспомним правило группировки множителей.

Назовите пропущенные числа.

5 000 • 3 = 5т. • 3 = ___т. = ___ед.

2 • 1 800 = 2 • 18с. = ____с. = ____ед.

5 000 • 3 = ( 5 • 1 000) • 3 = 5 • 3 • 1 000 = ____

2 • 1 800 = 2 • (18 • 100) = ____

Расскажите, как вы нашли значения выражений.

Вернитесь к заданию 3 и объясните, как выполнить умножение круглых многозначных чисел. (если возникла необходимость)

V. Постановка и поиск решения проблемы.

Задание 5. Цель работы: сформулировать прием устного умножения многозначных чисел на однозначное число «своими словами». Слайд

Вычислите.

300 • 30 300 • 400 12 • 50 15 • 40 25 • 12 45 • 18

Смогли ли выполнить задание полностью? Какие примеры вызвали затруднение? Проблема! Может быть кто-то догадался, что может нам помочь при умножении некруглых чисел?

Задание 6. (Подведение к окончательной формулировке общего алгоритма приема устного умножения круглых многозначных чисел). Фронтальная работа. Слайд

Прочитайте и объясните записи.

40 • 20 = (4 • 10) • (2 • 10) = (4 • 2) • (10 • 10) = 8 • 100 = 800

400 • 200 = (4 • 2) • (100 • 100) = 80 000

Вывод: Чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях.

15 • 18 = (5 • 3) • (6 • 3) = (5 • 6) • (3 • 3) = 30 • 9 = 270

Или 15 • 18 = 15 • (2 • 9) = (15 • 2) • 9 = 30 • 9 = 270

А если множители некруглые, то мы можем представить их в виде произведения удобных множителей, сгруппировать и вычислить удобным способом, т.е. чтобы круглые числа появились в процессе вычисления.

Вернитесь к заданию 5 и объясните, как выполнить умножение. На доске.

25 • 12 = (5 • 5) • (4 • 3) = (5 • 4) • (5 • 3) = 20 • 15 = 300 или

25 • 12 = 25 • (4 • 3) = (25 • 4) • 3 = 100 • 3 = 300

45 • 18 = 45 • ( 2 • 9) = (45 • 2) • 9 = 90 • 9 = 810

VI. Оценивание основных результатов работы. Цель работы: проговорить. Слайд

- Чему учились на уроке? (Учились умножению круглых многозначных чисел)

- Где эти знания могут нам пригодиться? (При решении разных задач и заданий.)


VII. Физминутка. (муз. пауза 128) Слайд

Физ. минутка для глаз.


VIII. Закрепление. Применяем новые знания.

Прочитайте задание №7 с. 29.

- Это задача? Нет, дано только условие и выражения. Как записать условие, чтобы оно помогало выполнить задание?


Задание 7 (а)


v

t

s

60 м\мин

20 мин


50 м\мин

30 мин



60 • 20

50 • 30

60 • 20 + 50 • 30

50 • 30 - 60 • 20

60 • 20 = 1200 (м) –путь за 20 минут.

50 • 30 = 1500 (м) – путь за 30 минут.

60 • 20 + 50 • 30 = 2700 (м) – весь путь.

50 • 30 - 60 • 20 = 300 (м) – больше прошел пешеход за 30 минут.

б)

Производительность

Время работы

Работа

Мастер 18 дет.\ч

15 ч


Ученик 16 дет.\ч

12ч




18 • 15

16 • 12

18 • 15 +16 • 12

18 • 15 - 16 • 12


18 • 15 = (2 • 9) • (5 • 3) = (2• 5 ) •( 9 • 3 ) = 270

16 • 12 = 16 • (2 • 6) = (16 • 2) • 6 = 32 • 6 = 192

18 • 15 = 270 (д.) –работа мастера.

16 • 12 = 192 (д.) – работа ученика.

18 • 15 + 16 • 12 =462 (д.) – вся работа.

18 • 15 - 16 • 12 =78 (д.) - разница, больше сделал мастер.

I X. Итог урока. Рефлексия. (карточки – красный, желтый, зеленый)

  • Чему учились на уроке?

  • Что удалось?

  • Над чем еще следует поработать?

X. Домашнее задание:

С. 29 № 7 (в) или № 9,

а) устно, б)письменно

Спасибо за урок!













5