Урок математики «Понятия о долях и дробях»
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Тема: Понятие о долях и дробях.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
Ввести понятие дроби и её составных частей. Научить читать дроби и записывать доли с помощью дробей.
Развивающие:
Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и д.р.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Воспитательные:
Воспитывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, товарищеские отношения.
Оборудование: доска, экран, проектор, учебник, ножницы, модели бумажные (круг, квадрат, прямоугольник, таблица) .
I Организационный момент
Уч: Прозвенел опять звонок, начинается урок! Навстречу к знаниям поспеши и настроенье покажи!
Дети поднимают смайлики с соответствующим настроением
II Актуализация опорных знаний
Уч: Ребята , вы фрукты любите!
Слайд1: Мандарин

Уч: А можем ли мы разделить мандарин между друзьями так, чтобы никто не обиделся?
Слайд 2

Дети:…на дольки
Уч: А почему части мандарина называются долями
Дети: ….равные части целого называются долями (проходили в нач.школе)
Уч: Итак мы вспомнили, что равные части целого называются долями.
III Постановка проблемы
Уч: Можете написать количество кругов в тетрадь?
(показывает ученикам 2 круга, затем 3 круга)
Дети: да
Уч: показывает
круга,
круга
Как записать величину, состоящую из одной или нескольких долей?
IV Открытие нового знания
Уч: Ответить на этот вопрос на поможет таблица , которая лежит у вас на парте.
сколько долей закрасили | | | | | |
На сколько долей разделили | | | | | |
-по рисунку 114 учебника на стр.123

-Работаем в парах, и пара, которая первой справится с заданием, заполнит таблицу на экране (маркером)
Слайд3:
сколько долей закрасили | 1 | 4 | 3 | 5 | 3 |
На сколько долей разделили | 4 | 9 | 4 | 8 | 6 |
Уч: таблица дает возможность составить математическую модель записи нескольких долей целой величины - эта запись называется дробью
и тема нашего урока «Доли и обыкновенные дроби»
Слайд4:
«Доли и обыкновенные дроби» |
Уч: Величину, состоящую из одной или нескольких долей обычно указывают в виде дроби.
Дробь состоит из горизонтальной черты, под чертой записывается число равных долей, на которые делилось (дробилось) целое, - знаменатель дроби, а над чертой, сколько таких долей взято, - числитель дроби.
-Выпишите из таблицы все дроби, которые у вас получились (в парах), кто первый справится, запишет их на доске.
Дети:
Уч: Прочитайте правило чтения дробей на странице на странице 122 учебника, а затем в парах прочитайте друг другу дроби записанные у вас в тетради.
-Кто прочитает дроби записанные на доске?
-Продолжаем работать в парах. «Практическая работа»
Результаты работы занести в таблицу
Задание1 2. 3 4. | Задание2 2. 3 4. | Задание3 2. 3 4. |
У вас на столах лежат геометрические фигуры – круг, квадрат и прямоугольник и задании на карточке
Задание1: 1.Разделите круг на две равные доли 2. Запишите с помощью дроби одну такую долю 3.Укажите числитель, и знаменатель этой дроби 4.Как называется одна такая доля (записать два названия)? Задание2: 1.Разделите квадрат на 4 равные доли 2. Запишите с помощью дроби одну такую долю 3.Укажите числитель, и знаменатель этой дроби 4.Как называется одна такая доля (записать два названия)? Задание3: 1.Разделите прямоугольник на 3 равные доли 2. Запишите с помощью дроби одну такую долю 3.Укажите числитель, и знаменатель этой дроби 4.Как называется одна такая доля (записать два названия)? |
Уч: Проверим работу
Слайд5:
Задание1: 2. 3.1-числитель, 2- знаменатель 4. одна вторая или половина | Задание2: 2. 3.1-числитель, 4- знаменатель 4. одна четвертая или четверть | Задание3: 2. 3.1-числитель, 3- знаменатель 4. одна третья или треть |
Уч: Оцените работу товарища. Подпишите таблички и сдайте их.
Уч: А сейчас физкультминутка
Зарядка для глаз
(Звучит музыка) Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Пoтянулись! Улыбнулись!
V Первичное закрепление (работа по учебнику)
№369 (Решаем у доски)

Назовите отрезки на рисунке 112, которые равны:
1)половине отрезка АВ 2)трети отрезка АВ | 3)четверти отрезка АВ ;)шестой части отрезка АВ |
№370(решают в тетрадях, учитель смотрит)
Изобразите отрезок МN =6см.
1)Изобразите в тетради отрезок, равный:
а) половине отрезка МN б) трети отрезка МN | в) четверти отрезка МN г) шестой части отрезка МN |
2)Сравните полученные части отрезка
Проверка: Кто выполнит первый, записывает ответ на доске
№372 (решаем у доски)
Высота сфинкса равна пятидесятой части километра. Найдите высоту сфинкса.
VI Самостоятельная работа (по учебнику) №376 по вариантам
I вариант 1 столбик, II вариант 2 столбик
№376 Запишите дробь:
а) одна десятая; б) три восьмых; в) девять двенадцатых; г) шесть шестых; | д) одиннадцать двадцать пятых; е) двадцать три сотых; ж) семнадцать одиннадцатых; з) две тысячных. |
Уч: Обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа
-правильные ответы на слайде
Слайд 6
I вариант а)  б)  в) ; г) ; | II вариант д) ; е) ; ж) ; з) . |
Уч: Встретили ли вы в самостоятельной работе дроби. запись которых у вас вызвала некоторые колебания
Дети:…(если ответят)
;
.
Уч: да ребята, эти дроби немного отличаются о тех, которые мы сегодня записывали, и мы обязательно поговорим о них на следующим уроке.
VII Итог урока
Уч: И в заключении нашего урока мы поиграем в игру шутку «Данетка», ели вы согласны со мной то отвечаете «Да», не согласны «Нет»
Петя съел
шоколадки;
часть девочки пошла в кино
Урок длится
часа.
коровы гуляет на лугу.
спутника запущено на орбиту Земли;
1 см это часть метра.
Уч: Была ли полезной эта игра на уроке, почему?
Дети:…
Уч: Играя, мы уяснили, что с помощью дробей записывают части целого разделенного на доли. Количество неделимых на доли объектов, с помощью дробей не записывают!
VIII Домашнее задание
п.12 № 372(2; 3)
№ 374
№ 375
Долгосрочное задание (на неделю) – сочинить сказку о дробях.
IX Рефлексия

Выберите и покажите тот смайлик, который соответствует настроению в конце урока.
Изменилось ли ваше настроение?
7