Урок математики в 4 классе. Тема: «Решение задач на движение»
Приветствие гостей
Орг. момент.«Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения» Томас Эдисон.
На партах- план урока. Начнем с математического диктанта. Этот вид работы хорошо вам знаком. В 5 классе вы продолжите писать м.д. С какой целью проводим математический диктант?
Цель: повторить устные приемы вычислений.
Рекомендации по оформлению: Пишем только ответы. Не смогли посчитать- точка на месте числа. Клетку вправо и записываем следующий ответ.
Математический диктант:
Разность чисел 50 и 8 (42)
Произведение 12 и 4 (48)
Частное чисел 560 и 8 (70)
Увеличьте 7 в 9 раз (63)
На сколько 83 больше 28 (55)
Во сколько раз 40 меньше 240 (6)
Проверяем. Исправляем неверный ответ, плюс- верный.(карточка ученику, отвечающему у доски)
Оцениваем: нет ошибок-2балла
1 ошибка-1 балл
2 и более-0 баллов
42 48 70 63 55 6
Что повторили на диктанте? Какие знания помогли выполнить задание? (Знание названий компонентов и результата действий, таблицы умножения и сложения, умение увеличивать и уменьшать в несколько раз-кратное и разностное сравнение)
На какие группы можно разбить? ( однозначные и двузначные, Четные и нечетные, Круглые и некруглые (кратны 10), одинаковые цифры в записи )
Анаграмма. Какое слово получилось? Как расположились числа? В каком порядке?
42 48 70 63 55 6
а д а ч а з
Расставить в порядке увеличения
6 42 48 55 63 70
З а д а ч а
С какими задачами мы работаем?
Тема урока: Решение задач на движение.
Цель: Повторить разные виды движения, алгоритм нахождения расстояния между движущимися объектами для разных случаев движения, закрепить и систематизировать полученные знания.
Посмотрите план урока.
2.Работа с опорной таблицей.
Цель: заполнить таблицу, повторить все виды движения, как найти S между объектами в любой момент времени.
Работа в парах. Повторим правила работы.

По таблице уточняем:
1)В каких случаях происходит измененение расстояния между двумя движущимися
объектами?
1.1.в случае движения навстречу
1.2в случае движения в противоположных направлениях
1.3.в случае движения с отставанием
1.4.в случае движения вдогонку
2)В каких случаях расстояние между объектами уменьшается? Чему равна скорость сближения?
2.1. В случае встречного движения. Vсбл.= V₁+V₂, где V₁V₂.
2.2. В случае движения вдогонку. Vсбл.= V₁-V₂, где V₁V₂.
Как в этих случаях связаны время до встречи , первоначальное расстояние и скорость движения?
При встречном движении S=( V₁+V₂)·t.
В случае движения вдогонку S=( V₁-V₂)·t.
3) В каких случаях расстояние между объектами увеличивается? Чему равна скорость удаления?
3.1.В случае движения в противоположных направлениях. Vуд.= V₁+V₂, где V₁V₂.
3.2. В случае движения с отставанием. . Vуд.= V₁-V₂, где V₁V₂.
4) Как найти расстояние между объектами в любой момент времени?
НАДО УМНОЖИТЬ НА ВРЕМЯ СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ (ИЛИ УДАЛЕНИЯ) И ПОЛУЧЕННОЕ ЧИСЛО ПРИБАВИТЬ ИЛИ ВЫЧЕСТЬ ИЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ.
Приступаем к работе. 5- 7минут
Проверяем работу (пара отвечает у доски на каждый вопрос, делает вывод-4 вопрос)
Оцениваем работу: ответил на все вопросы, правильно написал формулы,
Заполнил опорную таблицу- 3 балл.
Ошибка в записи формулы скорости – 2 балла
Не заполнил опорную таблицу-1 балл
Вернемся к цели, которую мы перед собой поставили. Соответствует ли она результату работы?
Рассмотрели все виды одновременного движения, вспомнили, как найти скорость удаления, Сближения, Расстояние при любом виде движения находим по формуле пути s=v·t, только значения s,v,t- наполнены особым смыслом.
Приступаем к решению задач. Работаем в группах. Решение записываем на листах.

Решение:
S=80+(75-55)5=180(км) S= d+( V₁-V₂)·t

Решение:
1)75-60=15(км/ч)-Vудаления
2)15 3+45(км)
Ответ: через з часа пути расстояние между поездами будет равно 45 км.
S=(75-60) 3=45(км) S=( V₁-V₂)·t.
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли два фрегата. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найдите скорость второго фрегата, если известно, что скорость первого фрегата составляет 25 км/ч
168:3=56(км/ч) Vуд.=S:t
56-25=31 (км/ч)
Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км, навстречу друг другу вышли два поезда. Первый шёл со скоростью 80 км/ч, а другой 90 км/ч.
Какое расстояние будет между ними
через 4 часа?
80 ∙ 4 = 320 (км) S=Vt
90 ∙ 4 = 360 (км)
960-320=640(км)
640-360=280 (км)
S= 960 – (80+90) 4 = 280 (км) S=d-( V₁-V₂)·t
Задание повышенной сложностти

Проверяем решение задач.
Задача на (встречное) движение.
Нам известно…
Надо найти…
Чтобы найти…, надо…
Уравнение
7х-5=86
7х=86+5
7х=91
х=91:7
х=13
500-400:(х+43)=400+95
500-400:(х+43)=495
400:(х+43)=500-495
400:(х+43)=5
х+43=400:5
х+43=80
х=80-43
х=37
IX этап: Рефлексия учебной деятельности
Вернемся к цели урока. Соответствует ли она результатам работы?
Цель последующей работы.
Зачем решаем задачи на движение? Как применить в жизни? Как используют ?
Оцените свою работу на уроке (план). Выберите одно из предложений.
Кто выбрал 1 предложение.
Поставьте отметку, подсчитав количество баллов.
Считаем количество баллов
9 баллов- «5»
6 баллов- «4»
Поставьте отметку.
Приложение.
Математический диктант:
1.Разность чисел 50 и 8
2.Произведение 12 и 4
3.Частное чисел 560 и 8
4.Увеличьте 7 в 9 раз
5.На сколько 83 больше 28
6.Во сколько раз 40 меньше 240
Опорная таблица Лист1

По таблице уточняем:
1)В каких случаях происходит изменение расстояния между двумя движущимися
объектами?
1.1.в случае движения__________________________________________________________
1.2. в случае движения __________________________________________________________
1.3. в случае движения_________________________________________________________
1.4.в случае движения _________________________________________________________
2)В каких случаях расстояние между объектами уменьшается? Чему равна скорость сближения?
2.1. В случае ____________________________________. Vсбл.= __________________ где V₁V₂.
2.2. В случае движения ____________________________________. Vсбл.= ___________ где V₁V₂.
Как в этих случаях связаны время до встречи , первоначальное расстояние и скорость движения?
При встречном движении S= --------------------------------------------------------------------------
В случае движения вдогонку S= ---------------------------------------------------------------------------
3) В каких случаях расстояние между объектами увеличивается? Чему равна скорость удаления?
3.1.В случае движения в ------------------------------------------------------ Vуд.= ------------ где V₁V₂.
3.2. В случае движения с ____________________________________ Vуд.= ---------------где V₁V₂.
4) Как найти расстояние между объектами в любой момент времени?
НАДО умножить______________________________________________________________
__________________________________________________________________ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО РАССТОЯНИЯ.
План урока
Математический диктант.
Цель: повторить приемы устных вычислений.
Оцениваем: нет ошибок-2балла
1 ошибка-1 балл
2 и более-0 баллов
2.Работа с опорной таблицей.
Цель: заполнить таблицу, Повторить все виды движения, как найти S между объектами в любой момент времени.
Оцениваем: ответил на все вопросы, правильно написал формулы,
заполнил опорную таблицу- 3 балл.
ошибка в записи формулы скорости – 2 балла
не заполнил опорную таблицу-1 балл
3.Решение задач. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: применить свои знания в решении задач.
Алгоритм решения задачи:
Прочитай задачу.
Определи, о чем говорится в задаче.
Определи тип задачи.
Составь план решения в зависимости от типа задачи.
Запиши решение.
Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
Проверь решение.
Запиши ответ.
Оценивание: решены все задачи верно-4 балла
решены 3 задачи верно- 3 балла
решены 2 задачи- 2 балла
решена 1 задача-1балл
4.Итог урока.
1).Соответствует ли цель урока результатам работы?
2).Цель последующей деятельности
Оценивание:
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!
Считаем количество баллов:

Отметка за работу на уроке:
Уравнение Лист4
Алгоритм решения уравнения:
Прочитать уравнение,
Определить порядок действий.

Уравнение :
7х-5=86 500-400:(х+43)=400+95
Задачи Лист2

Решение:
Ответ:__________________________________________________________

Решение:
Ответ:__________________________________________________________
Задачи Лист3
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли два фрегата. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найдите скорость второго фрегата, если известно, что скорость первого фрегата составляет 25 км/ч
Решение:
Ответ:______________________________________________________
Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км, навстречу друг другу вышли два поезда. Первый шёл со скоростью 80 км/ч, а другой 90 км/ч.
Какое расстояние будет между ними
через 4 часа?
Решение:
Ответ:__________________________________________________________________---
Задача на … движение.
Нам известно…
Надо найти…
Чтобы найти…, надо…
Задача * Лист3

Решение:
Ответ: