СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание отрезков"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание отрезков"

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание отрезков"»

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Учебная тема: Сложение и вычитание отрезков


Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание отрезков»



Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)


Цель

Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей;


Задачи:

Воспитательные: знать правила работы в группе и уметь их применять, уметь адекватно эмоционально относится к мнению партнера.

Развивающие: составить алгоритм действия, уметь сравнивать свой план с эталоном.

Обучающие: научить пользоваться алгоритмом, уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.



Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение .

(Коммуникативные УУД).

- Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.


Основные понятия

Сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое


Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.

- тетрадь

- индивидуальные доски, маркеры

- презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков»

- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Учусь учиться, или Приключения Смайлика/ Демонстрационное пособие для работы по технологии деятельностного метода «Школа 2000…». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.

- электронные физкультминутки (диск)


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа






































Технология проведения


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.





Проговаривают девиз урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.








Организует проговаривание девиза урока.


Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.




Устанавливает тематические рамки.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Для чего нам нужно выполнять эти правила?


2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».


3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)


4. Слайд 2. (тематические рамки)

- Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

На индивидуальных досках записывают равенства.









Высказывают своё предположение.






Фиксируют индивидуальное затруднение.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей.






Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.





Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Слайд 2.

- Составьте равенства по рисунку.

Фронтальная проверка:

2+1=3

1+2=3

3–1=2

3–2=1

- Какое число обозначает целое? (3)

- Какие числа обозначают части? (1 и 2)


2. Слайд 3.

- как называются фигуры? (отрезки)

- Чем различаются отрезки? (размером, цветом).

- Выполните сложение отрезков.

- Выполните вычитание отрезков.


3. Разные версии – возникло затруднение.




4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Физкультминутка

«Морская зарядка»

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


С помощью учителя ставят цель урока.


Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.





Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.


Организует составление совместного плана действий.






Организует определение средств.

- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)


- Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).


- Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.


- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)




Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на индивидуальных досках.






Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.





Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.






Организует уточнение темы урока.

1. «Сами найдём способ»

А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.

Б) Один человек от каждой группы

даёт ответ.

2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Стр. 46 № 1, 2

3. Устранение затруднения.

Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.

4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).


- Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


Физкультминутка «Дискотека для зверят»

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Слайд 6.

- Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)

- Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)

- Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)

Фронтальная проверка.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.












Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

«–».











Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.











Организует самопроверку по эталону.












Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Слайд 7.

а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.


К М М Н


б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.


А В С


2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки



а)

К Н

КМ + МН= КН


б)

В С

АС – АВ = ВС


3.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки.


Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).














Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Составление равенств.

Выполнение заданий учебника:

Стр. 46 № 3

Стр. 47 № 4

Стр. 47 № 5

Фронтальная работа.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.







Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.








Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)

знаю


я запомнил

смог


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).




Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)