Урок математики в 4 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед. Куб»
Слайд 1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2 МИН
Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»
Актуализация знаний.
- Сегодня мы снова попадем в страну Геометрию. А с какими фигурами встретимся узнаете тогда, когда угадаете зашифрованное слово.
( слайд 2 )
Карточка №1(зеленая карточка). Работа в парах. 5МИН ______________________________________________________________________
Игра «Угадай зашифрованное слово»
200 : 5 * 4=160 | Г |
15 * 3 : 5=9 | М |
845-315=530 | А |
20 * 8 : 40=4 | Н |
1000 :100 * 3=30 | И |
900 : 100 * 4=36 | О |
(80 – 50) : 2=15 | Р |
(17 + 13) * 30= 900 | К |
9 | 4 | 36 | 160 | 36 | 160 | 15 | 530 | 4 | 4 | 30 | 900 |
м | н | о | г | о | г | р | а | н | н | и | к |
- Вспомните, что вы знаете о многогранниках.
- Из каких элементов состоит любой многогранник?
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
Введение новых знаний. 5 МИН
Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Кто знает, как называются эти фигуры? Назовите тему урока.
«Параллелепипед. Куб.» (Чтение по слогам. Проговаривают друг другу несколько раз)
Слайд 2.
- Какую учебную цель вы поставите себе на урок?(знакомство с новой фигурой)
- Что значит познакомиться? Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать?
1) Узнать, что это за фигуры - параллелепипед и куб.
2) Выяснить, из каких элементов они состоят.
3) Научиться чертить куб и параллелепипед.
-Посмотрите, какие задачи я поставила вам на урок, чему я хотела вас научить:
(повесить на доску)
Узнать, какие фигуры называют прямоугольным параллелепипедом и кубом. |
Выяснить, из каких элементов они состоят. |
Научиться чертить эти фигуры. |
Слайд 3. 8 МИН
Практическая работа №1 с моделями фигур в группах.
Раздать 1-3 группам параллелепипед, 4-6 группам – куб.
- Вспомним правила работы в группах.
- Карточка №2 (розовая). Выполняйте задания по алгоритму.
______________________________________________________________________
Алгоритм работы в группах:
Цель работы: узнать, какие фигуры называют параллелепипедом и кубом;
выяснить, из каких элементов они состоят.
Чтобы достичь цели, необходимо рассмотреть модели параллелепипеда и куба и выполнить следующие действия:
Откройте учебник на странице 117. Найдите №3. Выполните задания. Результаты своих наблюдений запишите в таблицу:
Название фигуры | Количество граней | Форма грани | Есть ли равные грани? Как расположены? | Количество ребер | Есть ли равные ребра? Как расположены? | Количество вершин | Сколько ребер выходит из каждой вершины? Эти ребра равные или нет? |
Паралл-д Куб | 6 6 | Прямоуг. Квадрат. | Да. Паралл. Да. Паралл. | 12 12 | Да. Паралл. Да. Паралл. | 8 8 | 3 3 |
Показывая на моделях, подготовьте выступление (у каждой группы - свое выступление)
_____________________________________________________________________
Выступают по 1 человеку от группы,2 показ-т на фигуре. Остальные сверяют, вносят необходимые изменения и дополнения.
-Сделаем совместный вывод:
- Чем похожи и чем различаются эти две фигуры? (многогр-ки, …)
- Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед?
- А можно сказать, что прямоуг. параллелепипед – это куб? Почему?
- Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны.
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
- Вернемся к задачам урока. Справились с 1 задачей? Со 2 задачей?
ФИЗ. МИНУТКА. 2 МИН
- Параллелепипед и куб – объемные фигуры или плоские?
Если я называю объемную фигуру – вы хлопаете руками.
Если я называю плоскую фигуру – вы топаете ногами.
Конус, прямоугольник, ромб, куб, трапеция, конус, параллелепипед, круг, шар, пирамида, квадрат, призма.
Какая задача осталась не выполненной? (Научиться изготавливать пар-м. куб.)
Первичное закрепление.
Слайд 4.
Практическая работа №2. 8 МИН
*Построение фигур в тетради и на доске 2 человека.
*Берут нужные материалы (зубочистки, пластелин). Ск. вершин?(8) Ск. ребер?(12) 300
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
- Выполнили 3 задачу?
- Мы с вами открыли новые знания. Какой следующий этап урока?
(будем закреплять наши знания)
- Следующий шаг на уроке – самостоятельная работа.
Слайд 5. 3 МИН
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Карточка №3 . Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни: а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни: а) 12 б) 8 в) 6 4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни: а) квадрат б) прямоугольник 5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни: а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба |
Слайд 6.
Взаимопроверка с образцом на интер. доске (Б, Г, Б, А, В)
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
Включение в систему знаний. 4 МИН
Слайд 7- 8.
- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.
- Где вы сможете применить полученные сегодня знания?
- На каких еще уроках можно применить полученные знания?
- Людям каких профессий нужны эти знания?
- Сможете ли вы в нашем классе найти предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
- Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 4 МИН
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке?
- Вам удалось достичь этой цели?
- Теперь возьмите лист самооценки «Моя работа на уроке» и посчитайте общее кол-во баллов.
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности | Критерии оценивания | Баллы | Мои баллы |
Игра «Угадай зашифрованное слово» | правильно считал и угадал слово | 2 балла | |
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово | 1 балл | |
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово | 0 баллов | |
Практическая работа в группе с моделями фигур | принимал активное участие, делал выводы | 2 балла | |
принимал участие | 1 балл | |
не принимал участие | 0 баллов | |
Изготовление фигуры по развертке | выполнил аккуратно и правильно | 2 балла | |
выполнил аккуратно, но неправильно или правильно, но неаккуратно | 1 балл | |
выполнил неправильно и неаккуратно | 0 баллов | |
Самостоятельная работа | нет ошибок в работе | 2 балла | |
сделал 1 – 2 ошибки | 1 балл | |
сделал более 3 ошибок | 0 баллов | |
ИТОГО БАЛЛОВ: | * |
Слайд 9
- Покажите с помощью геометрических фигур на какой ступеньке «лестницы успеха» вы находитесь к концу урока:
Если вам было легко, вы справились со всей работой без ошибок и набрали 8 баллов - поставьте себя на верхнюю ступеньку. Выходят
Если вам было пока трудно, были ошибки в работе и набрали 6-7 баллов – поставьте себя на среднюю ступеньку. Выходят
Если вы считаете, что нужно еще раз повторить материал и вы набрали 4-5 баллов - поставьте себя на нижнюю ступеньку. Выходят
- Посмотрите, как я оценила вашу работу на уроке: Вы - ….(слайд 8 )
(слайд 9 )
Домашнее задание: дифференцированное с. по выбору.
- Урок окончен.
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности | Критерии оценивания | Баллы | Мои баллы |
Игра «Угадай зашифрованное слово» | правильно считал и угадал слово | 2 балла | |
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово | 1 балл | |
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово | 0 баллов | |
Практическая работа в группе с моделями фигур | принимал активное участие, делал выводы | 2 балла | |
принимал участие | 1 балл | |
не принимал участие | 0 баллов | |
Изготовление фигуры по развертке | выполнил аккуратно и правильно | 2 балла | |
выполнил аккуратно, но неправильно или правильно, но неаккуратно | 1 балл | |
выполнил неправильно и неаккуратно | 0 баллов | |
Самостоятельная работа | нет ошибок в работе | 2 балла | |
сделал 1 – 2 ошибки | 1 балл | |
сделал более 3 ошибок | 0 баллов | |
ИТОГО БАЛЛОВ: | * |
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности | Критерии оценивания | Баллы | Мои баллы |
Игра «Угадай зашифрованное слово» | правильно считал и угадал слово | 2 балла | |
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово | 1 балл | |
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово | 0 баллов | |
Практическая работа в группе с моделями фигур | принимал активное участие, делал выводы | 2 балла | |
принимал участие | 1 балл | |
не принимал участие | 0 баллов | |
Изготовление фигуры по развертке | выполнил аккуратно и правильно | 2 балла | |
выполнил аккуратно, но неправильно или правильно, но неаккуратно | 1 балл | |
выполнил неправильно и неаккуратно | 0 баллов | |
Самостоятельная работа | нет ошибок в работе | 2 балла | |
сделал 1 – 2 ошибки | 1 балл | |
сделал более 3 ошибок | 0 баллов | |
ИТОГО БАЛЛОВ: | * |
Самостоятельная работа
1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:
а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус
2. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет
3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:
а) 12 б) 8 в) 6
4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:
а) квадрат б) прямоугольник
5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:
а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба
Самостоятельная работа
1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:
а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус
2. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет
3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:
а) 12 б) 8 в) 6
4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:
а) квадрат б) прямоугольник
5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:
а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба
Самостоятельная работа
1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:
а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус
2. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет
3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:
а) 12 б) 8 в) 6
4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:
а) квадрат б) прямоугольник
5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:
а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба
Самостоятельная работа
1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:
а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус
2. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет
3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:
а) 12 б) 8 в) 6
4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:
а) квадрат б) прямоугольник
5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:
а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба