Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Урок математики в 4 классе
Тема: Решение задач на движение.
Цели: дать представление о таких понятиях, как скорость, время, расстояние; учить детей решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; воспитывать интерес к точным наукам, дисциплинированность; развивать внимание, мышление, память, практические навыки вычисления скорости, времени и расстояния.
Оборудование: плакат с изображением автодрома; карточки с изображением спортивных машин; карточки трёх цветов: красные, синие и жёлтые – значения которых должны соответствовать номерам спортивных машин трёх цветов: красного, синего, жёлтого; стихотворение Б.Заходера «Шофёр».
Ход урока:
1.Повторение изученного материала
Ребята, сегодня у нас будет непростой урок – мы с вами побываем на гонках «Формула – 1». У нас с вами будет три команды: 1 – й ряд (красные), 2 – й ряд (синие) и 3 – й ряд (жёлтые). Каждому участнику каждой команды присваивается свой номер. Давайте определимся с номерами машин. Участник соревнования сейчас получит карточку с выражением, найдя значение которого, должен подойти ко мне и получить гоночную машину своего цвета.
Красные Синие Жёлтые
35-34=(1) 67:67=(1) 1 х 1=(1)
18:9=(2) 48-46=(2) 29-27=(2)
3 х 1=(3) 27:9=(3) 21:7=(3)
21-17=(4) 2 х 2=(4) 36:9=(4)
100:25=(5) 40:8=(5) 65-60=(5)
3 х 2=(6) 36:6=(6) 34-28=(6)
49:7=(7) 71-64=(7) 53-46=(7)
(Ребята, решив выражения, подходят к учителю и получают карточку с машиной соответствующего цвета с соответствующим номером; таким образом, у каждого участника окажется в руках свой автомобиль.)
Ребята, как и в «Формуле – 1», на каждое новое соревнование команда должна выставлять трёх участников. Приготовьтесь к первому заезду.
(Ребята выбирают трёх первых участников.)
Посмотрите на доску. Здесь вы видите три дистанции. Сейчас участники каждой команды будут по очереди выходить к доске к своей дистанции, решать выражения и прикреплять свой автомобиль на участке, который прошли. Остальные участники команды преодолевают дистанцию самостоятельно у себя в тетради. Начинаем первый заезд.
1 – я дистанция (красная)
! 43067 х 6(258402)! 37296:7 (5328)! 258402+5328 (263730)!
2 – я дистанция (синяя)
! 51235 х 3 (153705)! 24156:9 (2684)! 153705-2684(151021)!3
3 – я дистанция (жёлтая)
!84327 х 5 (421635)! 37888:8 (4736)! 421635+4736 (426371)!
Ребята, первой у нас пришла команда (называет) ряда. Все участники, проверьте свои ответы с теми, что на доске.
2.Работа над новым материалом
Ребята, давайте представим, что красный автомобиль у нас проехал 100м за 4 с, а синий автомобиль – 90 м за 3 с. Красный автомобиль затратил больше времени, однако он преодолел и большее расстояние.
-Как узнать, какой гонщик ехал быстрее? (Узнать, сколько каждая машина проехала за одну секунду.)
Правильно, для этого мы каждое расстояние разделим на затраченное время и узнаем, сколько проехал каждый автомобиль за 1 с:
100:4=25 (м) 90:3=30 (м)
-У нас получилось, что красный автомобиль за 1 проезжал 25 м, а синий – 30 м. Так какой автомобиль двигался быстрее? (Синий.)
Значит, мы можем сказать, что красный автомобиль двигался со скоростью 25 м/с, а синий – 30 м/с.
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. Следовательно, чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время. Скорость можно измерить в таких единицах, как метр в секунду (сокращённо м/с), метр в минуту (м/мин), километр в час (км/ч).
Давайте решим задачу. Жёлтый автомобиль проехал 400 км за 5 ч. С какой средней скоростью он ехал?
-О чём эта задача? (О жёлтом автомобиле.)
-Что нам о нём известно? (Что за 5 ч он проехал 400 км.)
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Да.)
-Что для этого нужно сделать? (400:5=80 (км/ч).)
-Таким образом, мы можем сказать, что скорость, время и расстояние взаимосвязаны. Ребята, давайте подумаем, как мы можем найти расстояние. Которое преодолела машина, если нам известна её средняя скорость и время? (Умножим среднюю скорость на время.)
Давайте вернёмся на автогонки. Решим задачу. Участвуя в гонках, автомобиль в первый час проехал 150 км, выехав на прямую трассу, в следующий час он смог преодолеть 250 км, в третий час машина проехала ещё 200 км. С какой средней скоростью двигался автомобиль.
-О чём эта задача? (О гонках.)
-Давайте запишем условие задачи. Что нам известно?
(В 1 ч – 150 км.
Во 2 ч – 250 км
В 3 ч – 200 км.)
-Что нам нужно узнать? (Среднюю скорость автомобиля.)
-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи (Нет.)
-Что мы можем узнать в первом действии? (Сколько всего километров проехал автомобиль: 150+250+200=600 (км).)
-Как мы узнаем среднюю скорость автомобиля? (600:3=200 (км/ч).)
-Что вы запишите в ответе? (Средняя скорость автомобиля – 200 км/ч.)
Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём.
Качу, лечу
Во весь опор.
(Выполняют ходьбу на месте.)
Я сам – шофёр
(Имитируют управление автомобилем рулём.)
И сам – мотор.
(Круговые движения плечами вперёд – назад.)
Нажимаю на педаль,
(Имитируют нажимание на педаль.)
И машина мчится вдаль!
(Бег на месте.)
Вы немного отдохнули, поэтому можете продолжить работу. Ребята, мы снова на гонках и начинается второй заезд. Команды выставляют по три участника, у которых остались автомобили. Участники по очереди должны будут выходить к доске, заполнять каждый свою таблицу и прикреплять свой автомобиль на графе, которую выполняли.
Таблица для команды красных
Средняя скорость | Время | Расстояние |
10 км/ч | … (3 ч) | 30 км |
… (125 км/ч) | 2 ч | 250 км |
85 км/ч | 4 ч | … (340 км) |
Таблица для команды синих
Средняя скорость | Время | Расстояние |
… (60 км/ч) | 6 ч | 300 км |
5 км/ч | … (37ч) | 180 км |
175 км/ч | 2 ч | … (350 км) |
Таблица для команды жёлтых
Средняя скорость | Время | Расстояние |
95 км/ч | 5 ч | … (475 км) |
… (35км/ч) | 7 ч | 245 км |
6 км/ч | ... (10 ч) | 60 км |
В третьем заезде участвуют гонщики, чьи машины всё ещё стоят в своих гаражах на ваших партах. Вы все знаете, что любой опытный гонщик должен точно знать, где можно прибавить скорость, а где необходимо её уменьшить – к примеру, на поворотах. Так вот ваша задача – правильно решить неравенства.
Поворот для красных
34 х 5…355:5 345+90…48 х 4
Поворот для синих
764-375…67 х 5 645:5…37 х 3
Поворот для жёлтых
795:5…865-698 59 х 4…208+48
3.Подведение итогов
-Наши гонки успешно завершены. Все вы показали хорошие результаты, победила дружба. Ребята, понравился вам наш урок?
-Что нового мы с вами научились делать? (Находить скорость, если известно время и расстояние.)
-Скажите, а что такое скорость?
(Расстояние, пройденное в единицу времени.)
-А как взаимосвязаны между собой скорость, время и расстояние? (Если мы знаем время и расстояние, то всегда можем найти скорость, если мы знаем скорость и время, то всегда можем найти расстояние, если мы знаем скорость и расстояние, то всегда можем узнать время.)
Домашнее задание
Решить дома задачу: «Гонщик на соревнованиях развил скорость до 300 км/ч. Какое расстояние он преодолеет, если не будет снижать скорость
5 ч. Или самостоятельно придумать задачу, в которой нужно было найти расстояние, которое проехал автомобиль.