СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач на движение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Решение задач на движение.

Цели: дать представление о таких понятиях, как скорость, время, расстояние; учить детей решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; воспитывать интерес к точным наукам, дисциплинированность; развивать внимание, мышление, память, практические навыки вычисления скорости, времени и расстояния.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач на движение.»

Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г. Караганда

Урок математики в 4 классе


Тема: Решение задач на движение.

Цели: дать представление о таких понятиях, как скорость, время, расстояние; учить детей решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; воспитывать интерес к точным наукам, дисциплинированность; развивать внимание, мышление, память, практические навыки вычисления скорости, времени и расстояния.

Оборудование: плакат с изображением автодрома; карточки с изображением спортивных машин; карточки трёх цветов: красные, синие и жёлтые – значения которых должны соответствовать номерам спортивных машин трёх цветов: красного, синего, жёлтого; стихотворение Б.Заходера «Шофёр».

Ход урока:

1.Повторение изученного материала

Ребята, сегодня у нас будет непростой урок – мы с вами побываем на гонках «Формула – 1». У нас с вами будет три команды: 1 – й ряд (красные), 2 – й ряд (синие) и 3 – й ряд (жёлтые). Каждому участнику каждой команды присваивается свой номер. Давайте определимся с номерами машин. Участник соревнования сейчас получит карточку с выражением, найдя значение которого, должен подойти ко мне и получить гоночную машину своего цвета.

Красные Синие Жёлтые

35-34=(1) 67:67=(1) 1 х 1=(1)

18:9=(2) 48-46=(2) 29-27=(2)

3 х 1=(3) 27:9=(3) 21:7=(3)

21-17=(4) 2 х 2=(4) 36:9=(4)

100:25=(5) 40:8=(5) 65-60=(5)

3 х 2=(6) 36:6=(6) 34-28=(6)

49:7=(7) 71-64=(7) 53-46=(7)

(Ребята, решив выражения, подходят к учителю и получают карточку с машиной соответствующего цвета с соответствующим номером; таким образом, у каждого участника окажется в руках свой автомобиль.)

Ребята, как и в «Формуле – 1», на каждое новое соревнование команда должна выставлять трёх участников. Приготовьтесь к первому заезду.

(Ребята выбирают трёх первых участников.)

Посмотрите на доску. Здесь вы видите три дистанции. Сейчас участники каждой команды будут по очереди выходить к доске к своей дистанции, решать выражения и прикреплять свой автомобиль на участке, который прошли. Остальные участники команды преодолевают дистанцию самостоятельно у себя в тетради. Начинаем первый заезд.

1 – я дистанция (красная)

! 43067 х 6(258402)! 37296:7 (5328)! 258402+5328 (263730)!

2 – я дистанция (синяя)

! 51235 х 3 (153705)! 24156:9 (2684)! 153705-2684(151021)!3

3 – я дистанция (жёлтая)

!84327 х 5 (421635)! 37888:8 (4736)! 421635+4736 (426371)!

Ребята, первой у нас пришла команда (называет) ряда. Все участники, проверьте свои ответы с теми, что на доске.

2.Работа над новым материалом

Ребята, давайте представим, что красный автомобиль у нас проехал 100м за 4 с, а синий автомобиль – 90 м за 3 с. Красный автомобиль затратил больше времени, однако он преодолел и большее расстояние.

-Как узнать, какой гонщик ехал быстрее? (Узнать, сколько каждая машина проехала за одну секунду.)

Правильно, для этого мы каждое расстояние разделим на затраченное время и узнаем, сколько проехал каждый автомобиль за 1 с:

100:4=25 (м) 90:3=30 (м)

-У нас получилось, что красный автомобиль за 1 проезжал 25 м, а синий – 30 м. Так какой автомобиль двигался быстрее? (Синий.)

Значит, мы можем сказать, что красный автомобиль двигался со скоростью 25 м/с, а синий – 30 м/с.

Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. Следовательно, чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время. Скорость можно измерить в таких единицах, как метр в секунду (сокращённо м/с), метр в минуту (м/мин), километр в час (км/ч).

Давайте решим задачу. Жёлтый автомобиль проехал 400 км за 5 ч. С какой средней скоростью он ехал?

-О чём эта задача? (О жёлтом автомобиле.)

-Что нам о нём известно? (Что за 5 ч он проехал 400 км.)

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Да.)

-Что для этого нужно сделать? (400:5=80 (км/ч).)

-Таким образом, мы можем сказать, что скорость, время и расстояние взаимосвязаны. Ребята, давайте подумаем, как мы можем найти расстояние. Которое преодолела машина, если нам известна её средняя скорость и время? (Умножим среднюю скорость на время.)

Давайте вернёмся на автогонки. Решим задачу. Участвуя в гонках, автомобиль в первый час проехал 150 км, выехав на прямую трассу, в следующий час он смог преодолеть 250 км, в третий час машина проехала ещё 200 км. С какой средней скоростью двигался автомобиль.

-О чём эта задача? (О гонках.)

-Давайте запишем условие задачи. Что нам известно?

(В 1 ч – 150 км.

Во 2 ч – 250 км

В 3 ч – 200 км.)

-Что нам нужно узнать? (Среднюю скорость автомобиля.)

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи (Нет.)

-Что мы можем узнать в первом действии? (Сколько всего километров проехал автомобиль: 150+250+200=600 (км).)

-Как мы узнаем среднюю скорость автомобиля? (600:3=200 (км/ч).)

-Что вы запишите в ответе? (Средняя скорость автомобиля – 200 км/ч.)

Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём.

Качу, лечу

Во весь опор.

(Выполняют ходьбу на месте.)

Я сам – шофёр

(Имитируют управление автомобилем рулём.)

И сам – мотор.

(Круговые движения плечами вперёд – назад.)

Нажимаю на педаль,

(Имитируют нажимание на педаль.)

И машина мчится вдаль!

(Бег на месте.)

Вы немного отдохнули, поэтому можете продолжить работу. Ребята, мы снова на гонках и начинается второй заезд. Команды выставляют по три участника, у которых остались автомобили. Участники по очереди должны будут выходить к доске, заполнять каждый свою таблицу и прикреплять свой автомобиль на графе, которую выполняли.

Таблица для команды красных

Средняя скорость

Время

Расстояние

10 км/ч

… (3 ч)

30 км

… (125 км/ч)

2 ч

250 км

85 км/ч

4 ч

… (340 км)


Таблица для команды синих


Средняя скорость

Время

Расстояние

… (60 км/ч)

6 ч

300 км

5 км/ч

… (37ч)

180 км

175 км/ч

2 ч

… (350 км)

Таблица для команды жёлтых

Средняя скорость

Время

Расстояние

95 км/ч

5 ч

… (475 км)

… (35км/ч)

7 ч

245 км

6 км/ч

... (10 ч)

60 км

В третьем заезде участвуют гонщики, чьи машины всё ещё стоят в своих гаражах на ваших партах. Вы все знаете, что любой опытный гонщик должен точно знать, где можно прибавить скорость, а где необходимо её уменьшить – к примеру, на поворотах. Так вот ваша задача – правильно решить неравенства.

Поворот для красных

34 х 5…355:5 345+90…48 х 4

Поворот для синих

764-375…67 х 5 645:5…37 х 3

Поворот для жёлтых

795:5…865-698 59 х 4…208+48

3.Подведение итогов

-Наши гонки успешно завершены. Все вы показали хорошие результаты, победила дружба. Ребята, понравился вам наш урок?

-Что нового мы с вами научились делать? (Находить скорость, если известно время и расстояние.)

-Скажите, а что такое скорость?

(Расстояние, пройденное в единицу времени.)

-А как взаимосвязаны между собой скорость, время и расстояние? (Если мы знаем время и расстояние, то всегда можем найти скорость, если мы знаем скорость и время, то всегда можем найти расстояние, если мы знаем скорость и расстояние, то всегда можем узнать время.)

Домашнее задание

Решить дома задачу: «Гонщик на соревнованиях развил скорость до 300 км/ч. Какое расстояние он преодолеет, если не будет снижать скорость

5 ч. Или самостоятельно придумать задачу, в которой нужно было найти расстояние, которое проехал автомобиль.